Александр Иванов оспорил в Верховном суде РТ свой приговор — 6,5 лет колонии общего режима за мошенничество с квартирами дольщиков «Свея»
Александр Иванов оспорил в Верховном суде РТ свой приговор — 6,5 лет колонии общего режима за мошенничество с квартирами дольщиков «Свея»

«ИЗ СПИСКА ПОТЕРПЕВШИХ ИСКЛЮЧИТЬ»

Бывший партнер Рашида Аитова экс-директор ООО «Альянс-Строй» Александр Иванов оспорил в Верховном суде РТ свой приговор — 6,5 лет колонии общего режима за мошенничество с квартирами дольщиков «Свея». В пятницу на процессе он участвовал по видеосвязи. На процессе присутствовали двое потерпевших и два адвоката — один самого Иванова, другой — потерпевшего Файзуллина, который в апелляционной жалобе попросил исключить себя из списка потерпевших, мотивируя это тем, что квартиру он уже получил.

Пострадавшими от схем Иванова числятся 16 человек. В материалах дела отмечается, что Иванов продал 15 не принадлежавших ему квартир и несколько парковочных мест в пяти домах «Свея»: по улице Шмидта, Ульянова-Ленина, Заслонова и два дома по улице Четаева (квартал 71А). Возможность продавать квартиры у Иванова появилась после того, как «Альянс-Строй» заключил договоры инвестирования со «Свеем». Согласно договоренностям, Иванов должен был привлекать средства для строительства объектов, после чего получал в готовых домах площади. В дальнейшем он неоднократно перезаключал договоры инвестирования с гражданами, в том числе и от имени ООО «ИСК Альянс-Строй», но деньги в строительство не вкладывал. В октябре суд приговорил Иванова к 6,5 годам лишения свободы, признав его виновным в совершении 18 эпизодов мошенничества.

На апелляционном процессе судья напомнил: Иванов, назначенный директором ООО «ИСК Альянс-Строй», и, зная, что между его компанией и «Свеем» отсутствуют какие-либо договорные отношения, неоднократно перезаключал договоры инвестирования с физлицами. Однако тут у защиты появились возражения. «Я прошу приобщить к материалам уголовного дела постановление 11-го Арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2015 года. Данным судебным актом были установлены обстоятельства, касающиеся ООО «Фирма Свей» и ООО «ИСК Альянс-Строй» относительно того, что между сторонами имел место договор инвестирования от 2009 года», — указал представитель Файзуллина. Таким образом, доводы «Свея» о том, что он не имел отношений с «ИСК Альянс-Строем», были поставлены под сомнение. Адвокат осужденного Юрий Агапов прямо заявил: у Аитова была личная заинтересованность в том, чтобы в приговоре было признано отсутствие у него договорных отношений с ООО «ИСК Альянс-Строй», и последний был признан в мошенничестве.

В доме по улице Шмидта Иванов с успехом продал мансарду под видом квартир
В доме по улице Шмидта Иванов с успехом продал мансарду под видом квартир

«ЕСЛИ ВСЕ 5 МИЛЛИОНОВ УШЛИ В СТРОИТЕЛЬСТВО — ГДЕ МОЯ КВАРТИРА?»

В апелляционной жалобе Агапов указал, что приговор суда он считает «незаконным и необоснованным», и деньги дольщиков Иванов не похищал: они были направлены на финансирование объектов. Он отметил, что некоторые из потерпевших обратились к юристам, отстояли в гражданских судах права на квартиры и получили свидетельства. Но в суде эти люди все равно были признаны потерпевшими.

Одна из присутствующих высказалась в поддержку слов адвоката: «Мы тоже относимся к числу тех, кто получил свидетельства и заселился в квартиру», — заявила она. Однако уточнила, что позднее суд это решение отменил, мотивируя тем, что «ИСК Альянс-Строй» не имел права продавать им данную жилплощадь. — Пока живем, претензий никто не предъявляет. Но по стечению обстоятельств находимся в подвешенном состоянии», — говорит женщина.

