«НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!»

В Арбитражном суде РТ не так давно рассматривалось дело об имущественной принадлежности песен, в данном случае татарских. Непривычная для наших соотечественников ситуация. Разве песня относится к товарам? Кто ее собственник и хозяин – поэт, композитор, аранжировщик или певец? Или спонсор, оплативший расходы на создание песни? Никогда не приходилось слышать или читать, чтобы подобные судебные процессы происходили в каком-либо этническом сообществе в нашей стране.

Не часто такие споры возникают и на русскоязычной эстраде. На слуху миллионов людей песни советской поры в исполнении Аллы Пугачевой, Муслима Магомаева, Марка Бернеса, Иосифа Кобзона и других мастеров эстрады. Напишет Александра Пахмутова на слова своего мужа Николая Добронравова новую песню, споет ее Лев Лещенко или Магомаев, потом еще кто-нибудь из певцов, а там подхватят миллионы советских людей и даже иностранцы. «Подмосковные вечера», «Геологи», «Надежда» и десятки других песен стали символом времени, объединяющей силой для миллионов. На них жили единственный телеканал и радиостанция, авторам тоже доставало почета и, по возможности, благ. До сих пор в татарском мире поют песни Салиха Сайдашева, Мансура Музафарова, Русема Яхина на слова Гульшат Зайнашевой, Мустафы Нугмана, Ахмеда Ерикея и других поэтов. Не помню, чтобы кто-нибудь судился из-за нарушения авторских прав, хотя бывало, наверное, и нарушали. Могли и судиться, но никогда сор из избы не выносили, раз мы ничего о подобных конфликтах не слышали.

Вся беда в том, что национальная песня, включая и русскую, сейчас погребена потоком зарубежных или отечественных невразумительных шлягеров, а конкуренция с западными видеоклипами не обещает скорой победы. Случаи хорового исполнения нынешних песен на юбилеях, свадьбах маловероятны. И в наши дни сочиняют и записывают сотни песен, но почти ни одна из них не запоминается.

А ведь песню теперь не столько слушают, столько смотрят! Запоминается не содержание, не припев, а лихой видеоряд, иногда не связанный с текстом. А тут в Казани разгорается спор из-за татарских песен, авторства стихов, мелодий и клипов, которые могут привлечь аудиторию и принести доход! Их крутят на радио и телевидении, они помогают кому-то продавать товары и услуги, создавать чей-то образ, сохранить или получить в высокий пост. Незамысловатые куплеты поэта и неказистый мотив в исполнении талантливого певца могут стать фактом высокой политики и даже иногда экономики.

И что примечательно, сей факт полностью опровергает версию о том, что татар и других этнических сообществ уже почти что нет, или они скоро исчезнут. Как отвечал старый еврей на вопрос: «Как дела?» – «Не дождетесь!» Во всяком случае в ближайшее время. Такое «завихрение» глобализации заслуживает внимания. С песенно-телевизионной индустрией непременно стоит разобраться как в финансово-юридическом плане, так и в творческом.

ПОСЛЕ ПЕРЕМИРИЯ

Как соблюдается мировое соглашение, заключенное в апреле между хозяйствующими субъектами – телеканалом «Майдан» и TMTV (о чем говорилось в моей предыдущей статье)? И вообще, кто прав и кто виноват в этом споре? Об этом неоднократно писала газета «БИЗНЕС Online», но тема все не устаревает. Если учесть, что ответчик – телеканал «Майдан» – учрежден при непосредственном участии представителей группы кампании «ТАИФ» и динамично набирает обороты и высоту, ситуация выглядит интригующей. Финансовый и административный ресурсы способны влиять на вдохновение творцов и эффективность хлопот менеджеров.

Со стороны истца выступает продюсерский центр, входящий в ИДЦ «Барс-Медиа», который более 10 лет лидирует в сфере национального шоу-бизнеса и выпуска аудиовизуальной продукции. Количество выпущенных CD и DVD («Барс-Медиа» первым начал массовый выпуск аудиокассет и лазерных дисков) исчисляется десятками миллионов. На его счету – бренды концертных и телевизионных программ, фестивали татарской песни и награда «Золотой барс», оформление сцены, освещение, костюмы и хореография… Им выращены свои эстрадные звезды, есть продюсерский центр, сеть радиостанций «Татар радиосы», рекламное агентство, торговая сеть Bars distribution, а теперь и свой телеканал TMTV. Все это позволяет «барсам» высокопрофессионально вести дела с партнерами и работать с аудиторией.

Надо полагать, у сторон есть возможность решать проблемы, помимо судебного разбирательства. Неизвестно, пытались ли они это сделать. С обеих сторон «крутые» и действительно высокопрофессиональные, энергичные специалисты. Какова же реальная основа конфликта в сфере авторских прав и как его преодолеть? Имеет ли этническое телевидение, в данном случае музыкальное, перспективу?

