ЦАИР ЗАМЕРИЛ "КРИЗИСНУЮ ТЕМПЕРАТУРУ" У ЖИТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА: БОЛЬШИНСТВО БОЯТСЯ ПОТЕРЯТЬ РАБОТУ, В ЧЕЛНАХ НАДЕЮТСЯ НА ВЛАСТЬ, А ДВЕ ТРЕТИ НЕ ПРИДАЮТ КРИЗИСУ БОЛЬШОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Сегодня Центр аналитических исследований и разработок представил результаты очередного, третьего по счету социсследования "Экономический кризис глазами жителей Республики Татарстан". Как следует из выступления руководителя ЦАИР доктора социологии Александра Салагаева, в целом уровень оптимизма несколько увеличился, но настроения жителей РТ остаются тревожными. При этом исследователи ЦАИР делают неожиданный вывод: две трети опрошенных не осознают всей серьезности кризиса.   

 

КТО В РОЗОВЫХ ОЧКАХ?

 

На пресс-конференции в Торгово-промышленной палате РТ ЦАИР представил результаты социологического опроса, проведенного 10-20 октября 2009 года. На различные вопросы, связанные с кризисом, ответили 1625 татарстанцев в возрасте старше 18 лет. В целом, исследователи обнаружили у респондентов больше оптимизма, чем полгода или год назад, когда кризис только начинался. При этом у людей сохраняется надежда на сильных мира сего, которым отводится роль борцов с общественным недугом. Это уже третье подобное исследование, первые два были проведены в ноябре 2008 и феврале 2009 года. По словам руководства ЦАИР, как такового заказчика у этого исследования нет, оно выполняется им по собственной инициативе. О предыдущем исследовании ЦАИР газета БИЗНЕС Online рассказывала  в марте.

 

 

Итак, к каким же выводам пришел ЦАИР? Несмотря на то, что финансовый кризис уже давно справил первую годовщину, в Татарстане только треть населения (32%) осознают, что кризис – серьезный процесс, затронувшая все сферы экономики, остальные по-прежнему пребывают в радужных надеждах, что масштабы этого явления невелики, а то и вовсе искусственно раздуты чиновниками. В подобных розовых очках пребывают, судя по данным ЦАИР, люди из обеспеченных семей и жители Казани – видимо, сказывается то, что в столице РТ кризис ощущается не так сильно, как в других городах РТ в силу большей диверсификации столичной экономики. Люди с очень плохим материальным положением и 42,9% опрошенных жителей Набережных Челнов уверены в том, что кризис будет только усиливаться.

 

Изменилось и мнения людей о том, кто же виновен в случившемся экономическом бедствии. Если год назад многие винили в этом западные страны и, в частности, США, то сегодня 45,2% татарстанцев считают причиной кризиса необдуманные действия руководства России. При этом на него же большинство опрошенных возлагает надежды по выводу экономики страны из сложной ситуации.

 

Любопытно, что среди жителей Челнов больше всего тех, кто верит в "руководящую роль партии", в то же время челнинцы оказались самими большими скептиками в республики по части оценки эффективности предпринимаемых сегодня мер.

 

"Видимо, отчаяние и надежда стоят где-то рядом", - философски заметил Александр Салагаев.

 

Опрошенным было предложено оценить свое материальное положение до кризиса и на данный момент, а также дать прогноз на ближайшие годы. Большинство высказывают мнение, что положение ухудшилось, по сравнению с ноябрем 2008 года, однако стало несколько лучше, чем в феврале 2009 года. Что касается перспектив: 44,7% надеется, что их положение останется прежним, 22,2% верят в небольшое улучшение, 14,3 % прогнозируют ухудшение. При этом в долгосрочной перспективе - 5 лет - большинство опрошенных (38,9%) все же верит в позитивные сдвиги.

 

- Оптимизма стало больше, - считает Салагаев. – У многих людей уменьшились страхи по поводу своего будущего, появилась уверенность, что "дно кризиса" пройдено, хуже не будет.

 

В МОНОГОРОДЕ КАК В ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ

 

Большой блок вопросов в исследовании ЦАИР посвящен трудовым отношениям. Как и следовало ожидать, большинство сокращенных, уволенных, лишившихся социальных льгот, премий и бонусов – жители Набережных Челнов. Но и сегодня, когда, казалось бы, сокращены практически все, кого можно было сократить, только 28% татарстанцев не боятся потерять свое рабочее место. Больше всего подобных опасений у женщин, служащих, людей без высшего образования и с плохим материальным положением в семье. Любопытно, что в случае нарушения трудовых прав только 21,7% работников готовы бороться за свои права (среди них почти треть - казанцы), остальные предпочитают молча терпеть (46,2% в Челнах) или вовсе уволиться.

 

- Особая ситуация в Набережных Челнах, - говорит Салагаев. – Конвейер КАМАЗа в этом году много стоял. Возможности переехать в другой город ограничены: стоимость жилья ниже, чем в Казани, а перспективы зависят от деятельности руководства предприятия. В моногороде - как в подводной лодке...

 

Социологи отмечают, что при этом у жителей РТ относительно невысоко желание что-то менять в своей жизни самостоятельно, например, больше работать, меньше отдыхать или открыть свое дело. Особенно настораживает, считают в ЦАИР, что мало инициативы проявляет молодежь. Вместо этого 51% татарстанцев предпочитают получать пусть небольшую, но стабильную зарплату. "Это такой постсоветствий синдром", - говорит Салагаев. А в случае потери заработка аж 28,8% татарстанцев готовы просто сесть на шею родных и близких.

 

Если судить по данным ЦАИР, кризис в Татарстане не привел к увеличению числа протестных настроений. Как и год назад, только 5,6 % жителей готовы принять участие в массовых выступлениях протеста. 17,5% ответили, что присоединятся к ним "скорее всего". Среди наиболее готовых митинговать – люди с плохим материальным положением, татарстанцы от 25 до 34 лет и, как ни странно, обычно покорные жители села.

 

Наталья Голобурдова