Другая потерпевшая заявила более серьезные претензии: «Если все мои деньги — 5 миллионов — ушли на строительство и аферист Иванов ничего не предпринимал, чтобы их присвоить, то где моя квартира, за которую я заплатила добросовестно по договору деньги через банк?» История здесь следующая: супруги заключили с «Альянс-Строем» договор на покупку квартиры на втором этаже дома по ул. Ульянова-Ленина. Однако спустя какое-то время Иванов предложил им другой вариант — квартиру на шестом этаже, заодно переоформив договор, — в документах теперь значился «ИСК Альянс-Строй». Покупатели связали переименование фирмы с кризисом.

По словам дольщицы, предлагая им квартиру на шестом этаже, Иванов утверждал, что проект строительства еще двух этажей — 6-го и 7-го — фактически готов и находится на стадии подписания. Однако город проект не утвердил, и перед Универсиадой дом нужно было срочно достраивать. «Сейчас шестой этаж там не жилой, это мансарда», — говорит женщина.

Выслушав представителей всех сторон, суд постановил: приговор в отношении Иванова оставить без изменений.

Что касается самого Аитова, то, напомним: в ноябре стало известно, что в отношении него возбуждено уголовное дело. Ему вменяют мошенничество в особо крупном размере. Как минимум до 11 февраля суд заключил его под стражу, а ведь еще недавно даже предположить такое было невозможно. Мало того, что без оперативного управления знающего все тонкости бизнеса Аитова «Свею» предстоит достраивать четыре дома, так еще и выяснилось, что в ЖК «Золотая середина» глава компании построил 18-этажный дом, имея разрешение лишь на 9-этажный, а в другой девятиэтажке и вовсе продал квартиры с 10-го по 18-й этажи. Теперь исполком настаивает на сносе построенного без разрешения, поскольку фундаменты домов могут не выдержать превышающей проектные данные нагрузки.

Без оперативного управления знающего все тонкости бизнеса Рашида Аитова «Свею» предстоит достраивать четыре дома
Без оперативного управления знающего все тонкости бизнеса Рашида Аитова «Свею» предстоит достраивать четыре дома

ДОЛЬЩИКИ МОГУТ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Между тем на днях корреспондент «БИЗНЕС Online» присутствовал на процессе, по итогам которого одна из дольщиц «свеевского» дома по ул. Ульянова-Ленина, 25 Луиза Каюмова добилась в татарстанском арбитраже признания права собственности на однокомнатную квартиру в 68 кв. метров. Договор в феврале 2010 года она также заключила не со «Свеем», а с ИСК «Альянс-Строй». Правда, данная квартира не была перепродана кому-то еще, да и располагалась на существующем этаже, а не на мансарде, но «Свей», как известно, все равно не признавал право продажи за «Альянс-Строй».

В деле Каюмовой суд сослался на определение арбитража от 21 мая 2015 года, в котором указывается, что ООО «ИСК Альянс-Строй»... выполнил свои обязательства по договору инвестирования жилого дома на Ульянова-Ленина от 25 от февраля 2009 года. Компания предоставила строительные материалы и выполнила работы на 50,3 млн. рублей, что подтверждают соответствующие акты. Интересно, что суд ссылается и на материалы уголовного дела, в частности на объяснения замдиректора ООО «Спецстроймонтаж» Гусамова следователю по ОВД второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по РТ подполковнику юстиции Н. Е. Романовой.

Таким образом, еще в мае прошлого года суд пришел к мнению о том, что «Альянс-Строй» выполнил свои обязательства по договору по данному дому. Теперь же клиент «Альянс-Строя» в арбитраже добился признания своего права на квартиру. Юрист Каюмовой Илья Комиссаров рассказал газете «БИЗНЕС Online», что решение по их делу является своего рода прецедентом: по крайней мере дольщикам еще не удавалось добиться признания права на квартиру в рамках банкротного дела при оспаривании этого факта со стороны «Свея». И теперь у инвесторов появилась возможность защитить свои права путем обращения в Арбитражный суд Татарстана.