ВЕРХОВНЫЙ СУД РТ ВЫНЕС БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ В КОРНЕ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ В БОРЬБЕ ОБМАНУТЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ VOLKSWAGEN И SKODA ЗА СВОИ ПРАВА

Пока часть обманутых клиентов "Нур-авто" участвует в эмоциональной переписке со штаб-квартирой Фольксваген Груп Рус, требуя выдачи паспортов технических средств, автомобилист из Балтасей Раниф Нургалиев нашел простой и эффективный способ решения этой проблемы. И празднует победу: Верховный суд Татарстана вчера оставил в силе решение Балтасинского районного суда, которое обязывает Фольксваген Груп Рус передать покупателю ПТС к его машине. Уникальность решения состоит в том, что это первый случай в России, когда суд обязал выдать ПТС не дилера, а производителя. Газета «БИЗНЕС Online» выяснила, в чем заключается балтасинское ноу-хау.

ЗАПЛАТИЛ, НО НЕ ПОЛУЧИЛ

Житель Татарстана Раниф Нургалиев 13 декабря 2008 года приобрел в автосалоне "Нур-сервис" автомобиль Skoda Octavia Tour. Несмотря на то, что он сразу внес полную стоимость иномарки – 446 тыс. рублей, Нургалиеву ПТС так и не выдали. Хотя по договору купли-продажи должны были это сделать в течение 25 дней. Так Нургалиев невольно стал одним из 270 обманутых клиентов автосалонов "Нур-авто" и "Нур-сервис", у которых автомобили вроде бы есть, но ездить на них фактически невозможно из-за того, что без ПТС автомобиль невозможно поставить на учет в ГИБДД.

Устав ждать, Нургалиев подал иск в районный суд, который 18 сентября вынес решение в пользу клиента автосалона. Вчера в Верховном суде ФГР пыталось обжаловать данное решение, но, как выяснилось, безуспешно. 

Дело Нургалиева уникально по нескольким причинам. Во-первых, ответчиком в нем выступил непосредственно ФГР. Многие казанцы уже выигрывали аналогичные процессы в районных судах, но в их случаях ответчиком выступал дилер. И когда судебные приставы приходили за ПТС в "Нур-авто" или "Нур-сервис", то им оставалось только развести руками – документов у дилеров просто не было. Во-вторых, это первый случай, когда Верховный суд оставил подобное решение районного суда в силе. В аналогичных случаях, в частности в Новосибирске, Верховный суд встал на сторону ФГР. Таким образом, создан прецедент, который может послужить ориентиром в судебных делах другим обманутым клиентам группы "Нур", а также пострадавшим клиентам других дилеров ФГР из Уфы, Новосибирска, Москвы, Белгорода.

ЗАЛОГ ПОБЕДЫ

Как заявил газете «БИЗНЕС Online» частный юрист Раузит Закирзянов, представляющий интересы истца, основа победы в суде заключается в тезисе "отсутствие ПТС – это недостаток товара". В этом случае неважно, какой дилерский договор заключен между производителем и поставщиков – виноваты оба.

- Отсутствие ПТС – это недостаток товара. Почему? Объясняется очень просто. Открываем закон о Защите прав потребителей, смотрим раздел, где даны определения понятиям. Там написано, что недостаток товара – это когда товар не может использоваться с той целью, для которой был приобретен, - рассказал «БИЗНЕС Online» Закирзянов. - Знаете, я долго думал, какие это могут быть случаи. Кроме нашего, ничего не смог подобрать! Товар-то исправен и покупателю нравится, но конечная цель не достигнута – использовать-то его по назначению нельзя!
У многих сложилось ощущение, что недостаток товара – это, например, отсутствие колеса. Но на самом деле это намного более обширное понятие.

- В Казани многие покупатели также судятся с дилерами. Они приводят в судах другую аргументацию?

- Они начинали спорить о договоре между дилером и производителем – это комиссия, это  агентский договор и прочее. Почему клиента должно интересовать, что там у них между собой в договорах написано? За недостаток товара можно привлечь в качестве ответчика и производителя, и дилера – любого в данной цепочке. У "Нура" денег нет, они есть у ФГР. Еще и штраф могут наложить на организацию, допустившее такое.

- Как вы считаете, Фольксваген Груп Рус будет обжаловать решение Верховного суда РТ по вашему делу в других инстанциях?

- Вряд ли.

Владимир Казанцев