Рамис Зарипов – директор инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одаренных детей


«КАКИЕ У РЕБЕНКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА»

— Рамис Рафаэлевич, в лицее недавно были необычные гости – промышленные «генералы» Татарстана…

— Это первый визит в наш лицей гендиректоров и их заместителей таких предприятий, как ICL, КВЗ, КАПО, КМПО, «ПОЗиС», Зеленодольского судостроительного завода и других стратегических партнеров КНИТУ-КАИ. Они рады, что появился такой лицей, поскольку не раз говорили, что надо уже на стадии школы готовить детей, у которых есть интерес к научно-техническому творчеству, к поступлению в инженерные вузы. Решение об открытии этого лицея было принято президентом нашей республики, и школа, по сути, является одним из завершающих этапов проекта по созданию профильных лицеев при ведущих вузах Татарстана.

— Сколько у вас учеников?

— Лицей открылся 9 ноября 2015 года, и сегодня у нас 50 учащихся. Планируем построить интернат и запустить его на следующий год. Надеемся, что в этом поможет президент РТ, которого ждем в гости в наш лицей. Уже сегодня у нас учатся дети не только из Казани, но из Зеленодольска, Азнакаево, даже Ижевска… Это не случайно, ведь в лицее ученики получают прочные фундаментальные знания, устойчивую привычку к труду и самообучению, IT-компетентность, развивают лидерские качества и плюс ко всему проходят хорошую физическую подготовку. Хочу отметить, что у нас школа полного дня и наполняемость класса не более 20 человек.

На занятиях – будущие инженеры


— Но ведь к вам просто так не поступишь — надо пройти отбор…

— Отбор состоит, условно, из трех этапов. Первый — регистрация на сайте, где дети могут оставить свое портфолио. И если у кого-то есть высокие достижения, скажем, на олимпиадах всероссийского уровня, он сразу будет принят в лицей. Для остальных будет открытый экзамен. Для тех, кто приходит в 7 класс, – по математике, логике и русскому языку, в 8 - 10-й — по математике, физике и русскому языку. Тех, кто благополучно прошел второй этап, ждет третий — проектная сессия. Здесь дети получают первые навыки работы с проектами на современном оборудовании. За один-два дня они должны выполнить проект, конечно, под кураторством наших преподавателей и мастеров производственного обучения. Этот этап неслучаен, ведь бывает, что ребенок очень одарен, но работать руками не умеет или не хочет. И во время проектной сессии он понимает, интересно ли, нужно ли ему это или нет, а мы смотрим, насколько ребенок тянется к такой работе, какие у него изобретательские, творческие качества.

Руководители крупнейших промпредприятий РТ в лицее


«ИНТЕРЕС ОГРОМНЫЙ, К НАМ ПРИЕЗЖАЮТ ГОСТИ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ»

— Известно, что в лицее используют самые передовые подходы и методики в образовании…

— Это обязательное условие преподавания в современной школе. Мы руководствуемся рекомендациями международной инициативы CDIO, в основе которой лежит устранение противоречий между практикой и теорией в инженерном образовании. Также в программе лицея есть курсы ТРИЗ — набор алгоритмов и методов для совершенствования творческого процесса изобретателей. И, наконец, проблемное обучение — организованный способ активного взаимодействия учащегося с проблемно-представленным содержанием обучения. В нашем лицее мы активно внедряем проектное образование, когда те знания, которые ребенок получает на уроках, он закрепляет через проекты. И наоборот, проекты помогают получить какие-то дополнительные знания сверх образовательных стандартов. Все, что лицеисты делают своими руками (а это и квадрокоптеры, и роботы, и многое другое), помогает усваивать то, что дети узнают на уроках.

Перед лицеем вообще сейчас стоит мегацель — выработать стандарт начального инженерного образования на уровне средней школы. Такого стандарта пока нет ни в России, ни в других странах. Мы планируем — может, не за год, даже не за два, потому что существует определенный порядок утверждения стандартов — прийти к такому стандарту инженерного образования, чтобы потом его можно было легко тиражировать. В готовом стандарте будут прописаны учебники, спецкурсы, лабораторные, экспериментальные и проектные работы… Интерес к этому направлению огромный, к нам приезжает много гостей из других городов: из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, даже из Ханты-Мансийского автономного округа.

Одаренные дети мастерят интересные вещи


«...И ПЕРЕХОДЯТ НА СОВРЕМЕННОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ»

— Ваш лицей работает и по программе ранней профориентации?

— Приблизительно раз в неделю лицеисты посещают какое-либо из предприятий-партнеров, где могут увидеть, как оно работает, чем живет, понять специфику инженерной профессии. Конечно, по итогам этих посещений ребенок может предпочесть не продолжать обучение в нашем лицее. Но это тоже неплохо — выберут другую, подходящую профессию. А для выпускников нашего лицея КНИТУ-КАИ намерен разработать индивидуальную траекторию обучения. Более того, знаний и навыков у наших ребят будет достаточно, чтобы они параллельно с учебой могли работать в конструкторских бюро, в инжиниринговых компаниях. А еще КНИТУ-КАИ готов добавить 10 баллов к баллам ЕГЭ каждому выпускнику нашего лицея при поступлении в наш университет.

Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов ведет мастер-класс


— КНИТУ-КАИ активно участвует в обучении лицеистов?

— Наш лицей — структурное подразделение КНИТУ-КАИ, и лицеисты имеют доступ к образовательным ресурсам и современному инженерному оборудованию, часто не имеющему аналогов в России. Более того, КНИТУ-КАИ организовывает поездки на курсы, конкурсы, приглашает экспертов. Например, недавно у нас были специалисты компании Boeing, которые рассказали об истории отечественной и мировой авиации и о современных тенденциях в авиастроении.

Особо трепетное отношение к лицею проявляет лично ректор КНИТУ-КАИ Альберт Харисович Гильмутдинов. Он возлагает на лицей огромные надежды. Альберт Харисович, несмотря на огромную загруженность, каждую субботу проводит для наших учеников мастер-классы по лидерству. Мы, учителя, сами с увлечением ходим на эти курсы вместе с детьми и очень многое для себя получаем.

Общее образование у нас дают квалифицированные учителя, а инженерные спецкурсы ведут магистры, аспиранты, преподаватели КНИТУ-КАИ, например инженерную графику. Гендиректора предприятий по итогам визита высказали особое пожелание, чтобы дети обязательно учились профессионально делать и читать чертежи. Поэтому уже с первого года обучения наши лицеисты учатся готовить чертежи от руки, а затем переходят на современное компьютерное 3D-моделирование. Еще один спецкурс — инженерный дизайн, где дети обретают навыки по разработке различных устройств, находя оригинальные конструкторские решения. В лицее создана уникальная проектная зона площадью более 800 квадратных метров, оснащенная самым современным оборудованием, где лицеисты изучают прототипирование, робототехнику, электротехнику, учатся работать на лазерных станках, станках с ЧПУ...

Идет занятие


«ВСЕМ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ УВЛЕКАЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ

— Это непростые предметы!

— У нас будут даже основы такого сложного предмета, как сопромат, просто не в первый год обучения. Уже сейчас дети, работая на станках с ЧПУ, сталкиваются с необходимостью изучать свойства различных материалов. Видят, например, что какой-то материал крошится, деформируется, не подходит для детали… А основы сопромата, материаловедения, которые мы им дадим, помогут правильно подобрать нужный материал. Какой металл, какой пластик, какое дерево подходит? Вот начали делать квадрокоптер: сначала сделали ребра жесткости из осины, но дерево оказалось непрочным. Дети почитали, поинтересовались, связались со специалистами и сделали квадрокоптер из бука, очень прочного и легкого. То есть мы стараемся не навязывать детям инженерные знания без понимания того, зачем они это изучают: у них возникают реальные вопросы, и лицеисты получают на них ответы на спецкурсах.

— Кому вы рекомендуете прийти в лицей на день открытых дверей?

— Всем детям, которые любят изобретать, увлекаются техническим творчеством, желают поступить в инженерный вуз, и их родителям, которые видят своих детей элитой инженерии будущего.

12+