Еще два месяца тому назад тема моего поста в блоге «БИЗНЕС Online» на тему «Нужны ли Казани депутаты?» вызывала довольно вялый и иронический интерес. Многие ставили под вопрос вообще необходимость существования этого института власти и в городе, и в целом по России. И вот прошло всего два месяца – и после думских выборов наше население в лице участников митингов на Чистых прудах и на Болотной площади, вкупе с аналогичным митингом в Казани на площади Свободы, продемонстрировало, как минимум, внимание к этому инструменту политики. Выборы и сами депутаты вдруг стали представлять для проснувшейся России совсем другой интерес, граничащий, где с истерией, а где и с попыткой хладнокровного разбора всех тайных механизмов прохождения во власть. Многие вдруг задумались о судьбе своего голоса - украден он или нет? Цена Избирательного Голоса внезапно поднялась на внутриполитическом рынке.

В чем же дело?

Интернет-поколение впервые заявило о себе, как о новой зарождающейся политической реальности. Пока еще эти, в основном анонимные, «интернет-революционеры» не проявили свою реальную силу и организованность. Но для власти стало ясно, что в один прекрасный день вся совокупность «троллей» и «ботов» будет способна оторваться от клавиатур своих гаджетов и реально выйти на площади городов...

Процент населения, не доверяющего власти, приблизился к критическому для стабильности общества показателю - более 25%.Стало понятно, что старые политические технологии начали давать сбой. И причины этого: нерегулируемое получение информации через интернет, неконтролируемое объединение людей через социальные сети, да и само появление качественно нового молодого электората с сужающимися возможностями применения «каруселей» и прочих «административно-выборных технологий».

При этом мне на память приходит знаменитая фраза сэра Уинстона Черчиля о том, что «можно долго обманывать часть народа, можно недолго обманывать весь народ, но нельзя долго обманывать весь народ».

Сейчас, когда страсти начали понемногу утихать, для меня стало понятно, что страна разделилась на два лагеря: один - за ту Россию, которую имеем и хотим сохранить, а другой - за Новую Россию, с новыми законами и новым Лидером. И результаты выборов говорят за это сами собой (хотя, конечно, результаты сторонников «сегодняшней», т.е. «Единой России», скорее всего менее официальных 50%).

Что же заставляет людей голосовать тем или иным способом? Почему даже те мои многочисленные знакомые, кто знает о том самом «обмане всего народа» и творящейся многочисленной несправедливости, критикующие «на кухнях» всех - от гаишника до Путина, продолжают поддерживать существующий режим и даже стараются занимать руководящие посты в ЕдРе?

Желание получить «Новую Россию», по моим наблюдениям, проявили те, кто что-то уже потерял или еще не получил (работу, положение, доходы, социальный статус). Для этого на щит были подняты идеи борьбы с коррупцией и несправедливостью в распределении, в конечном счете, валового (или территориального) продукта. Соответственно, идеи сохранения существующего порядка вещей, т.е. политического строя, предсказуемо защищали те, кто уже что-то «приватизировал» и кому есть что терять (привилегии, собственность, устоявшийся бизнес, - или то, что они пока еще продолжают иметь от природных ресурсов России, или административно-бюджетные возможности). При этом понятно, что существование коррупции и несправедливости эту часть как-то не особо задевает, потому что многие продолжают пользоваться ее плодами с «дающей» или «берущей» стороны. Стабильность для нажитого берут вверх над какими-либо идеями справедливости, демократии, честности выборов и т.п. Те же, кто в свое время это потерял, становятся яростными борцами с системой, из которой когда-то были изгнаны (Немцов, Касьянов и др.) или в которую еще не попали, но хотят попасть в результате новых выборов и занять своё «место под солнцем».

В большинстве, за редким исключением, двигателем, основой социального протеста в нашем обществе в основе явилось и всегда являлось не недовольство какими-то идеями и принципами, а банальное положение в системе распределения привилегий и материальных богатств общества.

Я как-то уже приводил в одном из своих постов цифру, что при уровне расхождения доходов 10% самых богатых слоев с 10% самых бедных слоев в любой стране более чем в 10 раз, - появляется та самая объективная основа социальной дестабилизации, признаки которой мы стали ощущать в послевыборной, «проснувшейся» России. Напомню, что данный индикатор в России превысил уже 15-кратное значение и продолжает расти по объективным законам прироста капиталов, по принципу «богатые становятся богаче, а бедные - еще беднее». И никакие политические реформы, появление новых персонажей на политическом Олимпе без кардинального перераспределения уже имеющейся собственности или правил дележа будущей собственности неспособны в долгосрочной перспективе разрешить это следствие человеческой зависти, основанной на пропасти в распределении общественных богатств. За всей этой политической «право-левой» мишурой, как всегда стоит банальное желание «отнять и поделить». Так в свое время сделали пламенные революционеры в 1917 и младореформаторы 90-х. Так сейчас происходит и в «супер-демократичных» и низкокоррупционных США, где нарождающееся движение «Захвати Уолл-стрит», по сути, ставит вопрос равномерного перераспределения богатств от узкого круга супербогатых в пользу большинства населения.

Интернет-информированное общество ставит вопрос ребром: «Или все будем  как-то богаты, или уж все будем бедны». Но лучше уж первое. Так что на повестке дня стоит вопрос: как будет перераспределяться общественное богатство?

Я думаю, что в ближайшее время в той или иной форме и с разной скоростью будут реализованы следующие шаги:

1. Значительная реконструкция политической системы с трансформацией «Единой России» в новые политические образования с одновременным сокращением расходов на государственное управление.

2. Фактическая деприватизация суперприбыльных отраслей (нефтянки, энергетики, телекоммуникаций) и перераспределение средств для укрепления среднего класса.

3. Монополизация государством банковской сферы и взятия под контроль финансово-денежного обращения с изоляцией его от западных псевдо-денег.

4.Установка экономических и правовых барьеров для вывоза за рубеж капиталов.

5. Кардинальное уменьшение коррупции в обществе, путем присоединения к международной практике признания факта «преступного обогащения» и «раскулачивания» богатых путем установления прогрессивной шкалы налогообложения на супер-богатство.

Может быть, кто-то знает другой путь? Или, как в Северной Корее, будем вырубать интернет и наглухо закрывать границы?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции