Ильсур Метшин: «Начинаем год в условиях экономического, не хотелось бы называть, кризиса. Мы должны расходование бюджетных средств взять под особый контроль»

«В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛО СДЕЛАНО ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ МНОГО»

Традиционный деловой понедельник в исполкоме Казани начался сегодня с комментария мэра Казани Ильсура Метшина по поводу соцопроса, по итогам которого жители Казани продемонстрировали самый высокий (70%) в России уровень экономической уверенности.

«К опросам можно по-разному относиться, в любом случае это некий индикатор состояния наших казанцев, — сообщил Метшин. — Мы на прошлой неделе рассматривали демографические итоги прошлого года, одна из лакмусовых бумажек состояния территории — это прежде всего рождаемость».

Демография подталкивает город развиваться — строить детские сады и школы. Наряду с этим Метшин назвал «глобальными шагами вперед» появление в поселках 50 новых капитальных дорог, так как «в некоторых дороги появились впервые за десятилетия существования».

Освежить в памяти эти цифры мэру помогли состоявшиеся на прошлой неделе отчеты районных администраций.

«В прошлом году было сделано впечатляюще много. В этом хотелось бы не сбавлять набранные темпы. Мы начинаем год в условиях экономического, не хотелось бы называть, кризиса. Мы должны расходование бюджетных средств взять под особый контроль. Мы никогда деньгами не сорили, но этот год особенный», — подчеркнул мэр.

СЛЕДИТЬ ЗА РАСХОДАМИ ПОЗВАЛИ КОНСАЛТЕРОВ

Как раз чтобы не «сорили», в Казани в середине февраля прошлого года была создана дирекция по конкурентной политике и закупкам во главе с Григорием Харитоновым, куда пригласили профессиональных консалтеров. Профи столкнулись с отсутствием системного анализа целесообразности закупок и контроля за этим процессом.

«Встала необходимость оптимизации всего жизненного цикла закупочной деятельности, — заявил Харитонов. — От момента выделения лимитов финансирования заказчику до осуществления контроля и фактического исполнения контрактов с поставщиками. Так достигается снижение бюджетных расходов и повышение управляемости закупочных механизмов».

Сейчас дирекция работает с более чем 800 заказчиками. У нее есть полномочия для независимого анализа их хозяйственной деятельности, анализа рынка поставщиков, исполнения договоров. К традиционным клиентам — школам, детсадам, спортивным, культурным и другим бюджетным учреждениям, работающим в рамках 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров...»), добавились 19 МУПов, закупающихся в рамках 223-ФЗ.

«Основными результатами анализа становятся рекомендации по совершенствованию хозяйственной деятельности с расчетом экономической эффективности, выработка предложений», — рассказывал Харитонов о консультационной деятельности дирекции.

В итоге в прошлом году общее количество закупочных процедур по 44-ФЗ составило 3,9 тыс., что вдвое больше аналогичного периода 2014 года (чуть более 2 тыс. процедур). При этом по стоимости закупки снизились с 9,1 млрд. в 2014 году до 5,6 млрд. рублей в 2015 году. Муниципальные контракты благодаря оптимизации и контролю в 2015 году в итоге заключили на 4,8 млрд. рублей, в 2014 году этот показатель был на уровне 6 млрд. рублей. Харитонов объяснил высокий объем закупок в 2014 году привлечением кредитных средств. По крупным заказчикам, МУПам дирекция проанализировала за год свыше 10 тыс. заявок на закупки на сумму 9 млрд. рублей. Треть заявок была в итоге откорректирована. В итоге сэкономлено 305 млн. бюджетных рублей.

«ПРОЗРАЧНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЫ СТАВИМ НАРАВНЕ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ»

Так, за счет оптимизации необоснованных расходов при возведении опорных пунктов полиции удалось сэкономить треть средств — 2,7 млн. рублей. При организации муниципальных парковок сэкономили 1,7 млн. рублей, или 15% от общей сметы. Экономия по заявке содержания дорожных знаков в городе составила более 300 тыс. рублей, или 75% от заявки, сыпал примерами Харитонов.

