Древние дороги всегда естественно-кривые. Они обходят холмы, водоемы, болота и прочие для себя неудобства. Они, как и русла рек, с годами и столетиями ерзают, пока не находят оптимального положения. Из множества нужных пункту направлений выделяются важнейшие. Наконец, они получают названия, чаще всего от местности или от объектов, к которым ведут.
К этим, наиболее важным направлениям со временем прилепляются отпочкования от начального поселения или просто новые населенные пункты. Развитые древние системы расселения людей, в их числе и Казанская - типа многолапого существа. Промежутки между лапами становились лугами, пашнями, пастбищами или оставались ничем. Постепенно и в них образовывались новые поселения, но основные цеплялись за пути-дороги к главному поселению – городу. Со временем какое-то поселение на этих дорогах расцветало, становилось местным центром и тоже давало имя дороге, на которой оно выросло.
Вернемся в Казань. Нам не известен рисунок древних дорог, древнего расселения. Самая ранняя достоверная картография пришла к нам лишь из XVIII века. Подчеркиваю – достоверная – поскольку и ранее имелись мировые и региональные, составленные, как правило, путешественниками, карты, а, также, локальные «чертежей земель». Язык и тех и других в топографическом отношении условный. А из приемлемых и ранних наиболее наглядной, в русле обсуждаемой темы, явилась «Геометрическая карта…большим дорогам, лежащим по Казанскому уезду» конца XVIII века. [илл.1]
Выделенные на ней 8 «больших дорог» сохранили свое главенство до настоящего времени, хотя промежутки со временем все застроились, и в них появилась своя новая сетка улиц. В то время эти дороги назывались (от западной и по часовой стрелке):
- Большая почтовая дорога из города Свияжска, она ж и Московская (ныне – примерно по ул. 1-го Мая и с юга от Порохового завода, Аракчинское шоссе и пр.);
- Дорога на богомолье, т.е. – в Раифскую пустынь (примерно от ул. 1-го Мая на Горьковское шоссе);
- Большая почтовая дорога из города Царевококшайска (ул. Герцена, Краснококшайская, Фрунзе и пр.);
- Проезжая дорога в город Уржум (ул. Декабристов, Дементьева);
- Большая почтовая дорога в город Малмыш, а далее в губернские города Пермь и Тобольск с ответвлением перед Арском в город Мамадыши (ул. Н.Ершова, Сибирский тракт, ул. Мира и пр.);
- Проезжая дорога, называемая Зюрейская в город Мамадыши (ул. Н.Ершова, П.Лумумбы, Мамадышский тракт);
- Большая почтовая дорога в город Лаишев, а далее до г. Оренбурга с ответвлением перед Усадами в город Бугульму (ул. Петербургская, Подаметьевская, Фермское шоссе, пр.);
- Проезжая дорога из г. Тетюш (через деревни Кокушкина, ныне – Кукушкино, Б.Атары и на переправу против с. Ключищи).
А были ли все эти дороги и эти годонимы (названия улиц и др. линейных объектов) еще раньше? Во времена московской Казани достоверно можно говорить о 6 из них. Это:
- Московская (старая) дорога (тогда, не пересекая Казанку, шла от Кремля по сегодняшней ул. Большой на Бишбалту, к устью Казанки и к переправе на с. Верхний Услон);
- Гале(и)(ит)цкая дорога, которая затем станет дорогой из Царевококшайска;
- Алац(тц)(тс)кая дорога, которая затем станет дорогой в Уржум;
- Арская дорога, будущая дорога в Малмыш
- Чювашская дорога (это был пучок дорог на восток, сохранившийся позже в виде Зюрейской дороги);
- Нагайская дорога (их тоже было несколько, идущих на юг: по верхней и нижней террасе и даже за Волгой. Основная нижняя трасса превратилась в дорогу в Лаишев; верхняя – в более поздний Вознесенский тракт, остатком которого является ул. А.Кутуя).
Названия последних дорог - кроме, как ни странно, Московской - держались весьма долго. Все они фиксируются рядом писцовых книг, начиная еще с 1565-1568 годов. И что интересно: в писцовых книгах дороги играют роль не только путей сообщения. Вся территория Казанского уезда поделена по принадлежности к какой-то из этих дорог с целью систематизации учетной статистики (подсчет и межевание земель) всех наличных поселений, угодий и пустошей. Считается даже, что термин «дорога», применительно к вышеуказанным дорогам, вообще обозначал административно-территориальную единицу уезда. Это сомнительно, поскольку нет сведений о наличии административных центров таких единиц, прежде всего Чювашской и Галецкой дорог. Да и при подбивании итогов практически всегда используется форма по такой-то дороге, а не в.
А можно ли считать эти дороги и годонимы еще более ранними? Конечно же. Хотя не сохранились документы, подтверждающие это, но невозможно представить, чтобы новая московская власть за какие-то 12-15 лет протянула столь длинные вылетные дороги и, к тому же, придумала им именно такие названия. Архитектура Казанского ханства постепенно полностью исчезла, в отличие от нее планировка и топонимия оказались более живучими.
Если сомнительно использование термина «дорога» для обозначения административно-территориальной единицы уезда «после казанского взятья», то еще более сомнительно наличие термина «даруга» для обозначения таковой в предыдущую эпоху. Последний термин также не встречается в документах, а введен в оборот Д.А.Корсаковым в 1908 году, и устойчиво закрепился в местной историографии. В ярлыках же ханов Ибрагима и Сахиб-Гирея провинции Казанского ханства обозначались иначе - терминами «вилайет» и «ил». Да и Галич Мерьский, давший имя одной из наших дорог, расположен в центре далекой Костромской области и известен еще с дозолотоордынского времени.
Теперь, убедившись, что названные древние дороги выполняли – да и продолжают выполнять – роль каркаса-шампура, по которому растет наш город, заострим внимание на одной из этих дорог, ставшей хитом метроэпопеи последнего времени - Алацкой. Но об этом в следующий раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.