15 января начинаются нулевые чтения новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях. Торгово-промышленная палата провела экспертизу этого законопроекта. По словам президента ТПП РФ Сергея Катырина, наибольшие опасения у предпринимателей и экспертов в этом документе вызывают штрафы. «Например, минимальный размер законопроектом предусмотрен на уровне 500 рублей, и это нормально. Но его верхняя планка для юридических лиц – 60 миллионов рублей – абсолютно непосильная ноша для среднего и тем более малого бизнеса», – отметил Катырин.

Предполагается, что так «дорого» будут наказывать в новой категории – за «грубые правонарушения». Но и средние штрафы в 1 - 5 млн. рублей не по силам большинству организаций.

Во-вторых, по словам главы ТПП, предложены новые сроки давности привлечения к административной ответственности – от 1 года до 6 лет. «Это неприлично близко к Уголовному кодексу: два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести. Но преступления и правонарушения – вещи принципиально разные. Административный кодекс направлен на предупреждение совершения правонарушений с меньшей общественной опасностью и не может смыкаться с Уголовным кодексом», – подчеркивает Катырин.

В-третьих, непонятен бизнесу и предложенный новый вид административного наказания: ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. «Иными словами, предлагается наказывать не должностных лиц, а компанию или ИП, ликвидируя их. Да, безусловно, есть случаи, когда компания может быть ликвидирована, но здесь речь идет о нарушениях организационных, при которых само существование юридического лица является незаконным. Появление каких-либо иных оснований для ликвидации, безусловно, приведут к росту давления на бизнес, коррупции, недобросовестной конкуренции», – комментирует собеседник «Российской газеты».

Также вызывает вопросы положение о разрешении видеосъемки в производстве по делам об административных правонарушениях только с санкции должностного лица, органа, в производстве которого находится дело. «Но сегодняшняя практика свободной съемки в делах об административных правонарушениях давно доказала свою эффективность: видеофиксация деятельности сотрудников органов государственной власти помогает избежать злоупотреблений, подлогов, коррупционного давления. Следует ли от этого отказываться?» – спрашивает Катырин.

«Надеюсь, что нулевые чтения законопроекта помогут найти компромисс по этим и другим вопросам. Но работа будет нелегкой. Надо комплексно и детально проработать каждый вопрос. А главное, мы не должны отказываться от фундаментальных принципов соразмерности и справедливости, заложенных в действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях», – отметил Катырин.