МУЖЧИНЫ В РОССИИ ЛУЧШЕ ВЫГЛЯДЕТЬ НЕ СТАНУТ: НЕТ СТИМУЛА, И ЖЕНЩИНЫ НЕ РАЗРЕШАТ

В минувшие выходные в казанском ГТРК «Корстон» прошел мастер-класс историка моды Александра Васильева, известного широкой аудитории как ведущий программы «Модный приговор». Программа, кстати, за годы существования, по словам Васильева, переодела 2 тыс. женщин, но за судьбой не следит — «невозможно установить в квартире каждой героини телескоп», хотя кто-то сам шлет письма с благодарностями за то, что удалось выйти замуж или сменить работу.

До мастер-класса, организованного агентством «Два товарища», маэстро почти целый час общался с журналистами. Он был очень положительно настроен, много шутил и смеялся, а одет — как и на телеэкране, элегантно и ярко. Тему мастер-класса в Казани (днем ранее он провел мастер-класс в Набережных Челнах) — «Восток и мода» — Васильев объяснил тем, что приехал в Татарстан: «Это специальная программа для Татарстана, для Казани. Другие города эта тема не так интересует, а здесь половина населения — мусульмане». По мнению историка моды, Восток захватил мир по части моды и диктует исламскую доминанту: длинное вместо короткого, широкое вместо обтягивающего. При этом Васильев признался, что не ждет от мероприятия какого-то эффекта для женщин: «Никакого. Сюда же добровольно приходят. Главный эффект, который я хочу получить, — взрыв Instagram», — улыбнулся он. Затронул Васильев в беседе и политические темы. На вопрос журналистов, влияют ли сегодня российские девушки на моду за границей, он ответит отрицательно: «До Крыма оказывали влияние, а сейчас уже нет. Если только те, кто живет за границей перманентно. Остальные же из-за кризиса самоудалились».

Периодически внимание с журналистов на себя переключал ведущий мероприятия Айдар Садыков. Зная о любви Васильева к коллекционированию, Садыков принес с собой два костюма, чтобы похвастаться, что тоже начал собирать коллекцию — вот, например, пиджак певца Рената Ибрагимова. На вопрос о самых ценных экземплярах коллекции Васильев рассказал, что готовит большую выставку, посвященную кино и моде, и очень хочет получить платье Любови Орловой. Важны для него также платья двух актрис эпохи немого кино, которые хранятся на Ялтинской киностудии, платье Ренаты Литвиновой.

Не обошли вниманием и тему влияния просветительских ТV-передач, в которых участвует Васильев. Сам он, кстати, телевизор не смотрит, потому что «телевидение создано, чтобы в нем сниматься, а не смотреть». По мнению маэстро, влияние передач велико, и много женщин стало выглядеть лучше. «А в Европе над этим не заморачиваются, — заверил он. — В России все женщины либо в тонусе, либо в поиске, что, по сути, одно и то же. Но мы не увидим лет через 10, что европейки оклемались и начали за собой следить. Через 10 лет все европейки будут в платках и парандже. А мужчины в России не станут лучше выглядеть, потому что нет стимула, да и женщины им этого не разрешают. У нас на передаче «Модный приговор» мы переодеваем мужчин, а потом звонят их супруги и говорят, что муж ушел к соседке. Поэтому мужей и откармливают... Я прочитал статью в одной татарстанской газете — соцопрос женщин Татарстана. 49 процентов жительниц ценят в мужчинах надежность! И только 8 процентов ценят ум, 7 процентов — сексуальные способности. Главное — надежность!»

Одним из самых своих больших достижений Васильев считает то, что при нем в России полюбили историю моды: «Сейчас что ни журнал, так статья по истории моды. В Москве и Питере одна выставка сменяет другую. Я считаю, что я открыл эту тему для России». Книги, кстати, он больше не пишет — из-за съемок в «Модном приговоре» и гастролей времени не остается. Васильев также рассказал о своем онлайн-курсе по моде: «Для всех, кто живет далеко и не может приехать в Москву, это хорошая возможность. Хорошая демократическая услуга, новое слово XXI века». Он дал практические советы для модниц в кризис: «Хороший дельный совет — покупать только обувь. Многим рекомендую сходить в секонд-хенд. Дело в умелом миксе, я уверен». А на вопрос, почему раньше мода была изобретательней, чем сегодня, ответил, что, говоря об изобретательности, имеют в виду аристократию, но сейчас такого класса нет.

«РАНЬШЕ В ВОСТОКЕ НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ АГРЕССИВНОЙ НОТКИ, А СЕГОДНЯ...»

Мастер-класс начался с опозданием в 50 минут, но пришедшим девушкам и женщинам — а их было 99% от всей аудитории — было чем себя развлечь. «Татспиртпром» как партнер мероприятия разливал шампанское, благодаря чему в зал гости заходили уже веселые и румяные. Можно было также сделать экспресс-макияж, купить солнечные очки, присмотреть одежду. Мастер-класс был заявлен трехчасовым, но на самом деле выступление эксперта заняло всего полтора часа, плюс ответы на вопросы — 20 минут, а в остальное время проходил розыгрыш подарков для гостей от партнеров мероприятия.

