Наиль Магдеев провел переговоры о вступлении в ТОР с делегацией голландской компании DSM Nutritional Products
Наиль Магдеев провел переговоры о вступлении в ТОР с делегацией голландской компании DSM Nutritional Products

ЗА ПОЛОСОЙ ОТЧУЖДЕНИЯ

Накануне в мэрии Набережных Челнов Наиль Магдеев провел переговоры о вступлении в ТОР с делегацией голландской компании DSM Nutritional Products, построившей в 2011 году завод в Тукаевском районе по производству премиксов и витаминных добавок. Своих партнеров по бизнесу к мэру привез гендиректор Сетевой компании Ильшат Фардиев, в орбиту интересов которого входят «Челны-Бройлер» и «Камский Бекон», куда и поставляют продукцию голландцы. Делегация из Нидерландов была весьма представительной: вместе с президентом компании Крисом Гепельшредером прибыли Марк Сток — начальник департамента «Здоровое питание животных», Питер Фишер — вице-президент по животноводству, Дик Бонгард — президент DSM Россия, Светлана Барсукова — гендиректор «Агросилы групп», Александр Теняев — генеральный директор премиксного завода DSM в Тукаевском районе и Зинаида Кудрявцева, занимающая здесь же должность исполнительного директора.

Презентуя свою компанию, Гепельшредер рассказал, что продукция, выпускаемая на заводах DSM по всему миру, используется в питании людей, в кормлении животных, в косметологии, фармацевтике, автомобилестроении, производстве оборудования и электроники. Годовой оборот продаж в 2015 году превысил $10 млрд., а на более чем 60 заводах работают более 25 тыс. сотрудников. Штаб-квартира компании находится в Нидерландах, исследования и разработки сосредоточены в швейцарском Базеле. Согласно данным базы «Контур-Фокус», в 2014 году (более свежих данных нет) выручка премиксного завода под Челнами составила 1,5 млрд. рублей, чистая прибыль — 14,2 млн. рублей.

Согласно трехлетнему плану развития компании, деньги зарабатывать в ближайшее время DSM сможет вовсе не в Европе, а в России. Основная мысль разработанного плана, по словам президента голландской компании, состоит в том, что «люди не покупают продукты, люди покупают идеи». «Поэтому мы и создаем идеи для дальнейшего развития наших партнеров», — поделился президент DSM Nutritional Products, добавив при этом, что планирует осваивать российский рынок при поддержке проверенного партнера Фардиева. С ним, как сказал глава компании, DSM чувствует себя в Татарстане как у себя дома. В ответ гендиректор Сетевой компании тоже не поскупился на похвалу, сообщив, что благодаря использованию витаминных добавок DSM ежесуточный привес птицы на «Челны-Бройлере» составляет 60 граммов. В общем, обоюдный интерес привел голландцев к мысли подробнее изучить возможности, которые может дать их бизнесу вступление в ТОР.

Ильшат Фардиев и Наиль Магдеев
Наиль Магдеев: «Чтобы вам стать резидентами ТОР, вы должны открыть новое предприятие»

Планы у иностранцев обширные — компания намерена вдвое расширить имеющееся производство, вложив в это порядка 5 млрд. рублей. Сейчас завод около Шильнебаша производит 20 тыс. т продукции в год. Беда в том, что расположен он за «полосой отчуждения» — в километре от границы города, в пределах которого, как известно, могут размещаться предприятия, рассчитывающие на налоговые преференции ТОР.

— Чтобы вам стать резидентами ТОР, вы должны открыть новое предприятие, — с ходу озадачил гостей Магдеев.

— Я считаю, что правильнее было бы не территориально закреплять предприятия в Челнах, а принимать во внимание конкурентоспособность потенциального инвестора, — не растерялся президент DSM. — Получается, что сейчас нам, чтобы расширить объемы производства на нашем заводе, нужно строить новый завод в другом месте?

На его вопрос чиновникам не оставалось ничего кроме как развести руками.

— Смысл постановления правительства России состоит в том, чтобы город ушел от монозависимости. Тукаевский район — это одно муниципальное образование, Набережные Челны — другое. Преференции даются только городу. Поэтому регистрация предприятия на налоговом учете должна быть в городе, — объяснил уже глава города, добавив, что в Челнах есть достаточное количество промплощадок, где можно было бы обосновать производство.

Планы у иностранцев обширные — компания намерена вдвое расширить имеющееся производство, вложив в это порядка 5 млрд. рублей

«ТАМ ПРОИЗВОДИМ, В ГОРОДЕ ПАКУЕМ... ПОЧЕМУ НЕТ?»

Отсекли всяческие мысли голландцев и о возможности перерегистрироваться в Челнах. «Вы же понимаете, что все это будет находиться под строгим контролем», — разочаровал инвесторов начальник управления экономического развития Радмир Беляев, как бы давая понять, что, если бы не это досадное обстоятельство, он пошел бы навстречу. Не прокатил и предложенный голландцами вариант с расширением границ города: к сожалению, в постановлении правительства ареал ТОРа зафиксирован по состоянию на 1 июля 2015 года.

«Мы, наверное, сделаем так: создадим рабочую группу, которая изучит возможности ТОРа и те возможности, которые имеются сейчас. У нас же тоже есть свои планы по вхождению в ТОР. Мы их соизмерим и доложим, какие есть пути решения вопросов. При этом, если мэр города позволит компании фасовать продукцию DSM на территории города, а производить ее все же на уже существующем заводе, то почему нет? Там [в Тукаевском районе] производим, в городе пакуем», — выдвинул еще одну идею Фардиев.

Крис Гепельшредер
Крис Гепельшредер выразил обиду, что десятки тысяч людей работают в пригороде, и город вынужденно развивается в сторону периферии

Отметим, что, говоря о планах вхождения в ТОР, Фардиев, скорее всего, имел в виду предприятие по переработке птицы стоимостью в 2,3 млрд. рублей, которое откроет «Челны Бройлер» во второй половине этого года на площадке некогда обанкротившегося совхоза «Весенний». Предполагается, что здесь производство продукции составит 144 тонны в сутки, или 50 тыс. т продукции в год. Сметная стоимость объекта — 2,34 млрд. рублей, в том числе оборудование — 1 млрд. рублей. Планируется создать 1213 новых рабочих мест. Как позже подтвердил Магдееву Фардиев, заявку в ТОР уже подали.

Челнинский компаньон голландцев выразил обиду, что десятки тысяч людей работают в пригороде, и город вынужденно развивается в сторону периферии. «В общем, есть вопросы, которые нужно обсуждать и решать. Мы тоже думаем, как нашей компании, которая строится, сделать так, чтобы попасть в ТОР. Нам тоже это важно, потому что льготы очень хорошие. Я считаю, что условия в ТОРе даже лучше, чем условия в ОЭЗ «Алабуга». Надо все посчитать: сколько можно будет сэкономить, став резидентом ТОРа, и сколько будет стоить перемещение производства в город, не нарушая требований постановления федерального правительства», — заключил Фардиев.

— Ильшат Шаехович, вы всегда и на все знаете ответ, — с умилением поглядел на Фардиева голландец.

Челнинский исполком готов поучаствовать в деятельности рабочей группы, которую совместно с голландцами создаст Фардиев

— Чья школа? — показывая на Магдеева, ответил Фардиев под смех всех присутствующих на переговорах, но затем снова затронул тему, которой требовалось найти решение. — Есть много технологий, которые в городе по определению размещать нельзя из-за санитарных охранных зон. Поэтому я считаю, что нужно вносить какие-то поправки в это постановление правительства России. Что даст ТОР в ближайшие два-три года Челнам? Разовьется пищевой кластер. Каждый день человек хочет три раза кушать. В мире каждый день рождаются 220 тысяч человек. Вы только вдумайтесь в эту цифру! А мы при этом еще имеем в виду, что миллиард человек на Земле недоедает. Американцы кушают 60 килограммов мяса в год. А мы с тобой (обращаясь к Магдееву и показывая на его и на свой живот), смотри, и по 30 не съедаем!

— Фардиев недоедает, — заметил Магдеев под общий смех в зале.

— Они шутки понимают. Они классные. В этой компании [DSM] все члены правления из разных государств. Даже татарин один есть (очевидно, Фардиев имел в виду себяприм. ред.), правда, он пока не член правления, но я все равно пробью этот вопрос, — заявил он.

«ФАРДИЕВ ДОРОГО ОБОЙДЕТСЯ СЕГОДНЯ»

После шуток диалог пошел в серьезном ключе. Речь зашла о необходимости в земельных участках в городе. Тут в беседу вновь включился Беляев, заявивший, что участки, соответствующие требованиям СанПиН, у города есть. Есть площадки и с инженерными сетями, и в промпарках. Кроме того, отметил Беляев важный момент, резиденты ТОСЭР получат землю бесплатно без аукционов. Услышав про бесплатную землю, Фардиев, вновь посмеиваясь, обратился к Гепельшредеру.

— Крис, мы сегодня отсюда без земли не должны уйти.

— Фардиев дорого обойдется сегодня, — отшутился в ответ Магдеев.

Ильшат Фардиев: «Есть преференции, которые предоставляет государство, исходя из этого, нужно посмотреть, сколько рабочих мест может быть создано, какие могут быть привлечены технологии. В конце концов, городу и территориями можно обменяться. Почему нельзя? Это все возможно! То, что есть ТОР, — это здорово, это супер!»

Бенефициар «Агросилы» вновь выразил убежденность, что нужно открывать площадки в пригороде для создания новых рабочих мест. «В Ульяновске уже создали программу и думают, как создать 25 тысяч рабочих мест. А мы только о 10 тысячах мечтаем. Это нам в Челнах при таких-то условиях нужно 25 тысяч рабочих мест создавать! — привел пример Фардиев. — Есть преференции, которые предоставляет государство, исходя из этого, нужно посмотреть, сколько рабочих мест может быть создано, какие могут быть привлечены технологии. В конце концов, городу и территориями (с Тукаевским районом) можно обменяться. Почему нельзя? Это все возможно! То, что есть ТОР, — это здорово, это супер!» — заключил Фардиев.

По реакции Магдеева было видно, что к идее с пробиванием вопроса о расширении и изменении границ города на уровне правительства он отнесся без особого энтузиазма. Но, завершая встречу, все же заявил, что исполком готов поучаствовать в деятельности рабочей группы, которую совместно с голландцами создаст Фардиев.