В последнее время ведомство Дауфита Хамадишина, возглавляющего УФСИН в Татарстане, преследует целая череда скандалов
В последнее время ведомство Дауфита Хамадишина, возглавляющего УФСИН в Татарстане, преследует целая череда скандалов

«УСТАНОВИТЬ ДАТУ И МЕСТО СЪЕМКИ НЕ ПРЕДСТАВИЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ ПО ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВИЯ ИНФОРМАЦИИ»

Скандалы продолжают сотрясать УФСИН по РТ — последний датирован январем 2016-го, когда в служебном кабинете на территории исправительной колонии №2 был найден повешенным начальник учреждения Азфар Кадиров. И вот накануне стало известно о возбуждении следственным комитетом РФ по РТ уголовного дела по подозрению в превышении должностных полномочий с применением насилия (ч. 3. ст. 286 УК РФ) сотрудниками казанской исправительной колонии №19. Статья предполагает максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы. Поводом для расследования стала видеозапись, на которой зафиксировано избиение заключенных. Любопытно, что она была опубликована в аккаунте YouTube организации «Зона права» правозащитного проекта участниц скандальной группы Pussy Riot.

На записи сотрудники УФСИН выстроили вдоль стены длинного коридора с десяток заключенных. Один из надзирателей крепко бьет кулаком правой руки в район нижней части туловища одного из заключенных, после чего тот едва не падает с ног. «Чего дергаешься? Встал!» — приказывает другой сотрудник колонии и пинает его по ногами. В течение минуты процедура неоднократно повторяется — заключенный получает удары один за другим. На заднем плане другого осужденного проводят через такое же испытание.

На сайте организации «Зона права» уточняется, что видео с «камеры внутреннего наблюдения одного из исправительных учреждений» записано из «помещения, похожего на коридор этапного помещения ИК-19 Казани». Запись была выявлена в феврале этого года.

Старший помощник руководителя следственного управления следственного комитета Андрей Шептицкий рассказал «БИЗНЕС Online», что уголовное дело передано из следственного отдела по Приволжскому району Казани во второй отдел по расследованию особо важных дел следственного комитета РФ по РТ. «Мы сейчас идентифицируем потерпевших, которые на записи, судя по всему, история давняя», — отметил Шептицкий.

В пресс-службе УФСИН по РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что по факту размещения видеозаписи ведомством была проведена служебная проверка. «Установить дату и место съемки не представилось возможным по причине отсутствия на видеозаписи информации, позволяющей это сделать. Личности граждан, показанные в данном видеоролике, не установлены», — скупо прокомментировали в УФСИН по РТ.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО СПУСТЯ 4 ГОДА ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ ВИДЕОЗАПИСИ

Насилие в российских тюрьмах возмущает, но не является сенсацией с учетом наших традиций. Безусловно, в первую очередь обращает внимание на себя и удивляет «преклонный возраст» скандального видео. По данным эксперта Общественной палаты РТ Владимира Рубашного, запись была сделана... 4 года назад. А вот в сети видеозапись в полном виде впервые появилась только 25 января в группе «ВКонтакте» «ОНК Республики Татарстан». На видео, которое представлено как продукт «Кино-телекомпании «Зона», помимо избиения зафиксированы другие факты унижения человеческого достоинства осужденных. Запись заканчивается текстом «Материалы журналистского расследования будут направлены в генеральную прокуратуру РФ, в следственный комитет РФ».

«Происходящее на видео недопустимо, это безобразие, конечно, в особенности для Татарстана, где были проблемы в МВД с «Дальним», с бутылками шампанского, этих безобразий уже достаточно, — полагает собеседник издания. — Но то, что творится на этом старом видео, я вас убеждаю, продолжает твориться. Может, в других ракурсах, но это все равно присутствует, мы с этим постоянно сталкиваемся, а сотрудники УФСИН и сотрудники МВД убеждают нас в том, что ничего такого нет».

По словам Рубашного, автор видео — один из осужденных, который находился в колонии в привилегированных условиях и снимал происходящее на сотовый телефон. Личность его он раскрыть отказался, объяснив, что в противном случае у заключенного возникнут проблемы. Осужденные, которых на видео избивают, продолжают отбывать наказание, а сотрудники, «творившие незаконные действия, до сих работают». «Следственный комитет уже давно получил это видео и давно ищет этих людей, но как бы найти не может, — говорит Рубашный. — Я считаю, что, наверное, они и не найдут. Скорее всего, мы получим очередное нераскрытое преступление».

«Не зря УФСИН предпринимаются попытки включить заглушки сигналов сотовой связи. Это ведь почему? Они не хотят, чтобы правда вообще откуда-то возникала. Не хотят, чтобы люди сообщали о беспределе, который там существует. Я, конечно, понимаю, что есть тема, связанная с тем, что осужденные занимаются незаконными вещами, телефонным мошенничеством. С этим надо бороться. Но есть беспредел со стороны администрации колонии в отношении других осужденных. Это видео, снятое 4 года назад, только подтверждает, что все это правда. Получается, что начальники у нас вешаются, избиения у нас происходят, что финансовые поборы с осужденных со стороны администрации и приближенных к администрации осужденных существует, что УДО у нас покупается. Это все у нас есть. Мы недалеко ушли от других регионов. Например, от Челябинской области, где людей убивают».

По мнению члена общественной наблюдательной комиссии в Общественной палате РТ Николая Архипова, видео с задержкой в 4 года не могло появиться просто так. «Жалоб к нам за последние годы по избиениям не поступало, даже по этому случаю, после того, как это видео появилось, около трех месяцев назад мы ходили в колонию, общались с сотрудниками, естественно, они факт не отрицали, — говорит Архипов. — Большой круг людей этим интересовался, кто-то был заинтересован замять дело, кто-то — поднять скандал. Видео не могло появиться просто так, видимо, произошел конфликт внутри колонии».

По словам Архипова, на видео происходит встреча новых заключенных с этапа. «Сейчас избиения не практикуются, но всегда присутствует давление для того, чтобы человек подчинился законам внутренней службы, — пояснил собеседник издания. — Потом их помещают в карантин, где выясняют, что это за человек, будет он писать заявление на работу — не будет, станет он сотрудничать с сотрудниками колонии или нет. Те, кто соглашается, получает привилегии».

ИК-19 (фото: 16.fsin.su)
ИК-19 предназначена для содержания лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, а также при особо опасном рецидиве (фото: 16.fsin.su)

КОЛОНИЯ 19: ГЕРОИН В ПЕЧЕНЬЕ, МАССОВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ И ВИЗИТ НАФИКОВА

Колония — одно из старейших исправительных учреждений в Татарстане и было основано еще в 1958 году. В то время в колонии занимались в основном производством деревянных ящиков. В 70-годах, после реконструкции и модернизации производства, основным профилем стала металлообработка. А в 1979 году учреждение освоило выпуск дефицитных в то время светофоров новой модели. Фирменная продукция колонии в первую очередь поставлялась в Москву, которая готовилась к проведению Олимпиады-80. В 1988 году ИТК-6 «пала жертвой» борьбы с алкоголизмом: колонию перепрофилировали в лечебно-трудовой профилакторий №8. А через пять лет все переиграли обратно с образованием исправительно-трудовой колонии №19, что потребовало возведения заново демонтированных прежде охранных сооружений. В дальнейшем в учреждении менялся режим, был период сосуществования нескольких режимов в одной колонии.

Сейчас в ИК-19 1340 мест. Это колония для содержания лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, а также при особо опасном рецидиве. Производственный сектор колонии представлен цехом по производству пластиковых окон, швейным участком и цехом по изготовлению чугунного литья, участками по ремонту автомобилей, изготовлению тротуарной плитки и линией по расфасовке моющих средств. Имеется также тепличное хозяйство.

Периодически здесь происходили мелкие ЧП, которые удавалось предотвратить. Так, недавно в темное время суток сотрудники колонии предотвратили попытку переброса запрещенных предметов. Планы злоумышленников удалось сорвать благодаря камерам видеонаблюдения, установленным по периметру учреждения, и действиям часового. Под стенами колонии был обнаружен сверток, внутри которого находились 8 сотовых телефонов. А в прошлом году во время досмотра личных вещей 26-летней жительницы Набережных Челнов, приехавшей на длительное свидание к осужденному мужу, был обнаружен целлофановый пакет с рассыпным чаем. Экспертиза показала, что 1690,9 грамма чая были пропитаны синтетическим наркотическим веществом. А месяцем ранее в колонию пытались пронести гашиш в шариковых дезодорантах. Двумя годами ранее в печенье был найден героин.

Илдус Нафиков
Илдус Нафиков: «МВД в свое время курировало и пожарных, и исправительные учреждения, и ФМС. В таком виде оно работало очень эффективно, оно было нужно. Сейчас множество служб, которые поделили полномочия. Выглядит это очень красиво, демократично. А в итоге в колониях сейчас много проблем»

После этих инцидентов колонию посетил прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Он посетил столовую исправительного учреждения, магазин, карантин и другие жилые отряды, мебельный цех и пост видеоконтроля. В ходе визита прокурор РТ ознакомился с условиями содержания осужденных, проверил ассортимент и цены на товары в магазине. Особых претензий прокурор к руководству колонии не высказал.

А в 2014 году колония оказалась в эпицентре федерального скандала, когда здесь произошло массовое отравление осужденных. В одной из камер 7 осужденных отряда со строгими условиями содержания пожаловались на плохое самочувствие, тошноту, рвоту, высокую температуру. Было установлено, что отравление могло произойти из-за употребления некипяченой воды.

ЧТО ИЛИ КТО СТОИТ СТОИТ ЗА СКАНДАЛАМИ В ВЕДОМСТВЕ ХАМАДИШИНА?

Стоит заметить, что в последнее время ведомство Дауфита Хамадишина действительно преследует целая череда громких медийных скандалов. Так, 15 января стали известны подробности уголовного дела в отношении заместителя начальника исправительной колонии №2 38-летнего Игоря Леонидова. По версии следствия, с апреля 2013 по май 2015 года подполковник совместно с неустановленными сообщниками за послабление режима содержания и решение вопроса об УДО получил только от одного из осужденных деньги и строительные материалы на 600 тыс. рублей. А спустя 10 дней повесился его руководитель — начальник ИК-2 Азфар Кадиров.

Игорь Леонидов (фото: ruspravliga.org)
По версии следствия, Игорь Леонидов совместно с неустановленными сообщниками за послабление режима содержания и решение вопроса об УДО получил только от одного из осужденных деньги и строительные материалы на 600 тыс. рублей (фото: ruspravliga.org)

Летом прошлого года ФСБ провела целую спецоперацию, итогом которой стало разоблачение коррупционного конвейера в менделеевской исправительной колонии №10. 1 июня по подозрению в получении взятки был задержан бывший начальник колонии Фаиль Каримов. А на следующий день арестовали начальника отряда ИК-10. Его отстранили от работы на время проверки. Всего же в этом деле, которое с учетом вмешательства ФСБ расследуется с особой секретностью, были замешаны 7 бывших и действующих сотрудников колонии. По последним данным, шестерым уже предъявлены обвинения, они арестованы. Также в даче взятки и посредничестве обвиняются осужденные этой колонии. Всего заведено 20 уголовных дел по 96 эпизодам.

По версии следствия, с января 2013 по июль 2014 года сотрудники менделеевской колонии получили от осужденных более 3 млн. рублей. Взамен заключенные могли рассчитывать на получение положительных характеристик, поощрений и длительных свиданий. Деньги переводились на сотовые телефоны или банковские карточки. В середине мая 2014 года правоохранительным органам стало известно о двух сотрудниках ИК-10, подозревающихся в коррупции, они были арестованы 27 мая, позже были задержаны и другие.

Кроме того, в декабре минувшего года ряд СМИ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении замначальника альметьевской ИК №8 Рустема Нигматуллина и начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными этого исправительного учреждения. Подозреваемые якобы получили взятки на сумму свыше 70 тыс. рублей.

По данным одного из правозащитников, в разработке силовиков находятся сейчас и другие колонии, входящие в орбиту татарстанского управления ФСИН. Итак, три заподозренные в процветании коррупции колонии за полгода — это уже тенденция (всего в хозяйстве УФСИН по РТ 10 взрослых колоний). Плюс смерть начальника колонии. И вот новый вброс с пленкой...

То ли в УФСИН по РТ вдруг началась непримиримая чистка рядов, то ли это «подкоп» под его руководство?

Наши эксперты также высказались относительно предположения, что последние скандалы в ведомстве Хамадишина связаны с желанием определенных сил смести руководителя УФСИН по РТ со своей должности. Адвокат Борис Рыбак полагает, что расследование по факту видеозаписи прежде всего является следствием многочисленных нарушений законодательства в ведомстве Хамадишина. «Если сотрудники одного ведомства, в данном случае УФСИН, совершают одно преступление за другим, стоит задуматься: а руководитель-то куда смотрел? — рассуждает Рыбак. — На мой взгляд, это дело вызвано не внешним желанием сместить Хамадишина, а стремлением правоохранительных органов навести порядок в его ведомстве. Нарушения до поры до времени скрывались, не получая развития, но сейчас, видимо, решили все перетряхнуть. У нас же любят такие компании. «Адмирал» обвалился — надо проверить все торговые комплексы».

Рыбак не исключает, что под пристальным вниманием следователей могут выявиться и новые факты злоупотреблений в УФСИН РТ: «Эти факты скрывали и замалчивали, а сейчас все проверяют с особой бдительностью».

Начальник колонии №2 Азфар Кадиров (слева) и глава УФСИН в РТ Дауфит Хамадишин (справа; фото: 16.fsin.su)

С ним согласен Рубашный. «Череда громких скандалов в последнее время не является признаком давления на руководство, — полагает эксперт. — Это же происходит далеко не первый год. Хамадишин находится на своей должности с 2002 года, он все время говорит, что нужно повышать уровень культуры, что сотрудников позиционировать, уголовную систему в каком-то... Но как ее позиционировать, если твои подчиненные вешаются? Почему Cафарова убрали за один «Дальний», а Хамадишин крепко сидит на своем кресле, когда столько всего происходит в его ведомстве?»

Как бы то ни было, целый ряд экспертов «БИЗНЕС Online», пожелавших остаться анонимными, не сомневается, что череда скандалов в ведомстве Хамадишина — это далеко не случайность. А пленка 4-летней давности лишнее тому подтверждение....

Отметим, что прокурор республики Илдус Нафиков в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» дал свою оценку работе Хамадишина. На фоне децентрализации силовых ведомств, когда множество служб в России поделили полномочия, принадлежавшие когда-то министерству внутренних дел, его работа важна для УФСИН, считает Нафиков. «МВД в свое время курировало и пожарных, и исправительные учреждения, и ФМС. В таком виде оно работало очень эффективно, оно было нужно. Сейчас множество служб, которые поделили полномочия. Выглядит это очень красиво, демократично. А в итоге в колониях сейчас много проблем, а при МВД там всегда был порядок и дисциплина. Ладно, у нас сильный начальник УФСИН Хамадишин, у него огромный опыт работы в органах. Но будет не он, и все рухнет», — уверен Нафиков.

«НАСИЛИЕ В РОССИЙСКИХ СИЗО И КОЛОНИЯХ ИМЕЕТ РЕГУЛЯРНЫЙ ХАРАКТЕР»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились в вопросе о том, как меняется положение заключенных в российских исправительных учреждениях.

Азат Гайнутдинов — член Общественной палаты РТ, руководитель центра реабилитации и адаптации бывших осужденных:

— В любом случае рукоприкладство в колонии не нормально, сейчас у нас это точно не практикуется, выступая с лекциями в колониях по таким вопросам, не нахожу подтверждения у заключенных, они ко мне не обращаются, и сам я спрашиваю об избиениях. Если только 5 - 10 лет назад это было возможно, но сейчас это дикость. Насилие порождает насилие, и если человека бьют в местах заключения, то они нормальными оттуда не выйдут. Тот, кто считает избиение путем для исправления, глубоко ошибается. Если осужденные совершили нарушение, то есть штрафные изоляторы, которые прописаны законом, но речи о рукоприкладстве там не идет. Получается так, что какой-то один сотрудник дискредитирует все УФСИН, на службу ложится тень. Они только-только стали открываться для помощи заключенным, предоставляют доступ. За последний год стали совместно с нами работать по ресоциализации и адаптации бывших заключенных, хотя заниматься этим они не должны.

Искандер Ясавеев — старший научный сотрудник центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург):

— Совершенно очевидно, что насилие в российских СИЗО и колониях имеет регулярный характер. Системными факторами, способствующими насилию, являются, на мой взгляд, закрытость этого пространства для институтов гражданского общества, удобные для властей принципы формирования общественных наблюдательных комиссий (кандидатуры членов ОНК рассматриваются и утверждаются советом Общественной палаты), существующие репрессивные традиции отношения к заключенным, коррупционные связи в системе исполнения наказаний, исключающие возможности внутреннего контроля. Целый ряд случаев вскрывает бездействие прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В этих условиях сотрудники СИЗО и колоний так же, как и полицейские в отделе полиции «Дальний», обладают неограниченной властью над заключенными, ощущая свои безнаказанность и неподконтрольность.

Выход из ситуации заключается, на мой взгляд, во-первых, в существенном сокращении числа заключенных посредством смягчения уголовного законодательства. Большая часть людей в СИЗО и колониях совершенно неопасны для окружающих, они совершили или были признаны виновными в действиях, не связанных с насилием. Такая численность заключенных, как в настоящее время — более 650 тысяч, является помимо всего прочего колоссальной нагрузкой на российский бюджет. Россия занимает первое место в Европе по доле заключенных в составе населения, третье место в Азии и пятое в мире (среди крупных стран), и это далеко не повод для национальной гордости. Во-вторых, необходимо сделать СИЗО и колонии максимально открытыми для правозащитников, а также изменить принципы формирования общественных наблюдательных комиссий, обеспечив их полную независимость от власти.