Самым эмоциональными на заседании комитета оказалось обсуждение темы крушения империи Вагиза Мингазова — «Вамина». Дискуссия, поднятая с подачи лидера КПРФ Хафиза Миргалимова, происходила при молчаливом присутствии самого парламентария. Но его, казалось, судьба бывшего детища уже не волновала
Самым эмоциональным на заседании комитета оказалось обсуждение темы крушения «Вамина». Но Вагиза Мингазова (третий слева), казалось, судьба бывшего детища уже не волновала

ИТОГ 2015 ГОДА: ПРИБЫЛЬ — 12,7 МЛРД. РУБЛЕЙ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ — 16,3%

Сегодня на заседании комитета Госсовета РТ по экологии ответ перед парламентариями держал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов. Он рассказал о прошлогодних успехах аграриев, подвел итоги первого квартала 2016 года в животноводстве, настроил на скорую посевную кампанию, а также поведал, какие инвестиционные проекты планируется осуществить в Татарстане в этом году. Однако самым эмоциональным оказалось обсуждение темы крушения империи Вагиза Мингазова «Вамин». Дискуссия, затеянная с подачи лидера КПРФ Хафиза Миргалимова, происходила при молчаливо-красноречивом присутствии самого «виновника торжества». Его, пережившего и личное банкротство, и уголовные дела, и крах империи, казалось, судьба бывшего детища уже не волновала. Однако у общества и элиты, как видим, вопросов больше, чем ответов, несмотря на то что со времени краха прошло три-четыре бурных года.

Но начнем по порядку. В первых строках Ахметов представил итоги 2015 года, о которых «БИЗНЕС Online» ранее писал весьма подробно. Напомним лишь, что объем валовой продукции в сельском хозяйстве достиг 213,7 млрд. рублей, а рост составил 4,7% (по отношению к предыдущему году). Денежная выручка по сельхозформированиям и КФХ составила 88,6 млрд. рублей, прибыль — 12,7 млрд. рублей, средняя рентабельность — 16,3%. «Удельный вес прибыльных сельхозпредприятий превысил 93 процента, в целом позитивная динамика для нынешней сложной ситуации», — отметил Ахметов.

ЖИВОТНОВОДЫ НАРАСТИЛИ ВЫРУЧКУ НА 17%

Неплохо, как считает глава минсельхоза, начинается и 2016 год. «По итогам двух месяцев текущего года валовая продукция сельского хозяйства по всем категориям хозяйств составила 23,3 миллиарда рублей, пока идем с ростом 2,4 процента в сопоставимой оценке», — сказал Ахметов. Данных за первый квартал пока нет, но, по предварительным прогнозам, рост валовой продукции составит около 3%, поделился надеждами министр. Ожидаемая денежная выручка составит около 20 млрд. рублей, что на 10% больше, чем годом ранее.

Особенно удачно складываются дела у животноводов. По словам Ахметова, с начала года в РТ выращено 93,1 тыс. т скота и птицы, произведено 287 тыс. т молока, что на 5% превышает показатели того же периода прошлого года (перед животноводами на год поставлена задача выдержать 5-процентный рост производства). «Наивысшие объемы производства молока у балтасинцев, за ними Кукмор, Арск, Актаныш, Сабы», — похвалил министр отличников. Хорошие результаты по производству мяса птицы и свинины у высокотехнологичных комплексов: «Челны-Бройлер», птицеводческого комплекса «Ак Барс», «ТатМитАгро» — у них также плюсовая динамика в пределах 5 - 8%. «На их фоне слабо выглядит пока говядина — 24 тысячи тонн с приростом 2 процента. Это пока наше узкое место», — признал министр. В целом животноводы ожидают в первом квартале выручку в размере более 16 млрд. рублей — на 17% больше, чем год назад.

«Этот рост не столько за счет ценового фактора (по молоку за последние три года цены практически не росли), сколько результат серьезного увеличения объемов производства», — заметил министр.

«МЫ НАБЛЮДАЕМ СНИЖЕНИЕ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН НА МЯСО СВИНЕЙ И ПТИЦЫ»

В растениеводстве выручку считать рано: аграрии вовсю готовятся к севу. «Пока в целом погодные условия для растениеводства складываются благоприятные. В среднем по республике содержание продуктивной влаги в зависимости от зоны составляет 170 и более миллиметров», — сообщил министр. Как сложится этот год, говорить рано, но Ахметов считает: 4 млн. т зерна земля Татарстана способна приносить каждый год, вне зависимости от погодных условий. Также он подробно рассказал о хорошей готовности сельхозпредприятий к полевым работам. Единственное, в чем стоит поднажать аграриям, — это накопление удобрений, цена на которые сильно кусается.

