АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ – ОТ ПЛЮС 22% ДО МИНУС 40 % – ОКАЗАЛАСЬ УБИЙСТВЕННОЙ ДАЖЕ ДЛЯ МНОГИХ СИЛЬНЫХ ИГРОКОВ
От мирового финансового кризиса сильно пострадали печатные СМИ. Во многих странах мира – Россия в целом и Татарстан в частности не стали исключением – многие издания вынуждены были сократить значительную часть штата, поменять периодичность выхода или перейти на цифровой формат. Некоторые и вовсе прекратили свое существование. О том, что ждет индустрию печатных СМИ в ближайшее время, какие меры по выходу из кризиса принимают издатели, рассказывает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов.
ВСЕ БОЛЬШЕ ПОПУЛЯРНЫ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯ
- Можете ли вы дать прогноз развития отрасли на следующий год? Можно ли уже сейчас сказать, насколько пагубны последствия кризиса для отрасли?
- Ситуация, в которой мы находимся, достаточно уникальна. Ни в России, ни в мире никто не сталкивался пока с подобными обстоятельствами. Поэтому пока все прогнозы подменяются сугубо экспертными оценками. Рекламное падение на Западе возможно не столь значительно, как в нашей стране. Оно исчисляется 7–9 процентами, хотя для этого рынка это достаточно большие цифры, так как его объем составляет десятки миллиардов долларов.
Наша индустрия ежегодно росла в разы быстрее, чем в остальном мире. В 2009 году же мы наблюдаем не просто спад, а настоящее обрушение рынка. От плюс 22 процентов мы уходим до минус 40 процентов. Такая амплитуда по-настоящему убийственна для многих даже сильных игроков.
Мне представляется, что где-то уже до конца 2010 года в мировой отрасли начнется рост и возвращение на исходные позиции. В России, скорее всего, к 2011 году отрицательная динамика тоже остановится. Другое дело, что ни в 2010-м, ни в 2011 году в России скорее всего не будет того объема в абсолютных значениях, который был в самом успешном 2008 году.
- Изменится ли структура доходов в печатных СМИ?
- "Рекламозависимая" модель бизнеса печатных СМИ постепенно трансформируется в "контентозависимую". Реклама сохранится как важнейшая составляющая бюджета. Но самым главным последствием кризиса станет то, что издатели печатных СМИ в гораздо большей степени, чем сейчас, будут зависеть от реализации тиражей и от способности использовать цифровые каналы как транспорт для своего контента.
- Сегодня все большую популярность набирают онлайн-издания. По прогнозу британских онлайн-издателей, их доходы, несмотря на кризис, в 2009 году вырастут на 16 процентов. Несет ли развитие онлайн-СМИ угрозу печатным изданиям?
- Интернет не угроза, а дополнительная возможность, которую просто обязаны использовать издатели печатных СМИ, если они хоть немного понимают в том, как меняется потребительское поведение их аудитории, какова структура медиапотребления и какая доля в общем объеме приходится на бумажные носители. Речь идет не о замещении бумаги цифровыми продуктами, а о дополнении ее всевозможными интерактивными форматами, которые наилучшим образом генерируют обратную связь с читателем, позволяя оценить их реакцию, реальный спрос на ту или иную информацию.
- В Европе развита практика платного доступа к контенту, тогда как у нас основной доход онлайн-СМИ получают от рекламы. С чем связано такое положение дел и можно ли ожидать развития платных сервисов и в нашей стране?
- Будущее онлайн-СМИ в нашей стране определяется тем, насколько быстро наши издатели научатся монетизировать свой контент. На Западе были исследования, которые выясняли, какую долю в общем объеме потребляемой новостной информации занимают платные и бесплатные носители. По результатам исследований, на долю бесплатных носителей приходится больше половины объема всей информации, которую потребляет человек ежесуточно. Это, естественно, телевидение, общедоступный Интернет и радио.
Информация как таковая бесплатна. Результат матча или новость о землетрясении в какой-то стране можно всегда узнать бесплатно. Люди платят не за информацию, а за ее упаковку, за форму ее доставки. За то, как она преподнесена и какими дополнительными сервисами она сопровождается. Читатели готовы платить за информацию, адаптированную под их потребительские ожидания и предпочтения. В Интернете будет то же самое.
Мне представляется, что проблема монетизации состоит в технологиях микроплатежей и способности населения маленькими порциями оплачивать те или иные продукты. Все это связано с развитием банковского сервиса в стране и с безопасностью в Сети.
ИЗБЫТОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ
- Цены на печатную продукцию продолжают расти. Между тем покупательная способность населения из-за кризиса падает. Каким образом можно разрешить это противоречие?
- Это реакция на неблагоприятную ситуацию в системе распространения прессы. Потому что у издателей продукты стали только дешевле после оптимизации расходов. Распространение – это ритэйл, а ритэйловые сети оказались одними из первых заложников кризиса. Проблему, о которой вы говорите, можно решить полной реструктуризацией системы распространения, так, чтобы она работала не за счет конечного потребителя.
- Насколько кризис сказался на экономической и финансовой независимости издателей печатных СМИ? Разделяете ли вы мнение некоторых экспертов, считающих, что уровень свободы прессы в России снижается?
- Кризис естественным образом сказался на всех. Особенно пострадали региональные издания. По идее государство должно было бы оказать печатным СМИ помощь. Одной из форм такой поддержки могла бы стать дотация почте: снижение тарифов на доставку подписных изданий.
Проблема в нашей стране – избыток государственных СМИ, чья доля недопустимо выше, чем на всех других рынках, особенно в отношении новостной информации. Это не значит, что надо сокращать количество государственных СМИ, просто надо создать условия для существования независимых.
По материалу РБК daily
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.