В Европе завершилась футбольная лихорадка. От Лиссабона до Владивостока в квартирах, барах, на улицах бушуют страсти, льются слёзы, посыпаются пеплом головы или, наоборот, воздаются хвалы гениям зелёных полей и футбольным богам.

Чемпионат Европы по футболу — событие, ради которого даже непоколебимый в своей традиционности Первый канал перенёс неприкасаемую программу «Время» на целый час вперёд. Ничто не может сравниться по важности с чемпионатом Европы по футболу. Кроме чемпионата мира по футболу же.

Но мы не об этом. Мы о рекламе.

Чемпионат, естественно, сопровождался морем рекламы. Такие вещи, как Олимпиады или чемпионаты по популярнейшим видам спорта — события не только спортивные, а прежде всего телевизионные. Без телевизионной рекламы (самой дорогой из всех) предприятия такого масштаба провести вообще невозможно — слишком дорого. Кто-то должен платить. А с кого лучше всего взять деньги? — с фирм, которые только и думают, как бы где-нибудь засветиться, подправить (или сформировать) имидж и в конечном итоге, естественно, повысить продажи.

Засветиться на таком событии, как чемпионат Европы по футболу — это всё равно что крикнуть на весь мир: «Мы — крутые!» Гляньте на названия брэндов, которые участвуют в рекламной кампании чемпионата, — всё сплошь зубры мирового рынка: Heineken, Coca-Cola, MasterCard…Изо всех многочисленных реклам, которые мне довелось видеть на прошедшем два года назад чемпионате мира по футболу, запомнилась только одна: ролик про футбольную лихорадку. Если кто забыл — то может посмотреть вот здесь: http://www.ephinx.com/tvadverts/496/mastercard-football-fever-advert.html.

Это действительно блестящая работа. Снято очень просто, даже как бы любительски, но настолько тонко, настолько вкусно, что врезается в память сразу и навсегда. Да и слоган, в отличие от многих других, осмыслен и легко запоминается: «Футбольная лихорадка — бесценна. Для всего остального есть MasterCard».

Мало есть рекламных роликов, которые не надоедают и которые даже хочется пересматривать. Реклама — вещь по природе своей наглая, приставучая и надоедливая, а от тех, кто имеет такой характер, мы стараемся держаться подальше. Рекламную кампанию под слоганом «Есть вещи бесценные. Для всего остального существует MasterCard» вот уже 10 лет ведёт знаменитая фирма McCann-Erickson.  С её творчеством мы хорошо знакомы: ролики, рекламирующие кока-колу, Nestle (последний из них — с Ольгой Шелест на необитаемом острове), Dirol, L'Oreal, а также ExxonMobil, GoodYear, Intel, МегаФон, Microsoft и многое другое — это всё они.

И вот смотришь на всё это великолепие и думаешь: а где же татарстанские брэнды? Разве мы чужие на этом празднике жизни? И вообще — можно ли вспомнить хоть один рекламный ролик какого-нибудь татарстанского брэнда, который хотелось бы посмотреть ещё и ещё, за которым начинаешь охоту в интернете? Тем более что очень скоро нам предстоит принимать Универсиаду. И к этому времени технология поиска спонсоров, проведения PR и рекламных кампаний должна быть отработана до полного автоматизма. Какой может быть шанс лучше показать достижения нашей республики? Разве что Олимпиада или чемпионат по футболу — хотя бы европейский, а ещё лучше мировой.

Кое-что, правда, можно найти, если внимательно присмотреться, и в рекламном блоке, которая шла в перерыве между таймами нынешнего чемпионата. В рекламе Akai внизу маленьким шрифтом написано, что технику сию можно купить в магазинах компании DOMO. Только смотреть надо очень внимательно, потому что текст мелкий и появляется примерно на секунду, если не меньше.

DOMO — татарстанская компания, основанная в 1998 году, но уже в 2005 году ставшая крупнейшей региональной торговой сетью России. Но как же далеко от крошечной надписи, которую с трудом можно углядеть и из которой про DOMO ровно ничего нельзя узнать, кроме как о возможности купить в этой торговой сети технику Akai, до рекламного ролика, который хочется пересматривать! А ведь этот путь нам предстоит пройти, иначе Универсиада обернётся для Татарстана не столько прибылью, сколько убытками, в частности, имиджевыми.

В республике есть настоящие брэнды: Татнефть, Нижнекамскнефтехим, Оргсинтез, КАМАЗ… Команда «КАМАЗ-Мастер» регулярно одерживает победы на крупнейшем ралли Париж — Дакар, имена Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова известны во всём мире. Собираются ли на КАМАЗе использовать славу своих героев для позиционирования своего брэнда, расширения рынка, увеличения продаж на той же Универсиаде 2013 года?

Универсиада — прекрасный шанс заявить о себе. Репортажи будет смотреть весь мир, и татарстанские брэнды, конечно же, уже сейчас готовятся, формируют команды мастеров PR и рекламы, которые подготовят к Универсиаде всё необходимое, чтобы максимально использовать эту возможность, чтобы сформировать нужный имидж, запустить рекламные кампании, о которых будут знать и помнить, создать рекламные ролики, которые не вызывают тоски и острого нежелания иметь дела с рекламируемой фирмой, а которые хотелось бы пересматривать…

Так?

Боюсь, что нет. Моя личная информация свидетельствует об обратном… Если кто-то имеет другую — пусть поделится с нами.

2 июля 2008 г.