КРЕДИТОРЫ РЕЗКО УВЕЛИЧИЛИ СВОЮ АКТИВНОСТЬ В СУДАХ – КОЛИЧЕСТВО ДЕЛ У СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ВЫРОСЛО ВТРОЕ 

По данным судебных приставов РТ, суммарный долг физических, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей республики перед банками за год вырос в три раза! Теперь общая задолженность достигла 18,3 млрд. рублей. Причем аналогичная ситуация складывается в целом по РФ. Одна из причин резкого ухудшения, по мнению экспертов, заключается в том, что кредиторы сейчас активно судятся по невозвращенным кредитам, взятым в начале кризиса. В 2010-2011 годах заканчивается срок исковой давности, и если банки не поторопятся, то им придется эти задолженности списать в убыток.

О ЧЕМ ПРЕДУПРЕЖДАЛ РУСТАМ МИННИХАНОВ

Судебные приставы подсчитали, сколько в Татарстане задолжали компании, индивидуальные предприниматели и граждане банкам. 18 млрд. 358,7 млн. рублей по 45,6 тыс. дел. Именно столько исполнительных производств о взыскании задолженности находилось у приставов РТ в первом квартале 2010 года (с учетом остатка-2009). В прошлом году также за первые три месяца этот показатель был в три раза (!) меньше – 6,8 млрд. рублей по 25,1 тыс. дел. И это в самый разгар кризиса, когда долги перед кредитными организациями росли как снежный ком.

Судебными приставами в первом квартале было окончено 4,3 тыс. исполнительных производств о взыскании денежных средств. В пользу банков было взыскано 2 млрд. рублей. Фактическим исполнением, отмечает пресс-служба судебных приставов РТ, окончено почти 2 тыс. дел на сумму лишь 302 млн. рублей…

Приставы РТ не выпустили за границу 533 должника. Однако добровольно погасили долги перед банками 777 компаний, индивидуальных предпринимателей и физлиц (что крайне мало по сравнению с общим количеством дел) на сумму лишь 129 млн. рублей.

О том, что год будет для приставов непростым, сказал 1 февраля на итоговой коллегии татарстанского управления федеральной службы судебных приставов Рустам Минниханов. Выслушав данные о том, что в 2009 году сумма, подлежащая к взысканию, возросла на 48,2%, он обратился к сидящим в зале людям в погонах: "Конфликтов в этом году будет больше. Готовьтесь!".

ШАНСЫ НА ВОЗВРАТ

Отметим, что схожая ситуация складывается в целом по России. Как объясняют представители московских коллекторских компаний, все дело в том, что в 2010-2011 годах подходит срок исковой давности для потребкредитов, которые массово выдавались в 2007-2008 годах и время выплат по которым пришлось на острую фазу кризиса, когда платежеспособность заемщиков резко ухудшилась. Согласно Гражданскому кодексу, общий срок исковой давности составляет три года с момента первого неплатежа по кредиту. Если работа по взысканию долга не велась, по истечении трех лет кредитор либо лицо, которое приобрело права требования по этому кредиту, не может требовать в суде взыскания этого долга. Вот по этой причине банковские юристы резко усилили свою активность.
Продажа долгов коллекторам и взыскание проблемной задолженности через суды позволяет банкам вернуть лишь малую часть денег, пишет газета "Коммерсантъ". В зависимости от вида и срока давности кредитов цена на них при продаже коллекторам достигает 3-5%, говорит старший вице-президент долгового агентства "Пристав" Сергей Шпетер. "Через суды удается вернуть не больше — эффективность взыскания зависит от того, как быстро с момента возникновения просрочки началась работа с заемщиком, а в суды попадают уже такие кредиты, где просрочка превышает 365 дней и более",— поясняет Александр Федоров. 
Причем банки обращаются в суды далеко не всегда за тем, чтобы взыскать безнадежный долг. Иски им необходимы банкам в первую очередь для того, чтобы получить возможность списать долг за счет резервов. "Для того чтобы списать безнадежный долг с баланса и восстановить резервы, банку необходимо получить от судебных приставов акт о невозможности взыскания этого долга,— говорит Федоров.— Поэтому стадию суда не миновать: чтобы судебные приставы начали исполнительное производство, необходимо подавать иск и получать решение суда". 
Сейчас многие банки ускоряют процесс передачи плохих кредитов, не дожидаясь, когда подойдет критический срок. Как утверждают коллекторы, если год назад им передавались кредиты с 180-270 днями просрочки, то сейчас банки передают проблемную задолженность на более ранних сроках — на 91-й день просрочки. Некоторые эксперты придерживаются мнения, что активизация кредиторов имеет и политическую подоплеку. Например, директор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников полагает, что в прошлом году власти были на стороне заемщиков, опасаясь усиления социальной напряженности, то сейчас разбирательства с розничными заемщиками уже не несут "политических рисков".

Владимир Казанцев