ОТВЕТЧИК НЕ УНЫВАЕТ

С такими вопросами я отправился в Троицкий лес. Здесь, в трех шагах от «ваминовского» дворца на Казанке, располагаются телеканал ITV и его родной брат, детище примерно тех же учредителей – телеканал «Майдан».
Отсюда ведется круглосуточное вещание первого татарского музыкального телеканала. Несмотря на скромные параметры на фоне крупных кампаний типа ТНВ (8 сотрудников, относительно небольшие суммы финансирования и доходов, небольшие студийные и офисные площади), «Майдан» чувствует себя уверенно и оптимистично. Директор канала Дамир Давлетшин настроен к конкурентам вполне дружелюбно.

На сайте канала говорится: «Татарский музыкальный телеканал «Майдан» – это первый развлекательно-музыкальный канал в истории татарского телевидения, ориентированный на зрительскую аудиторию всех возрастов. Зона вещания охватывает 42 города России и 16 городов Татарстана...» Работая всего два года, «Майдан» закрепил за собой значительную часть аудитории и заявляет, что его потенциальная аудитория – 3 млн. человек. Цифра эта, вероятно, складывается из числа абонентов спутникового вещания «Телекарта HD» и кабельных операторов. При желании не менее 3 млн. человек могли бы одним нажатием кнопки открыть «Майдан» в своем доме.

Фактически, если учесть количество татарского населения, зоны приема спутниковой тарелки «Телекарта HD» и абонентов кабельных сетей, зрителей можно набрать вдвое больше. Но для такой небольшой и молодой компании и нынешние показатели весьма солидные. Особенно если учесть, что почти по всей России зрители телеканала «Континент ТВ» через телекарту HD могут смотреть «Майдан»

Учредители находят возможность финансирования подачи сигнала на спутник и кабельные сети. Совершенно понятны тревоги генерального директора канала «Татарстан – Новый век» Ильшата Аминова в связи с отказом включить главный телеканал Татарстана в пакет цифровых каналов и с угрозой потерять эфирное вещание с переходом на «цифру». Однако руководителей новых телеканалов «Майдан» и TMTV эти проблемы почти касаются. Будет возрастать значение спутникового, кабельного вещания и трансляции через интернет, а такие возможности у «новичков» есть. Затраты по сравнению с конкурсами и тендерами для попадания в «мультиплекс» небольшие.

Эдуард.jpg
Эдуард Утяганов: «Спорные» песни записаны на концертах, но они (тексты, мелодии) ранее были проданы продюсерскому центру «Барс-Медиа».

«ПИРАТСТВО» ИЛИ ВОЛЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ?

Невозмутимое отношение «майдановцев» к позиции «барсов» удивляет, хотя обоснованность их претензий к себе они не признают. «Не только мы, даже сами певцы не знали точно, что исключительное право отдано «барсам». Иногда песни проданы за смешные деньги, – говорит главный продюсер телеканала «Майдан» Эдуард Утяганов. – Некоторые договоры при тщательной проверке можно подвергнуть сомнению». «Спорные» песни записаны на концертах, но они (тексты, мелодии) ранее были проданы продюсерскому центру «Барс-Медиа». В том числе при съемке видеоклипа. Теперь для «барсов» вольное использование затратного продукта их труда выглядит как элементарное пиратство, но доказать это не всегда получается.

«Барс-Медиа» накопил огромный запас договоров с певцами, авторами музыки или текста. Исполнители не всегда давали себе отчет в том, что они фактически согласились с запретом не исполнять «свои» песни без разрешения правообладателя. С точки зрения законодательства об авторских правах, никто не может исполнять публично песню без согласования с «барсами». Судебное разбирательство могло превратиться в отъем 2,6 млн. рублей за использование песен, хотя они были записаны в другом месте и с согласия исполнителя и авторов. В частности, песня «Цыганская девушка» в исполнении Айдара Галимова и несколько произведений Зифы Нагаевой стали яблоком раздора.

«Майдан» считает, что согласие российского авторского общества и отсутствие запрета его татарстанского отделения на исполнение песни – основание для использования песни. Такую точку зрения поддерживает и руководитель татарстанского РАО Зуфар Хайретдинов. Раз песня включена в репертуар РАО, значит можно использовать с оплатой авторам, как и требует РАО. Возможно, правовая коллизия создает условия для двоякой трактовки. Несовершенство законодательства само создает конфликтную ситуацию.

Короче, в апреле «Барс-Медиа» отказался от иска с условием уважать правообладателя песен. «Майдан» также остался довольным таким исходом. Если бы заранее знали о возможном споре, канал не брал бы «чужие» песни, пусть даже записанные своими операторами, уверяют сотрудники телеканала.

