Уважаемые материалисты! Вы полагаете, что инновации — это техника, технология, информатика, и только. Я хочу убедить вас в обратном, в том, что корни модернизации лежат в тех тонких структурах, которые именуются деловой культурой, идеологией, менталитетом. Ничего у нас не получится, если мы не начнем с инноваций в тонких структурах. И очень может быть, что изменение организационной культуры на предприятиях активизирует изменения в стране.

 

Всё больше предпринимателей обращаются к этому ресурсу, и все путаются в понимании предмета. Одни говорят, что оргкультура — это атмосфера, климат; другие — что отношения между сотрудниками, подчиненными и начальниками; третьи имеют в виду командный дух; четвертые догадываются, что речь идет о деловых ценностях. Правы все понемногу, но последние ближе к истине.

 

Культура начинается с ценностей. А что это такое? У вас же есть какие-то представления о совершенстве бизнеса? Вы наверняка в своей среде говорите об эффективности, качестве, авангардности, динамике, командности, инновационности. Это и есть деловые ценности. Их много, я насчитал свыше 40.

 

Теперь давайте дадим определение понятия: ценности — это те представления о совершенстве бизнеса, которые мы считаем для себя ведущими, на которые ориентируем свои организации. Значит, из всего многообразия ценностей надо выбрать самые приоритетные на ближайшую или же стратегическую перспективу. Тогда эти сознательно, продуманно выбранные ценности мы приведем в некоторую систему, иерархию, т. е. какие-то окажутся ведущими, какие-то — обеспечивающими. Ведь есть такие ценности, без которых не может обойтись никакой бизнес. Например, управляемость. Если мы не реализуем эту ценность, фирма потонет в разногласиях. Или конкурентность. Любому предприятию приходится себя с конкурентами сравнивать, создавать конкурентные преимущества для собственных клиентов, сотрудников, иногда поставщиков и инвесторов. Так что следование подобным ценностям не зависит от нашего выбора, они заданы природой бизнеса.

 

Но есть другие ценности, которые мы можем принять, а можем и пренебречь ими. Например, проактивность. Имеется в виду способность упреждать нежелательные тенденции, ускорять желаемые события, лидировать в своем сегменте рынка. Такое не всякому нужно и не всякому дано.

 

Знаете, какие две опасности вас поджидают, если вы захотите заняться инновациями в организационной культуре? Опасность первая — так набором ценностей и ограничиться. Я видел много организаций, где провозглашенные ценности повисают в воздухе и от этого лишь дискредитируются. А как надо? Вот вам цепь мероприятий, которые необходимы для того, чтобы выбранные ценности дошли до поведенческих норм, т. е. воплотились бы в работе, отношениях.

 

Начать следует с разъяснения коллективу смысла каждой из выбранных ценностей (их не должно быть больше 5-7), причем письменно, чтобы все одинаково поняли значение понятий. Затем нужно выработать управленческие установки, которые обеспечат доведение ценностей до поведенческих норм: приказы, распоряжения, планы, требования, отчетность, сфокусированные на освоении избранных ценностей.

 

Третья стадия — кодекс фирмы. Важное и трудное дело. Кодекс есть совокупность правил, следуя которым люди будут воплощать ваши ценности. Только не поддавайтесь соблазнам большинства компаний, не сводите кодекс к декларациям, непроверяемым пожеланиям, а то он не будет действовать. Скажу больше: если вы не наладите регулярную (раз в полгода, год) оценку исполнения кодекса, ничего с ним не получится — его забудут. Проводите так называемые поддерживающие мероприятия: на корпоративных событиях публично отмечайте тех, кто в своей работе максимально полно реализует ваши ценности. Здесь же назову профессиональные конкурсы, шкалы сравнения и т. д. Если вы проведете избранные вами ценности через все эти "переделы" качественно, то обещаю изменение оргкультуры в нужную вам сторону.

 

Вторая опасность в этой работе — руководители часто выбирают ценности, которые никак не соответствуют ни их характеру, ни психотипу, ни личным ценностным ориентациям — ни таковым у коллектива. Красивые, но чуждые ценности невозможно реализовать, даже если все упомянутые выше управленческие установки, кодекс, мероприятия будут настойчиво применяться. Всё впустую! Ибо есть личная культура, через которую ценностные новшества не пробьются. Да минуют вас обе ловушки!

 

Автор — президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению

 

(Ведомости, Аркадий Пригожин, 27.04.2010)