В 2016 году дирекция планирует внедрить четкое нормирование стоимости закупки. В частности, уже разработан проект нормирования стоимости закупки или условий аренды автотранспорта для сотрудников городских МУПов.

«Мы пригласили туда сильнейших специалистов, штучный товар, те люди, которые проявили себя в консалтинговых фирмах, они умеют детально во всем этом разбираться, и прошедший год показал эффективность этой службы», — комментировал Метшин.

«Прозрачность финансовой деятельности мы ставим наравне с эффективностью, — подчеркнул мэр. — Это две важнейшие составляющие по работе с бюджетом и наших учреждений. Первые результаты говорят сами за себя — на 350 миллионов рублей экономия. Более чем убедительный результат. В условиях кризиса роль вычитания возрастает».

«ВЫ ИМЕЕТЕ ДЕЛО НЕ С БУМАГОЙ, А С КОНКРЕТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

«Контролируем мы, контролируют нас», — так перешел Метшин к другому вопросу совещания: результатам работы в системе «Народный контроль». По словам начальника управления контроля и антикоррупционной работы Елены Тощевой, в Казани идет неизменный рост обращений горожан в «Народный контроль». За 2015 год число обращений выросло на 24%, до 14 тысяч. Из них решено 9,7 тыс. заявок, что на 5% больше по сравнению с прошлым годом.

Доля города в общем количестве заявок по республике уменьшилась с 52% до 47%, в 2012 году этот показатель составлял рекордные 56%. «Что свидетельствует об уменьшении популярности ресурса», — порадовалась Тощева, пояснив, правда, что часть потока обращений уходит в интернет-приемную мэра, напрямую в органы госвласти.

Выяснилось, что пока казанцы чаще пишут в системе под псевдонимами, наиболее активные — Аноним, Лиля К., Илья Е., Казаночка.

В лидерах по количеству поступивших в прошлом году уведомлений были администрация Вахитовского и Приволжского районов, комитет по транспорту. Они же, впрочем, стали и лидерами по решению уведомлений жителей.

За 2015 год число обращений в систему «Народный контроль»
выросло на 24%, до 14 тысяч. Из них решено 9,7 тыс. заявок,
что на 5% больше по сравнению с прошлым годом

В числе нерешенных обращений в основном вопросы строительства, ремонта, в том числе в поселках. Одним словом, те проблемы, решение которых связано с большим объемом финансовых затрат.

Выявить самые острые проблемы помогает рейтинг. Так, в начале 2015 года наибольшее количество жалоб поступило на качество дороги по улице Аделя Кутуя, необходимость ремонта улицы Беломорской. «На основании рейтинга эти улицы и были отремонтированы», — уточнила затем журналистам Тощева.

На рассмотрение одной жалобы в системе отведено не более 10 рабочих дней. В течение прошлого года в системе не было ни одного нарушителя со стороны исполнителей.

«Сейчас стоит вопрос качества — более оперативной отработки уведомлений, — сообщила Тощева в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online». — Несмотря на то, что уведомление не подпадает под закон о работе с обращениями граждан, который предусматривает административное наказание за неисполнение, у нас есть свой документ, который влечет депремирование работника».

Градоначальник назвал работу системы важным элементом по работе с обращениями граждан, получением обратной связи.

«Проблема, с которой обращается один житель, зачастую касается целого подъезда, дома, двора, — отметил Метшин. — Отвечая одному человеку, мы решаем проблемы многих, об этом надо помнить».

А потом, особенно внимательно вглядываясь в лица присутствующих, мэр подчеркнул: «Хочу сказать всем руководителям. Вы имеете дело не с бумагой, а с конкретным человеком. Исходя из этого и надо строить свою работу, ответы».