Я допытывался у Давлетшина и Утяганова, было ли давление «сильных» фигур в поддержку «Майдана». Они этого не подтверждают: и без звонка «сверху» иск не имел перспектив, и дело разваливалось. С этим, точнее, с реальной путаницей системы охраны авторских прав и правовыми коллизиями, несовершенством законодательства, надо разбираться законодателям на федеральном уровне, но это уже другая тема. Пока же не одна сторона не может добиться «чистой победы» в хозяйственном споре. Представляю, как облегченно вздохнул арбитражный судья, когда стороны согласились на мировое соглашение…

 

IMG_0939.jpg
Директор канала Дамир Давлетшин настроен к конкурентам вполне дружелюбно

 

КАК ЖЕ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ?

Будет ли продолжено «пиратство» – использование проданных песен и клипов? «Нет! – отвечают Дамир и Эдуард. – Эти 14 песен нам абсолютно не нужны!» У «Майдана» и так накоплено 4 тыс. песен, на которые не требуется разрешений. Если бы их предостерегли, не было бы и тех случаев, которые вызвали спор.

Любопытно было узнать, что «Майдан» открыт любому исполнителю. Приходит певец со своим диском, и если качество записи удовлетворяет, песня ставится в передачу. В этом канале рассказывают анекдоты, крутят видео с фольклором и ретро-музыкой. «Майдан» не оформляет и не спрашивает авторство, считает, что все, что создано творцами, должно дойти до народа. Вариант простой, избавляющий от многих хлопот. И аудитория должна быть «простой», непривередливой, демократичной. Ох, и коварны же иногда пути достижения рейтинга!

Утяганов гордится непредсказуемостью канала «Майдан»: мало кому известно, что будет в программе через 3 часа или 30 минут. Главное внимание этот канал обращает на развитие сетей вещания. «Майдан» будет динамично распространяться по миру благодаря кабельным сетям и интернету. И, конечно, благодаря спутниковому каналу continent.tv, который транслируется через тарелку «Телекарта HD».

Что интересно, Эдуард с Дамиром признают, что у их конкурентов – TMTV – качество записей отточено, картинка красивая, звук хороший. Это действительно яркий концерт.

«Майдану» остаются фольклор, ретро, юмор, новые авторы и исполнители, творческие эксперименты, концерты и салонные вечера. Руководителям канала неважно, кто сочиняет и поет. Лишь бы народ слушал и смотрел! На оформление авторских прав и всяких договоров здесь времени не тратят. Если артист приносит диск со своим выступлением и если оно интересное, берут и все. Цена вопроса – тысяча рублей на подготовку записи и подключение в программу. Остальное зависит от таланта исполнителя, качества записи. Демократия! И зритель должен быть готов к таким «простым» манерам.

Не трудно предположить, что столь открытое и с виду «неказистое» телевидение может, не меняя формата, расширить формат и тематику, обогатить контент за счет информационных выпусков. И не только на татарском языке. Я бы с удовольствием послушал ежедневные обзоры казанской и татарстанской прессы. И посмотрел бы еженедельные обзоры телевизионных передач с участием ярких экспертов.

ЧТО ЛУЧШЕ: «ЯРКИЙ КОНЦЕРТ» ИЛИ «ПЕСНИ О РОДИНЕ»?

Директор канала TMTV Тимур Сайфутдинов – один из тех, кто переживает в связи с несанкционированным использованием песен, на создание которых «барсы» тратят немало средств. Но и он, как и руководители «Майдана», четко определяет различия между конкурентами. Концепцию канала «Майдан» можно назвать «Песни о Родине». Здесь могут быть записи с концерта в клубе, и фольклор, и анекдоты. А канал TMTV можно обозначить термином «яркий концерт». Он работает преимущественно для молодежи, а значит, аудитория перспективная и платежеспособная. Любой пользователь интернета, открывший сайт www.tmtv-online.ru или подключившийся через кабельный канал, может убедиться, что это действительно канал яркого концерта. Весьма приличное число молодых зрителей привлекает специальная группа, созданная в социальной сети vkontakte. http://vk.com/tmtvonline
Высокопрофессиональная эстрада, хорошо поставленные клипы, режиссура, новизна песен и клипов, современные ритмы и темп привлекают молодежь. В фондах этого канала 2 тыс. часов видеопродукции, записанной своими усилиями и защищенной договорами об авторских правах, принадлежащих «барсам». ИДЦ «Барс-Медиа» со своей инфраструктурой придерживается корпоративного формата. Все направлено на рекламу своих продуктов, своих исполнителей и концертов. Правда, «ТатмузТВ» (так иногда называют этот телеканал) сейчас половину эфирного времени отдает «небарсовским», «чужим» исполнителям. Почему бы «барсам», таким крутым и современным, не соблазнять татарской эстрадой зрителей других стран и народов, попробовать конкурировать со странами СНГ, Азии и даже Европы? Там стандарты еще выше, к голосу и аранжировке требования серьезные. Почему Россия и мир не должны слушать татарские песни? Смотрятся же на большом экране Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, а также оперная звезда Альбина Шагимуратова! И певица-киноактриса Малика прилично выглядит на популярных каналах. Всегда можно разойтись на космической орбите современного телевидения, места хватит всем.