Много интересного было сказано о влиянии Востока. По словам Васильева, впервые европейцы встретились напрямую с востоком во время крестовых походов, откуда вынесли стиль архитектуры «готика». «Тогда женщины впервые стали драпировать лицо чалмой, паранджой. Подбородок и шея француженок были закрыты так, как сейчас носят мусульманки и татарки. Среди мужчин были популярны тюрбаны, — рассказал он. — В России на протяжении всего периода до Петра I мужчины носили одежду восточного стиля. Длинная шуба пошла от татарского халата. В XVII веке распространилась обувь на платформе без пятки — это пришло из Китая. Турция тогда же играла большую роль в Европе, и оттуда пришло, например, сочетание бирюзы и красных камней». Влиял на моду Китай, откуда пришли складные веера, расшитые сумки, диваны, инкрустации. «Китайцы подарили обувь без пятки с острым носом — пантолеты, или вульгарное их название, как говорите вы, шлепанцы. Во Франции надевали одежду, вышитую зеленым бархатом. Это есть и среди национальных костюмов Татарстана», — отметил эксперт. Он также рассказал, как в Западной Европе в XVIII веке сильно вырос интерес к тюркским цивилизациям, а мечтой многих европейцев было посетить гарем, куда, кстати, не брали худых женщин, считалось, что они убогие и недокормленные. Одной из самых замечательных вещей турецкого происхождения в XVIII веке стали сумочки-бумажники, но предназначались они не для денег, а для любовных записок. Полностью переоделись женщины в XIX веке, когда правил Наполеон: «Одевались в полупрозрачные платья с высокой линией талии. Чтобы не замерзнуть, надевали шали, а под платье — рейтузы из козьей шерсти телесного цвета. После Наполеона тюрбаны из моды не вышли, но мода изменилась. Юбки стали шире». Война, которую Франция вела в Алжире, ввела в моду много местных элементов.

«В Востоке не было ни одной агрессивной нотки, — подчеркнул Васильев. — В нем видели только загадочный гарем, экзотику, вкусную еду и интерьер. Сейчас мы видим только агрессивно-военные действия».

ХИПСТЕРЫ И КУПАЛЬНИК ДЛЯ МУСУЛЬМАНОК

Радикальные изменения, по словам историка моды, произошли в ХХ веке, когда парижский модельер Поль Пуаре первым предложил женщинам снять корсет, а ведь носили они его полвека! В моду вошли шаровары: «В Париже стало модно лежать на диване в тюрбане и шароварах и принимать гостей. Так восточные шаровары пришли в парижскую моду и превратились в подобие юбок. А для Казани имя Пуаре должно быть чуть ли не святым в моде. Он создал первую русскую коллекцию «Казань» и показал, что Казань выступает мостиком между Западом и Востоком».

После Первой мировой войны восточная тема звучит еще сильнее в немом кино и долго из него выходит, а остановилась она только во время кризиса в 1929 году, когда рухнул доллар. В 30-е годы к Востоку мало обращались, кроме Египта. Только в балете восточная тема оставалась и в эти годы. Во время Второй мировой войны по-восточному почти никто не одевался, и только после войны тема опять зазвучала в кино. В 60-е в моду опять вернулись шаровары и тюрбаны. Тогда возникло движение хиппи и многие потянулись в Индию. Всплеск любви к Востоку пошел от дизайнера Ив Сен Лорана. «Опять шаровары, туники, восточные рисунки, — рассказал эксперт. — Меня часто спрашивают по e-mail, как объединить моду и ислам. Посмотрите восточные коллекции Лорана. Возможно, найдете ответ».

Наконец, тема последних дней. «Теперь о самом важном изобретении, — объявил Васильев. — Сейчас на Ближнем Востоке войны идут. Новинка моды наших лет — новый купальник для мусульманок. Буркини — шароварчики и костюм, полностью закрывающий тело и изобретенный в Австралии... Мы с удовольствием берем некоторые атрибуты ислама — роспись хной на ладонях, кистях. Тяга к Востоку хотя и наэлектризована военными действиями, никогда не ослабнет в Европе. Сегодня мода часто апеллирует к Востоку, ведь просто светлые манекенщицы уже не могут продать того, что создают дизайнеры. Сегодня в моде брюки клеш и одежда в несколько слоев, которая не подчеркивает грудь, бедра. Макси — хит сезона. И особенно в моде цвет ислама — зеленый. Всякого рода обтягивание вышло из моды, поэтому грудь редко подчеркивается». А на мужчин восточная мода повлияла в виде популярности бороды. «У тебя есть борода — я скажу тебе да, — процитировал Васильев популярного российского певца Джигана. — Последние два-три года мужчины активно носят бороду. Мужчины с бородой называются хипстерами — это те, кто в курсе всех происходящих событий».

Совершив такой поверхностный экскурс в историю моды, Васильев ответил на вопросы гостей. На просьбу посоветовать, как соединить косуху и мусульманскую одежду, он предложил обратиться к муфтию. На вопрос, когда привезет в Казань свои коллекции, отрезал: «Никогда. Потому что Казань не такой большой город, хотя и большой. В Казани я не знаю ни одного выставочного зала, который бы мне подошел. И ни в одном городе России нет манекенов. Магазинные манекены не подходят мне из-за параметров. Приезжайте в Москву, вы же богатая женщина, раз пришли сюда», — посмеялся Васильев.

На вопрос о тенденциях на весну маэстро отвечать отказался, сославшись на то, что уже рассказал все на лекции в Набережных Челнах, и посоветовал почитать местные газеты. А вообще отметил, что в моде сейчас и красное, и черное, и белое. В тренде также гусиная лапка. Завершился мастер-класс подарками от гостей и совместным фотографированием для Instagram, чего и ожидал Васильев.