.
С начала 2016 года в Казани выпало уже 27 мм осадков, а начавшийся вчера снегопад дал превышение месячной нормы на 35%

«МЫ ВИДИМ СИТУАЦИЮ ПО РОССИИ, И ЭТО НЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ СНЕГ»

Шум и грохот самосвалов — работа на самом крупном в Казани снегоплавильном комплексе неподалеку от ТЦ «Южный» на проспекте Победы была в полном разгаре. За сутки он может «проглотить» 2700 т снега. К тому моменту, как мы наблюдали за работой двух тракторов, методично загонявших в решетки снегоплавилки очередные подвозившиеся порции снега, сюда уже было завезено 1200 т сугробов. К слову, с начала 2016 года в Казани выпало уже 27 мм осадков, а начавшийся вчера снегопад дал превышение месячной нормы в 33 мм аж на 35%.

«Станция, несмотря на превышения проектной мощности, справляется, потому что площадка позволяет в снежные периоды складировать снег ночью и постепенно его топить днем», — рассказал первый замдиректора МУП «Водоканал» Марат Салахов под звуки проезжающих со снегом «КАМАЗов».

Немного погодя на снегоплавилку заехал и мэр Казани Ильсур Метшин в сопровождении руководителя исполкома Дениса Калинкина, его заместителя и председателя комитета внешнего благоустройства Игоря Куляжева, председателя комитета ЖКХ Искандера Гиниятуллина. Они прямо в полевых условиях провели небольшую планерку.

Куляжев отчитался о том, что днем в городе работало 250 единиц спецтехники на посыпку реагента и разметание снега, а к ночи на улицы вышло более 200 самосвалов, «чтобы грейдеры и снегопогрузчики не простаивали».

Ильсур Метшин и Игорь Куляжев в полевых условиях провели небольшую планерку

«Система сбора, утилизации, логистики, которую мы создавали, в ходе таких снегопадов оправдывает себя», — отметил Метшин, с благодарностью помянув выделенные президентом РТ Рустамом Миннихановым на эти цели деньги.

«Это хороший снегопад, но не аварийный режим, — пояснил Куляжев, — поэтому мы работаем в усиленном режиме. За эти сутки техника вышла на дороги в третий раз».

Метшин поинтересовался, в каких районах, микрорайонах, управляющих компаниях, поселках есть проблемы.

«Мы проехали все дороги, и, в принципе, все дороги от снега очищены, — доложил Куляжев. — В последнюю очередь мы заходим на дороги третьей категории. Но и они очищены, там работают мелкие субподрядные организации, которые обладают небольшими тракторами и занимаются очисткой межквартальных проездов, а также дорог в поселках».

«Завтра буду смотреть дворы, — то ли предупредил, то ли пригрозил Метшин. — Но в первую очередь это общественный транспорт и наши основные магистрали. Снег для нас выпал не вдруг, мы видим ситуацию по России, и это не самый большой снег. Должна быть полная боевая готовность развернуться под еще больший снег, под план «Буран».

.
По словам Куляжева, снегопад не аномальный, поэтому план «Буран» вводить нет необходимости

Впрочем, отвечая затем на вопрос «БИЗНЕС Online», Куляжев заявил, что «снегопад не аномальный, поэтому план «Буран» вводить нет необходимости — город справляется с ситуацией».

Буран, впрочем, сказался на дорожной ситуации возросшим числом аварий на дорогах. В Казани, по сообщению ГИБДД, зафиксировано 294 ДТП. Это больше обычного на 15 - 20%: средний уровень для зимы — 200 - 250 аварий. В результате 11 участников дорожного движения получили травмы различной степени тяжести. Пострадали 4 пешехода, 5 пассажиров, 2 водителя.

МОСКВЕ ЗИМА ОБХОДИТСЯ В 12,5 МЛРД., КАЗАНИ — В 1,1 МИЛЛИАРДА

Метшину, как оказалось, не давали покоя отзывы в социальных сетях. «Мы внимательно следим за ситуацией. Многие спрашивают: «Где техника?» Техника работает ночью, основные силы работают в это время, чтобы не мешать движению транспорта. Оснащение техникой такое, что с любым снегом мы должны справляться в положенные сроки», — дал установку подчиненным мэр.