Тимур-Сайфутдинов,-директор-ТМТВ.jpg
Тимур Сайфутдинов

ЕСЛИ ЗРИТЕЛЬ НЕ ЗНАЕТ ТАТАРСКОГО…

Музыкальные клипы и видеоанекдоты как дефицитный продукт смотрят на обоих каналах и русскоязычные зрители. С учетом манипуляций с цифровым вещанием и «дедовщиной» центра при формировании «мультиплекса», такие юные каналы, как «Майдан» и TMTV, могут заявить о себе в региональной нише, не отказываясь от «дальней» аудитории при помощи интернета и спутникового вещания.

«Чисто татарский» контент принципиален и ценен, но уязвим. Недостаточное владение молодых татар родным языком сужает аудиторию. Не стоит забывать и об иноязычной аудитории, интересующейся татарской культурой и историей. Специально расспросил своих знакомых, смотрят ли русскоязычные зрители татарские клипы. Судя по ответам, смотрят и довольно часто. Ведь смотрят везде зарубежные клипы! Интересно, что они видят и понимают?
На первой странице интернет-сайта обоих телеканалов выставлены клипы. Сайт www.tmtv-online.ru оформлен богаче и ярче, а сайт www.maidantv.ru, который имеет обширный спектр сетей вещания, в интернете выглядит попроще.
Предлагаю посмотреть и высказать свое мнение по поводу двух клипов из сайтов обоих каналов. Скажу заранее, что некоторые духовные деятели могут пожурить за песню в стиле восточного танца, предлагаемую каналом TMTV.

А теперь прошу запастись терпением и посмотреть еще один клип. Телеканал «Майдан» предлагает героическую легенду о 12 девушках, щитом вставших за свою родину в 1236 году против захватчиков, уничтоживших столицу Волжской Булгарии Биляр, о святом роднике и Хозяйской горе. http://www.maidantv.ru/zu-la-la-medxia.html
Хотя эти клипы разные по духу и содержанию, они похожи по составу исполнителей и менталитету. По случайному совпадению роль главной героини обоих клипов исполняет одна и та же артистка – Лэйсан Махмутова – вместе с подругами по ансамблю «Зу-Ляй-Ля».

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ «ЗОЛУШКИ» ПОЛУЧАЮТ ШАНС ПОПАСТЬ НА БАЛ

«Золушки»-телеканалы не скоро пробьются в цифровой мультиплекс, но они тоже борются за внимание и рейтинг. Экран везде стеклянный, прямоугольный (как говорят о футболе, мяч круглый, поле ровное), краски, цвета и семь нот те же самые, общие для всех. Состязаются прежде всего таланты и понимание запросов публики.
А ее просто так не завоюешь. Тут возможны сюрпризы. Спутники и цифровые пакеты не всегда властны над умами и душами. По-моему, это интересная ситуация. Можно иметь прекрасную техническую возможность смотреть какой-то канал, но не тянет, душа не лежит. Это все равно что ехать в роскошном свадебном лимузине с нелюбимым человеком. Вывод: не надо на зрителя наезжать мультиплексом, зомбировать его пятичасовыми криминальными фильмами на весь вечер и крикливыми, хлесткими ток-шоу. Я вовсе не обязан смотреть «обязательный» пакет федеральных каналов. Дайте что-нибудь для души и про нашу повседневную жизнь. Региональные, в том числе этнические каналы, отнюдь не аутсайдеры и не «лишняя ложка».

Что интересно, руководители обоих каналов встревожены угрозой изгнания из эфирного вещания своего соперника – канала ТНВ, считая это ущемлением интересов Татарстана и всех российских татар. Сам факт дискриминации регионального телевидения возмущает и Утяганова, и Сайфутдинова, и их коллег.

Какой же напрашивается вывод? TMTV и «Майдан» тоже участвуют в телевизионном процессе. Создание «имперского» мультиплекса цифрового вещания их тоже касается.

Музыкальные каналы в политику не лезут. Никому не мешают. Республиканский бюджет им не выделяет ни копейки. Они занимаются важнейшим государственным делом, создают этнический контент, производят социально значимый продукт. Влияют на сохранение этнического самосознания народа. Довольно обстоятельное разбирательство с работой каналов-конкурентов у меня оставило чувство определенной гордости и уважения к ним. Наши ребята не отстают от других, наоборот, кое в чем даже лидируют. Они прокладывают дорогу для остальных этносов страны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции