Сергей Автономов
Сергей Автономов: «Никогда нельзя успокаиваться, бизнес нужно развивать постоянно. Под лежачий камень вода не течет»

КАК ЗАБРОШЕННАЯ БАЗА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КОМПЛЕКСНОЕ МЕНЮ

Сергей Геннадьевич, считается, что торговля нефтепродуктами — бизнес выгодный, но в то же время хлопотный и конкурентный. Почему вы стали заниматься именно им?

— Еще в начале 90-х меня познакомили с директором одного из нефтеперерабатывающих заводов. Я тогда занимался, как и большинство людей в то время, обычным «купи-продай». А тут такая удача: брат этого директора работал вместе со мной, он и познакомил. Встретились, поговорили, но мои идеи по совместному бизнесу директора завода как-то не вдохновили. Заинтересовало лишь одно предложение: помощь в возврате дебиторской задолженности от предприятий Татарстана. Если вы помните те времена, то такая проблема была у многих: товар отгружали, а денег за него производители получить не могли. Предложение было принято, и мы стали сотрудничать.

То есть вы стали, по сути, переговорщиком?

— Не совсем так. Тогда у людей фактически не было «живых» денег, все работали по бартеру: ты мне — это, а я тебе взамен — то. Мы реализовывали различные бартерные схемы, консультировали, ведь зачастую долги возникали буквально на пустом месте — из-за неправильно оформленных документов, отсутствия элементарных экономических знаний.

А у вас откуда эти знания?

— Я экономист по образованию, окончил Финансово-экономический институт и как специалист мог дать совет. Многие руководители, с которыми я встречался, потом говорили: «Где же вы раньше были?» Кстати, у того нефтеперерабатывающего завода тоже не было денег, чтобы расплатиться за наши услуги, и они отдавали топливом, которое приходилось реализовывать. Вот так я и пришел в этот бизнес. А в 2004 году мне поступило предложение от казанского филиала компании «Лукойл» на должность заместителя руководителя по реализации и поставкам. Там я проработал три года, а потом ушел в самостоятельное плавание.

«Уже ближе к лету у наших заправок появится своя фишка, благодаря которой люди будут знать: здесь продает топливо АЗС «Мустанг»

А почему ушли? Ведь наверняка многие бы мечтали оказаться на вашем месте — работать в такой успешной компании!

— Не видел перспектив для своего развития. В тот момент мне предложили взять в аренду АЗС на одной из производственных баз «Татстроя». Опыт к тому времени я уже наработал, решил рискнуть. Видели бы вы эту базу, одно только название: совершенно запущенный объект, все развалено, бродячие собаки, пыль столбом!

И с чего начали возрождение базы?

— С поиска ключевого клиента. Им стала автотранспортная компания «Буревестник», она тогда не была еще столь широко известна, как сейчас. Тем не менее компании нужна была своя база, АЗС.

А на поставку топлива у вас уже были контракты?

— С топливом вообще не было никаких проблем, мы уже работали с надежными поставщиками, которые качество продукции ставили во главу угла. Вслед за «Буревестником» нам удалось завести на базу порядка 250 городских автобусов. Если помните, в то время как раз шел переход пазиков и «газелей» на большие автобусы.

С «Буревестником» еще понятно — это частный бизнес, он сам выбирает себе партнеров. Но как вы городских перевозчиков смогли заманить? У вас что, в мэрии связи были?

— Ничего подобного, никаких связей и административного ресурса. Городские перевозчики — это тоже частный бизнес. Им показались выгодными наши условия: мы предлагали интересные цены на топливо, плюс гарантированное его качество, парковка, ремонтная база. То есть людям было предложено, так сказать, комплексное меню, и они выбрали нас.

«Наша компания поставляет бензины только группы «Башнефть», причем работаем с ними исключительно на прямых договорах — мы не перекупы»

У «МУСТАНГА» ПОЯВИТСЯ ФИШКА

А дальше как развивался бизнес?

— Сложно. Мы два года работали стабильно, а тут наступает кризисный 2009-й год. Практически в один момент лизинговые компании отбирают у собственников автобусы. И все 250 машин в короткое время уходят с нашей базы. А мы остаемся с носом, а еще с необходимостью оплачивать аренду, с коллективом, которому нужно платить зарплату... Это был очень серьезный провал. Пришлось срочно искать новых клиентов, нарабатывать то, что упустили за два года. И тогда я раз и навсегда для себя уяснил: никогда нельзя успокаиваться, бизнес нужно развивать постоянно. Под лежачий камень вода не течет.

Сколько сейчас у вас заправок в аренде? И как удается конкурировать на рынке розничной торговли топливом?

— Сначала о конкуренции. Вы знаете, существует некий миф о том, что заправки — это настоящий Клондайк. Во-первых, получить в аренду АЗС в хорошем месте практически невозможно. Как правило, предлагают убыточные объекты да еще с высокой арендной платой. А конкуренция на этом рынке сумасшедшая, клиенты становятся все требовательнее. Добиться успеха в этом бизнесе можно только в том случае, если у вас устойчивая репутация и огромное стремление добиться результата. У нас сейчас в аренде 6 заправок, мы торгуем качественным топливом по очень привлекательным ценам.

«Нам удается держать привлекательными цены за счет оптимизации собственных расходов — коллектив у нас небольшой, административных расходов мало»

Но и ваши конкуренты, скорее всего, именно на этом акцентируют внимание клиентов. А в чем ваше преимущество перед ними?

— Если говорить о качестве топлива, то насколько важен этот аспект, я уяснил, еще работая в «Лукойле». Эта компания заслуженно пожинает лавры. Кстати, еще года полтора назад в Татарстане у них фактически не было конкурентов, но сейчас появились достойные местные компании, устойчиво торгующие очень качественным топливом. С уверенностью могу сказать, что среди таких компаний находимся и мы. Наша компания поставляет бензины только группы «Башнефть», причем работаем с ними исключительно на прямых договорах — мы не перекупы.

Здесь бы хотелось предупредить автомобилистов: не все АЗС действительно предлагают настоящий уфимский бензин, поэтому пользоваться услугами лучше только проверенных заправок.

Дизель берем у ТАНЕКО и у группы «ТАИФ», также напрямую. Я лично контролирую качество топлива: на всех наших АЗС указан телефон горячей линии, каждый, кто по нему позвонит, попадет прямо на меня. У нас был случай, когда клиент позвонил и пожаловался, что ему недолили бензин на три копейки. Шуму было столько! А вообще, я всем нашим клиентам советую: если вы посчитали, что на АЗС произошло какое-то нарушение, сразу же звоните, но не уезжайте с территории заправки. Иначе будет трудно разобраться в причинах вашей жалобы. А реагируем мы очень оперативно. Что касается цены: нам удается держать привлекательными цены за счет оптимизации собственных расходов — коллектив у нас небольшой, административных расходов мало. Наш клиент умеет считать деньги, и очень требователен к качеству топлива.

Вы реализуете топливо на арендуемых заправках, а под каким брендом продаете? И вообще, как клиентам узнать, что это АЗС именно вашей компании?

— Вы затронули наше самое больное место. Мы выступаем под брендом «Мустанг», но так как не являемся собственниками АЗС, то не можем пойти на серьезные изменения внешнего вида заправок. Нам помогает сарафанное радио: рекомендации клиентов, что заправляются у нас, самая хорошая реклама. Тем не менее мы понимаем, что необходимо становиться узнаваемыми и внешне — клиенты должны знать нас в лицо. И уже ближе к лету у наших заправок появится своя фишка, благодаря которой люди будут знать: здесь продает топливо АЗС «Мустанг».

ТАТАРСТАН ПРИНЯЛ СКОРОПАЛИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

А с предприятиями работаете?

— Да, нам интересен этот сегмент. Сотрудничаем с частными строительными компаниями, уже более трех лет работаем с международным аэропортом «Казань» — заправляем их наземную технику, которая отвечает за уборку взлетно-посадочной полосы.

То есть у вас есть своя заправочная техника?

— Есть, и не только заправочная: два магистральных бензовоза, два обычных и одна «газель» для мелких клиентов, которым требуется 300 - 500 литров. В этом и есть наше преимущество: у нас есть технические возможности и резервы, чтобы удовлетворить потребности любого клиента. Крупным компаниям неинтересно везти куда-то куб бензина. А ведь кому-то нужно, к примеру, заправить генератор и тому подобное. И мы именно та компания, которая может обеспечить крупный и мелкий опт и розницу.

«Мы именно та компания, которая может обеспечить крупный и мелкий опт и розницу»

Как вы считаете, что более всего влияет на популярность заправки: ее расположение или качество топлива?

— Если говорить о городских АЗС, то, конечно же, любая заправка, расположенная на территории крупного жилого комплекса, не может быть убыточной. Но все же главный аргумент лично для меня — это бренд, особенно если приходится заправляться не в нашей республике. На трассе или в другом городе я выбираю известные бренды, потому что в качестве их топлива уверен. В Казани заправляюсь исключительно на наших АЗС.

Вы торгуете бензинами и дизтопливом, но в последнее время все больше набирает популярность тема перехода транспорта на газ. Вы не планируете открыть газовые заправки?

— Эта тема интересна, но на газ необходимо получить лицензию, приобрести специальное оборудование, обучить персонал — затраты здесь приличные. Буквально на днях мне поступило два предложения от предпринимателей, которые занимаются поставками газа. Возможно, в рамках партнерства получится заняться и газомоторным топливом.

Как вы прокомментируете запрет продажи в РТ судового топлива? Не понесет ли бизнес от этого ущерб?

— Нас запрет никак не коснулся: это топливо реализуется на трассовых заправках, мы же работаем в городе. И здесь не совсем понятен один момент: хорошо, Татарстан закроет для СМТ дорогу, то есть фуры здесь не будут заправляться. Но наша республика не в вакууме находится! Перед ней — Чувашия, после — Башкортостан. Любой водитель заправится в соседних регионах, а потом транзитом пойдет через Татарстан. И все выхлопные газы останутся здесь, при этом прибыли у наших заправщиков упадут. И какой смысл в этом? На мой взгляд, если и принимать такие решения, то нужно это делать в масштабах страны: если запрещать, то везде. А дальнобойщики и так с проблемами проезжают через наш регион. Один только весовой контроль массу вопросов вызывает. А для техники судовое топливо не несет никакого вреда. Понятно, что здесь играет роль чисто экологический аспект, и я не приветствую, если экология страдает. Но если это топливо везде продается, то какой смысл запрещать здесь? Компании-перевозчики колесят везде, в том числе и в нашей республике. Ну заправится дальнобойщик в Чебоксарах, а потом поедет через Татарстан. И что? На экологическую ситуацию этот запрет не повлияет, а по бизнесу ударит. Хотя, повторюсь, нас это не касается, более того, мне это в какой-то мере выгодно, потому что цены не дизтопливо выровняются. Но лично мое мнение: Татарстан принял скоропалительное решение.

«Бизнес от мошенников у нас вообще никто не защищает»

А НЕ ВОЗРОДИТЬ ЛИ ДОЛГОВЫЕ ЯМЫ?

О проблемах взаимоотношений бизнеса и государства известно всем, а есть ли противоречия внутри самого бизнес-сообщества?

— Основа любого бизнеса — люди. А все люди разные. К сожалению, никто не застрахован от встречи с ненадежными партнерами. Пример из моего опыта: представьте, что вы отпускаете топливо в долг, казалось бы, проверенному человеку. Какое-то время он исправно оплачивает поставки, потом начинает затягивать платежи, в результате наступает такой день, когда он просто разводит руками: «Извини, у меня пока денег нет». И так может длиться годами. Вы подаете в суд, выигрываете дело, наступает черед приставов-исполнителей. И тут начинается самое интересное: у вашего должника, оказывается, ничего нет! Он гол как сокол! Правда, живет в хорошем коттедже, ездит на дорогой машине, обедает в фешенебельных ресторанах. Да вот незадача — все его движимое и недвижимое имущество записано на ком угодно, только не на нем. При этом и в мошенничестве его обвинить нельзя, потому что он же обещает, что долг отдаст. Мошенничество начинается тогда, когда он говорит, что деньги не вернет, а если обещает, то он просто «несчастный» человек. И таких ситуаций множество, мне партнеры рассказывали о подобных историях: люди просто внаглую говорят: «У меня денег нет, как будут, отдам», — и, конечно же, не отдают. Если бы существовал какой-то механизм привлечения к ответственности! Думаю, что у нас в стране пора уже возродить что-то типа долговых ям или направлять таких «товарищей» отрабатывать долг на общественно полезных работах: пусть улицы метут, дороги ремонтируют. Иначе получается, бизнес от мошенников у нас вообще никто не защищает.

А какими жизненными принципами руководствуетесь вы?

— Более всего отталкивает непорядочность людей, которая порой проявляется совершено неожиданно. А мой жизненный принцип — всегда держать слово.

Расскажите о себе: где родились, в какой семье, какое образование получили?

— Родился в Арске в 1966 году, семья самая обычная: мама — учитель, отец — инженер. После школы, а учился я хорошо, сам поступил в Казанский финансово-экономический институт.

Есть ли увлечения в свободное время?

— Рыбалка. Кстати, у нас есть своя компания заядлых рыбаков, причем состоит она из совсем разных людей, разного образования и социального уровня. Рыбалка всех уравнивает.

Можете поделиться секретами успеха в бизнесе?

— У меня было множество ситуаций, когда можно было просто опустить руки — и все. В кризис я работал в убыток, но не останавливался, хотя меня многие пытались уговорить бросить дело. А вы знаете, что люди тонут чаще от того, что они просто сдаются, отказываются бороться? Это как в известной притче про лягушку и молоко. Стоит только отказаться от борьбы, от стремления идти вперед, все закончится. Так что секрет простой: никогда не останавливаться.

Читайте интервью с другими представителями бизнес-сообщества в рубрике «Персона».