АРСЕНАЛ ПИЩЕВИКОВ И РИТЭЙЛЕРОВ: ЗАКОННЫЙ ОБВЕС ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КВАС С "ГРАДУСОМ", "ХИМИЧЕСКИЕ" ЙОГУРТЫ И КОЛБАСЫ И ДИСТИЛИРОВАННАЯ ВОДА 

О проблемах безопасности пищевой продукции рассказали в Торгово-промышленной палате РТ на республиканской конференции по потребительскому рынку. Как оказалось, несмотря на принимаемые меры в плане улучшения качества товаров, производители ухитряются увеличивать свои прибыли за счет уменьшения веса выпускаемой продукции или сбывая несвежий товар под видом свежего. Страдает же от этого потребитель.  

ЖАЛУЮТСЯ ВСЕ

Это уже шестая конференция, которая проводится для  того, чтобы объединить совместные усилия власти, бизнеса и потребителей для создания цивилизованных отношений на потребительском рынке. По словам организатора конференции, председателя совета некоммерческого партнерства "Торговая гильдия РТ" Марса Исмагилова, львиная доля жалоб у потребителей всегда возникала в сфере торговли. Однако в этом году наметилась тенденция к увеличению числа жалоб в связи с повышением цен на услуги ЖКХ. Производители в свою очередь жалуются на потребителей-"экстремистов", которые используют закон в своих целях и мешают им работать. Также некоторые участники не до конца понимают сути таких изменений как отмена сертификации. "Если раньше орган по сертификации отвечал за качество товара, то теперь сам производитель должен отвечать за это", - пояснил Исмагилов. 

ХИМИЯ ВЕЗДЕ

Заместитель гендиректора республиканского сертификационного  методического центра "Тест-Татарстан" Любовь Артамонова посетовала на слабость законодательной базы. По ее словам, сейчас органы госконтроля не имеют право проверять вновь созданное предприятие первые три года. Этим пользуются недобросовестные товаропроизводители, которые по прошествии трех лет меняют свой юридический статус. Кроме того, есть и другая проблема. "В производстве многих пищевых продуктов используются пищевые добавки химического происхождения: ароматизаторы, эмульгаторы, красители, загустители, стабилизаторы. Их наличие в продукте невозможно проверить из-за отсутствия методик для их определения. Поэтому многие безалкогольные напитки, мучные сахаристые кондитерские изделия, колбасы, йогурты явно не безопасны для здоровья", - испугала всех своим заявлением Артамонова. 

Отдельные требования современных нормативных документов имеют слишком расплывчатые требования. "Стандарты питьевой воды не содержат нижних пределов по жесткости воды, по сухому остатку, кальцию, магнию и другим элементам. И бывает так, что, не нарушая нормативный документ, предприятия могут вырабатывать почти дистиллированную воду, употребление которой негативно сказывается на организме человека", - заявила Артамонова. 

АЛКОГОЛЬНЫЙ КВАС

Кроме того, она  рассказала о том, то на сегодняшний день согласно ГОСТу содержание объемной доли спирта в хлебном квасе может доходить до 1,4% (при том, что раньше содержание не превышало 0,6%). Учитывая же, что потребителями этого продукта являются и дети – это негативно сказывается на их здоровье и может повлиять на склонность к дальнейшему употреблению алкогольной продукции. По мнению представителя центра "Тест-Татарстан", в торговле должен быть жесткий контроль при приемке продукции. Впрочем, уже некоторые крупные торговые сети проводят внутренний аудит предприятия при заключении с ним договоров на поставку. "Такие сети, как Metro, Real и другие перепроверяют качество продукции, реализуемой у себя", - заявила Артамонова.  

ГДЕ ПРАВДА?

Интересной информацией поделилась руководитель АНО "Центр потребительской информации РТ" Альфинур Латыпова. По ее словам производители часто пользуются тем, что законодательно не прописаны такие нормативы, как место расположения важной информации о товаре или вводят в заблуждение потребителей, указывая вроде бы правдивую, но лишнюю информацию. В качестве примера была продемонстрирована этикетка подсолнечного масла "Злата", на которой было написано об отсутствии в масле холестерина. Однако любое растительное масло не содержит холестерин, таким образом, казалось бы, правдивое заявление вводит потребителя в заблуждение.

ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ

К различным ухищрениям прибегают производители молочных изделий. Если раньше упаковка молока выпускалась объемом 1 литр и эта информация крупно прописывалась на передней стороне упаковки, то сейчас большинство производителей молочной продукции, пользуясь тем, что потребитель привык к литровой упаковке, понизили объем до 950 или 900 мл. Причем информация об этом прописана мелким шрифтом на оборотной стороне упаковки. "Фактически нарушения нет – информация об объеме товара присутствует, но покупатель все равно введен в заблуждение. То же самое можно сказать и об упаковках сливочного масла, вес которых производители понижают с классических 200 грамм до 180 и ниже, "пряча" эту информацию на оборотную или боковую сторону упаковки", - рассказала Латыпова.  

"СВЕЖЕЕ" СТАРЬЕ

Некоторые крупные  торговые сети грешат тем, что зачастую по несколько раз переклеивают стикеры с указание даты производства товара, "обновляя" таким образом, уже устаревшую продукцию. Бывает, что эти стикеры, наклеиваемые на упаковку, закрывают также и важную информацию о товаре (например, наличие в нем консервантов). Что делать покупателю в таком случае? Ответ очевиден – голосовать рублем, то есть попросту не покупать данный товар.  

Тимур Касимов,
фото автора