Компания CLC Company - одна из крупнейших игроков на кадровом рынке Татарстана. За восемь лет существования она накопила достаточный опыт, имеет устоявшиеся технологии поиска персонала, наработанные клиентскую и кандидатскую базы. Сегодня добиться этих результатов уже практически невозможно, и начинать такой бизнес в столице исполнительный директор CLC Company Галина Маштакова не рекомендует. Конкуренция слишком большая и той прибыли, которая есть у крупнейших кадровых агентств Татарстана, вы не получите, считает она.

 

О КОМПАНИИ

 

- Галина Юрьевна, как начинали свой бизнес вы?

 

- Кадровое агентство CLC Company было образовано в 2000 году как подразделение одноименного рекламного агентства. Для создания нового направления была приглашена Елена Хапова, в то время уже опытный рекрутер, которая на сегодняшний день является генеральным директором агентства и сейчас занимается реализацией нового проекта - открытие представительства в Германии. Тогда кадровый бизнес был новинкой на рынке. Татарстан оказался не готовым к  этой услуге. Агентства уже существовали, но местные компании не понимали значимости их услуг. Персонал находили по старинке: объявления или знакомства. Потом агентства стали появляться как грибы, среди которых было много «однодневок», подорвавших имидж всего рекрутинга. С негативным настроем многих клиентов мы сталкивались практически везде.

 

О СЕГОДНЯШНЕМ РЫНКЕ

 

- Сейчас ситуация изменилась сильно?

 

- В кадровые агентства обращаются 20 процентов от общего количества работодателей. Однако прогнозируется повышение этого процента в ближайшие 3-4 года до 60. Происходит это в связи с переходом от рынка работодателей к рынку кандидатов. На сегодняшний день сотрудников даже с минимальным опытом работы становится найти все сложнее. Поэтому даже мелкие компании вынуждены прибегать к услугам рекрутинга. 

 

- Почему же тогда кадровый бизнес сегодня не выгоден?

 

- Он не такой рентабельный, как пять лет назад. И дело не только в конкуренции. Еще недавно наши консультанты закрывали огромное количество вакансий в течение каких-то двух недель. Сейчас считается нормой, если вакансия  в работе месяц-полтора, а то и полгода. И тогда деньги получаются очень медленными, а ведь вам необходимо в течение этих шести месяцев содержать персонал и выплачивать заработную плату ежемесячно. 

 

- Как считаете, кадровых агентств станет больше? 

 

- Если говорить об их количестве, то сейчас в связи с насыщением рынка наступает определенная стагнация. В становление этого бизнеса требуется гораздо больше вложений, чем восемь лет назад - около нескольких десятков тысяч евро. Деньги пойдут в первую очередь на достойный офис со всеми коммуникациями и зарплату сотрудникам, создание хорошей кандидатской базы.

 

О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ

 

- По какой схеме зарабатываются деньги в кадровом агентстве?

 

- Все кадровые агентства делятся на три типа. Агентства по трудоустройству, клиентами которых являются соискатели. Рекрутинговые агентства - в этом случае клиентом является работодатель. Так же на рынке присутствуют агентства смешанного типа, услуги которых оплачивают в определенных долях и соискатель, и работодатель.

 

Первым этапом сотрудничества является анализ заявки, насколько возможно подобрать требуемого специалиста. Если даем согласие, то приступаем к его поиску. Существуют разные технологии. Раньше использовались традиционные, когда в СМИ просто размещались объявления. Обойтись этими стандартными способами сегодня нельзя. Даже рядового специалиста по объявлению найти становится все сложнее. В большинстве случаев, все чаще в работе рекрутеры используют технологию прямого поиска, когда делается целевой анализ сегмента и составляется список потенциально интересных предприятий и персоналий. Это самая затратная технология в рекрутинге. Поэтому кадровый бизнес сегодня не столь рентабелен.

 

Чтобы представить  кандидатов соответствующих требованиям работодателя, рекрутеру необходимо проделать огромную работу. На первом этапе мы рассматриваем порядка нескольких десятков кандидатов на вакансию, со всеми с ними проводится предварительное телефонное собеседование, порядка десяти из них приглашаются на собеседование в агентство. На выходе мы предоставляем 3-5 кандидатов, которые полностью соответствуют требованиям заявки. Кроме того, предусматривается гарантийный срок, если вдруг кандидат и работодатель не устроили друг друга, тогда делается гарантийная бесплатная замена.

 

- Когда приходится отказываться от заказа?

 

- Если работодатель себя плохо зарекомендовал на рынке, непорядочно поступает со своими сотрудниками, и его компания недостаточно «белая» - восстанавливать имидж гораздо сложнее, чем его зарабатывать. Еще одна причина, по которой можем отказать в услуге - незакрываемая вакансия. Бывает так, что за очень маленькие деньги хотят найти хорошего специалиста. Ну не может качественный главный бухгалтер получать зарплату в 5 тысяч рублей.

 

О КАДРАХ

 

- Говорят, люди сегодня стали менее профессиональными…

 

- Нет. Просто профессионалов стало недостаточно. Их не стало меньше, их просто стало не хватать в связи с демографией. Одна часть профессионалов уже приближается к пенсионному возрасту, а численность трудоспособного населения резко сокращается. Вторая причина недостатка - экономическое развитие России и Татарстана. По инвестиционной привлекательности Казань занимает третье место в стране - открывается много производственных мощностей. Нехватка специалистов наблюдается на всех уровнях: от низшего до высшего звена.

 

- А как обстоят дела с самими рекрутерскими кадрами?

 

- Выражение когдасапожник без сапог достаточно часто срабатывает. Все дело в специфике работы. Профессиональное выгорание в деятельности «Человек – Человек» наступает гораздо быстрее. Статистика показывает, что рекрутеры работают в кадровых агентствах в среднем 2-3 года, после чего начинают рассматривать другие предложения.  В нашей компании две трети сотрудников работает уже более трех лет. Таких результатов удается достигать благодаря имиджу компании, кадровой политике и системе мотивации персонала.

 

Резеда Гизатуллина