.
Техника работает ночью, чтобы не мешать движению транспорта

Да, о сроках. У дорожников только два дня на уборку снежного покрова, образовавшегося в результате осадков мощностью до 6 - 10 миллиметров. Если осадки превышают 10 мм, то на расчистку города отводится четыре дня. В Казани регламент уборки снега жестче, чем во многих других городах. Но есть и свои сложности. Полный цикл уборки города — четыре-пять часов. Вечером работа закипает в 22:00 — именно в это время выходят тихоходные лаповые снегопогрузчики, которые загружают сугробы в «КАМАЗы». Днем техника выходит на дороги в 12 и отправляется в гараж в 17 часов. К этому моменту загрузка дорог стремится к максимуму — и крупногабаритная техника не используется, чтобы не создавать пробок. «Вы представляете, что будет, если в час пик на дорогах появятся колонны из снегоуборочных машин? Будет настоящий дорожный коллапс», — пояснил Куляжев.

Пока автобус шел в сторону проспекта Универсиады, Куляжев сравнивал благоустройство Казани с Москвой. В Москве на зиму закупают около 500 тыс. т реагента при площади дорог в 92 млн. кв. метра. Казань может себе позволить лишь 6,7 тыс. т реагента при площади 22 млн. кв. метров. В Москве на 1000 кв. м приходится 5 кг реагента, а в Казани — 300 грамм. Но в этом есть и своя хорошая сторона.


«У нас, можно сказать, экологически чистый город, потому что реагента мы используем в 16 раз меньше, чем в Москве. Мы стараемся поддерживать уровень как в столице, но уровень зарплаты у наших водителей-механизаторов, конечно, поменьше», — все же посетовал глава комитета благоустройства Казани. Только зима Москве, по словам Куляжева, обходится в 12,5 млрд. рублей (по данным на 2013 год), в Казани подрядные организации на уборку дорог тратят скромные 1,1 млрд. рублей. Стоимость уборки 1 кв. метра в Казани в среднем получается 15 копеек, в Москве тратят 75 копеек.

«С 2010 годом сравнивать сегодняшнюю ситуацию невозможно, тогда у нас было аномальное количество осадков», — ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» Куляжев. — После 2010-го года нам подряд 4 года везло, зимы были малоснежными». Если мы сегодня имеем сугробы в 15 - 18 см, то в 2010 году за день доходило до 30 сантиметров. Тогда это подтолкнуло к решению о переходе Казани на твердый реагент помимо песко-соляной смеси. Была куплена 51 двухосная и трехосная комбинированная уборочная машина «Бошунг» на шасси «КАМАЗ» за 6 и 8 млн. каждая. 6 новых снегоплавильных пунктов обошлись бюджету в 300 млн. рублей. Полностью изменилась логистика снегоуборки, в результате чего транспортное плечо самосвалов сократилось до 5 километров. Машины работают под контролем спутниковой навигации. Всего в снегоуборочную технику, инфраструктуру, по данным Куляжева, было вливание на 1 млрд. рублей.


МАССОВОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ТЕХНИКИ СТОИТ ПЛАНИРОВАТЬ УЖЕ ЧЕРЕЗ ПАРУ ЛЕТ

Иллюстрацией к его словам был работающий шнекоротор «Сноубустер», перед которым с обочины в единый вал подгребал снег медленно едущий грейдер.

«Срок службы коммунальной техники — 7 лет. После этого из-за интенсивной, круглосуточной работы технику нужно менять, — продолжил тему Куляжев. — «КАМАЗы» не стоят ни зимой, ни летом — в это время на них устанавливают бочки с водой для полива улиц. Подрядчики тоже не останавливаются, они сами приобретают новую технику, но массовое обновление стоит планировать уже через пару лет».

Особое внимание глава комитета благоустройства сделал на укрупнение лотов по содержанию дорог.

«За что нас очень сильно ругала ФАС, — вспоминал Куляжев. — Мы же укрупнили и сделали тендеры по количеству районов — на этих четырех лотах победителями являются четыре муниципальных предприятия, которые с помощью бюджета закупили новую технику. Тут нужна мощная государственная структура, которая может за счет вливания бюджета купить дополнительную технику».

.
Самый крупный в Казани снегоплавильный комплекс за сутки может «проглотить» 2700 т снега

Тем временем по улице Татарстан в ряд с большой скоростью двигались три комбинированных «Бошунга», подгребая друг за другом остатки снега и создавая легкие снежные вихри. Замыкал их собрат, уже посыпающий дорогу реагентом. Позднее по улице собрали последние отвалы снега, расчистили подходы к остановкам, очистив улицу от снега до поребриков в обе стороны. Такой цикл завершается и начинается снова и снова — пока не закончится снегопад.

«ЗДЕСЬ ВО ВСЮ ИДЕТ МЕТЕЛЬ, А ТАМ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕТ!»

Вчера же на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям РТ начальника главного управления МЧС России по РТ Рафиса Хабибуллина прогнозом неустойчивой погоды до конца недели расстроил начальник управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ Сергей Захаров.

«Нас Сергей Дмитриевич расстроил, потому что мы ожидали получше погоду», — сказал Хабибуллин. «Вооружил», — выкрикнул с места из зала Захаров. Однако главный спасатель вновь недовольно повторил, что «нет, расстроил».

Сергей Захаров: «На сегодняшний день мы уже имеем практически
месячную норму осадков. При норме в 33 миллиметра уже есть 29.
Еще плюс 10 - 11 миллиметров получим за сегодня»

«Вводить план «Буран» по республике пока нет необходимости, но некоторые районы его ввели, — сказал, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» Хабибуллин. — По республике ситуация в целом сложная, хотя в некоторых районах ничего нет. Сегодня Рифкат Нургалиевич (Рифкат Минниханов — начальник управления ГИБДД МВД по РТприм. авт.) в Новошешминске. В Казани вовсю идет метель, а там вообще ничего нет!»

План «Буран», в ходе которого трассы патрулируют экипажи ГИБДД, разворачивают пункты питания и обогрева, на муниципальных уровнях ввели пока в Апастовском и Буинском районах. По республике с сегодняшнего дня комиссия по ЧС запретила любые автобусные перевозки детских спортивных команд из-за непогоды. Обнаружилось, что у 49 школьных автобусов неисправны приемники ГЛОНАСС — их поставили на прикол, а всего в РТ работают свыше 600 школьных автобусов. На трассе Казань — Набережные Челны развернули мобильный пункт обогрева на 80 человек, в готовности — еще 12 подобных комплексов. На снегозаносимых участках трасс выставили дополнительные посты ДПС для регулировки потока в случае возникновения сложных условий. А на дороги вышли 612 единиц снегоуборочной техники. Снежных заносов к сегодняшнему утру в результате не было, говорится в сообщении министерства по делам ГО и ЧС Татарстана. Кроме того, были задержки рейсов в аэропорту, связанные в том числе с задержками прибытия самолетов из Москвы.

Главный федеральный инспектор по РТ Ренат Тимерзянов ходе заседания КЧС напомнил главам районов о том, что «практика проверяет так, что оказываются огрехи». И вспомнил о заторе 2 января в Оренбургской области. Тогда, напомним, с трассы Оренбург — Орск спасатели эвакуировали 84 человек, 12 из них госпитализировали. Один человек замерз насмерть.

«Это показало то, что долго разворачивались силы, не было принято управленческих и организационных решений, не было командиров, — указывал на вероятные ошибки Тимерзянов. — Командиры должны быть на местах и на короткой связи. Если перекрыть основные трассы, то оренбургский опыт показал, что узкое место на внутренней трассе создает пробку. Это может произойти. Потом мы начинаем искать крайних, возбуждаются сплошь и рядом уголовные дела на должностных лиц».

.
Сложнее всего было автомобилистам, которые вчера оказались на трассе М7 (фото: instagram.com)

ОБЗОР СОЦСЕТЕЙ: НУЛЕВАЯ ВИДИМОСТЬ НА М7, ВИДЫ СНЕЖНОЙ КАЗАНИ И ВПЕЧТЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Пользователи соцсетей выложили много фотографий с последствиями снежной стихии. Пользователь под ником aquarel_a выложила снимок «А из нашего окна...3 этаж». На фотографии сугробы завалили окно верхнего этажа. В комментариях удивились, как возле дома могло накопиться столько снега.

Одной из лучших точек для съемки заснеженной Казани стали высотки Казанского университета — студенты, многие из которых вчера сдавали экзамены, выложили в ленту много подобных фотографий.

Разумеется, особым интересом пользуются сводки пользователей с дорог. Сложнее всего было автомобилистам, которые вчера оказались на трассе М7. «За 80 километров до Казани метель, нулевая видимость, сильный снегопад», — пишет «ВКонтакте» пользователь Эдуард Бадретдинов. В Instagram появилось видео, на котором почти невозможно разглядеть дорогу из-за пурги, при этом автомобиль в нулевой видимости пытается проложить себе дорогу сквозь метель.

Отделался легким испугом пользователь sebastyan080: в какой-то момент автомобилист, проезжая по трассе в районе Голубого озера, увидел, что на него едет грузовик. «Едешь себе спокойно — и тут фура на встречу» — так подписал он свою фотографию.

Замело, если верить соцсетям, и дорогу в аэропорт — пассажирам и встречающим, которые ненадолго оставили свою машину на местной парковке, пришлось долго чистить ее от снега. Но большинство блогеров радовалось снегу в комментариях — некоторые сожалели только, что погулять в такую погоду вряд ли получится.