Америка движется к новому финансовому кризису. В истории было множество примеров стран с высокими фактическими и ожидаемыми темпами роста денежной массы, неприемлемыми бюджетными дефицитами, и валютой, находящейся под угрозой обесценения. Если эти страны не решались на радикальное изменение политики, все заканчивалось кризисом. Мы избежим его, лишь если будем действовать решительно и быстро.

 

Еще в 1960-х годах тогдашний президент Франции Шарль де Голль жаловался, что США пользуются "чрезвычайной привилегией" финансирования бюджетного дефицита путем эмиссии долларов. Масштабная скупка долларовых долговых обязательств иностранцами, конечно, может отсрочить кризис, но сегодня у большинства стран есть собственные дефициты, которые необходимо финансировать. Было бы глупо ожидать, что они, и особенно Китай, продолжат финансировать до половины американского дефицита в течение следующих десяти и более лет. Текущий и прогнозируемый дефициты США слишком велики в сравнении с текущим и ожидаемым уровнями сбережений, чтобы можно было полагаться на такой сценарий.

 

Еще хуже, что неработающие резервы банков, которые могли бы быть пущены на кредитование, достигли в этом месяце $1 трлн. Глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке в прошлом неоднократно говорил, что избыточные резервы начнут сокращаться, когда банки и другие финансовые компании погасят масштабную краткосрочную задолженность перед ФРС. Задолженность погашена, однако объем неработающих резервов растет.

 

Как только банки начнут более энергично выдавать кредиты или еще активнее финансировать масштабные дефициты, темпы роста денежной массы резко увеличатся, и доллар опустится до новых минимумов. Обязательно ли дожидаться нового кризиса, чтобы от обещаний перейти к реальным сдерживающим мерам?

 

Многие участники рынка убеждают себя в том, что инфляции не будет, обращая внимание на снижение доходности долгосрочных гособлигаций США и на спрэд между номинальной доходностью обыкновенных Treasurys и защищенных от инфляции облигаций TIPS. Они оценивают инфляционные ожидания по разнице между двумя этими ставками, и полагают, что долгосрочные инвесторы пока не требуют более высокой доходности, чтобы защитить свои средства от инфляции. Но традиционные индикаторы будущей инфляции сейчас дают искаженную информацию, поскольку ФРС кредитует банки практически под нулевую ставку, и те тратят полученные средства на покупку гособлигаций, доходность которых при этом снижается вместе с размером инфляционной премии.

 

Кроме того, ФРС агрессивно скупает ипотечные закладные, отчего снижается и искажается ставка по ипотеке. Такой способ субсидирования банков и увеличения их капитала позволяет спасти эти институты без обращения к Конгрессу за дополнительными средствами. Это соответствует обычной практике ФРС, предпочитающей защищать крупные банки вместо общества.

 

Администрация Обамы прогнозирует дефицит бюджета в среднем на уровне $1 триллиона в год в течение следующих десяти лет. Это явно заниженная оценка, поскольку в ней учтено ожидаемое сокращение расходов на программу медицинского страхования Medicare в размере $200 – 300 миллиардов, которого на самом деле не будет. Кто поверит, что ожидаемое увеличение госрасходов на Medicaid может быть оплачено штатами или что зарплата врачей будет снижена примерно на 25%?

 

Хотя скупка американских долгов Китаем может отсрочить долларовый и долговой кризис, она также задерживает любые эффективные программы, которые помогли бы уменьшить масштаб этого кризиса. Намного лучше было бы приступить к решению проблем прежде, чем позиции доллара будут окончательно подорваны и начнется очередной экономический спад.

 

Период ослабления экономики – не лучшее время для сокращения госрасходов или повышения налогов, но нам и не нужны немедленные драконовы меры. Что нам нужно, так это продуманная в деталях многолетняя программа восстановления фискальной дисциплины за счет сокращения расходов и бюджетное правило, ограничивающее размер и частоту дефицитов. Президент должен представить соответствующий план, произнеся воодушевляющую речь. При этом упор нужно сделать на сокращение госрасходов.

 

Администрация Обамы винит в создании непомерных дефицитов предыдущего президента. Такой подход ошибочен, поскольку скрывает структурный дефект: США давно не в состоянии вводить фискальные ограничения и проявлять финансовую осмотрительность. Федеральное правительство, власти штатов и муниципалитетов недооценивают будущие расходы и исполняют бюджет с дефицитом и в тучные, и в тощие годы. В бюджетах ничего не говорится о будущих обязательствах.

 

На протяжении десятилетий, за исключением нескольких лет в 1990-х, ошибались обе партии, и администрация Обамы – одна из наиболее виноватых. Ее программа антикризисных мер в объеме $780 миллиардов, принятая ранее в этом году, оказалась чересчур расточительной и неэффективной. От группы экономических советников так настойчиво требовали оправдания масштабных госрасходов, что она изобрела постыдный термин "сохраненные рабочие места", который до этого нигде не встречался, у которого нет общепринятого значения и научного обоснования.

 

Одна из причин великой инфляции 1970-х годов заключалась в том, что ФРС избрала в качестве приоритета борьбу с безработицей. Попытки позже обуздать инфляцию были немногочисленными, и в результате на протяжении десяти лет росли и цены, и безработица. Так продолжалось, пока общественность не смирилась с временно высокой безработицей (которая превысила 10,5% осенью 1982 года) ради снижения инфляции. Еще одной ошибкой 1970-х было предположение о том, что кривая Филипса стабильна и между безработицей и занятостью существует устойчивая обратная связь – то есть когда инфляция растет, безработица снижается. На самом деле, росли оба показателя. Под руководством Пола Волкера ФРС перестала делать прежние ошибки, и инфляция стала устойчиво снижаться впервые с 1950-х.

 

Сейчас обе ошибки повторяются. ФРС и многие другие в ближайшее время не ждут инфляцию. Не жду и я. В 2010 году инфляция вряд ли будет высокой. Именно поэтому уже сейчас нужно начать постепенно сокращать избыточные резервы, чтобы ФРС не пришлось, как обычно, резко переходить от чересчур мягкой политики к серьезному ужесточению, которое приводит к глубокому экономическому спаду. Неуклонный курс на стабильное снижение инфляции и сокращение дефицита бюджета поможет избежать кризиса, к которому, несомненно, приведет нынешняя политика. Низкая инфляция и бюджетная дисциплина – как раз то, что нужно для укрепления доллара и повышения экономического благосостояния.

Оригинал статьи

 

Алан Мельтцер, профессор политической экономии Университета Карнеги-Меллона

 

(Слон, 29.10.09)