Животноводы ожидают в 1 квартале выручку более 16 млрд. рублей — на 17% больше, чем год назад
Животноводы ожидают в первом квартале 2016 года выручку в размере более 16 млрд. рублей — на 17% больше, чем год назад

«Для успешного и качественного проведения весенних полевых работ необходимо около 17 миллиардов рублей оборотных средств, в том числе кредитных ресурсов — более 10 миллиардов рублей. На 1 апреля сельскохозяйственным организациям кредитными учреждениями выдано 114 кредитов на сумму 9,4 миллиарда рублей», — порадовал Ахметов. Помимо этого, посевную поддержит казна. Из федерального и республиканского бюджетов будет выделено порядка 1,5 млрд. рублей, плюс нефинансовая помощь в виде семян, скидок на ГСМ и т. п. В целом же на 2016 год объем господдержки АПК Татарстана составит 14,5 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 8,4 млрд. рублей, республиканского — 6,1 млрд. рублей.

Сопоставимую сумму вносят в сельское хозяйство РТ инвесторы: 19 наиболее крупных проектов в АПК тянут на 14,8 млрд. рублей. Так, предприятие по переработке птицы на 144 т в сутки планирует построить компания «Челны-Бройлер» на 2,1 млрд. рублей. В Мамадыше ООО «АПК Продпрограмма» намерено открыть молзавод на 100 т в сутки за 1,5 млрд. рублей. Также ЗАО «Агросила групп» рассчитывает построить элеватор в Заинском районе за 1,2 млрд. рублей. «Все они обеспечены финансированием за счет собственных и заемных средств и соответствующей господдержкой», — отметил Ахметов. Общая же планка инвестпроектов, которую власти планируют взять в этом году, — 20 млрд. рублей.

Как не раз заявлял Ахметов, Татарстан может еще наращивать мощности по производству мяса порядка 250 тыс. т, однако сегодня эти грандиозные планы подернулись зыбью сомнений: а будет ли востребована продукция? «Мы наблюдаем снижение закупочных цен на мясо свиней. И такую же тенденцию мы начали наблюдать по мясу птицы. Видимо, карман эконом-покупателей не позволяет особо баловаться даже в части этих продуктов», — озабоченно сообщил министр.

«ВАМИН» — МИЛЛИАРДЫ, МИЛЛИАРДЫ ПОЛУЧИЛИ, И МИЛЛИАРДЫ, МИЛЛИАРДЫ КУДА-ТО ИСЧЕЗЛИ»

Далее депутатам дали возможность задать вопросы главному аграрию РТ. Лидер фракции КПРФ, депутат Хафиз Миргалимов задал свой любимый вопрос о том, сколько же средств господдержки выделяется крупным инвесторам, а сколько достается фермерам. «Я всех уважаю, в том числе бывшего генерального директора «Вамина», который здесь присутствует, — метнул он взгляд на сидящего напротив Мингазова и добавил. — Атнинский район без единого кредита строится, расширяется, вовремя выплачивает заработную плату — в чем секрет? И «Вамин» — миллиарды, миллиарды получили, и миллиарды, миллиарды куда-то исчезли — и банкрот. Как это соотносится? В одной республике — и такой контраст!» — недоумевал коммунист.

Ответ Ахметова также был полон парадоксов и... недомолвок. «На северах (Атнинский район находится на севере республикиприм. ред.), как ни странно, менее плодородная пашня работает более продуктивно, чем на черноземах республики. На северах многие сельхозпредприятия из-за лучшей кадровой обеспеченности, из-за лучшего менеджмента и самих руководителей хозяйств сохранили [предприятия]», — заявил глава минсельхозпрода РТ. Что касается волшебных результатов земледелия в Атнинском районе, Ахметов признал, что многое зависит от первого лица района Габдулахата Хакимова. «Да, он очень сильный администратор и сильный аграрий. Он не допустил в 90-е годы развала своих сельхозпредприятий. В районе, как в партийные годы, жили и работали, с такой же дисциплиной продолжали работать», — раскрыл министр секрет, который наверняка лег бальзамом на сердце коммуниста Миргалимова. «К нашему счастью, таких хозяйств в республике сохранилось около 300, они и составляют базу. В Балтасях, Актаныше тоже инвесторов нет. Причины их выживаемости — в сильных руководителях», — сказал Ахметов.

Но при этом он не стал жечь глаголом Мингазова, который, как известно, показал себя не самым лучшим руководителем. «Да, «Вамин» воспользовался очень масштабной бюджетной поддержкой. Но что мы предлагали «Вамину» или Сулейманову?» — задал Ахметов риторический вопрос. Далее он обрисовал портрет хозяйств, доставшихся в свое время директору «Вамина», а ныне банкроту: «Был развал хозяйств, скот проедали, пашню забрасывали. Все хозяйства мы как раз загоняли в том числе Мингазову, Сулейманову (вероятно, Ахтям Сулейманов — глава КФХ в Нурлатском районе, которое входит в ГК «АгроИнвест» прим. ред.), «Агросиле-групп» и «Красному Востоку-Агро» Хайруллина (Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ прим. ред.) тоже». Не хотелось в такой короткой репортажной заметке как-то комментировать слова Ахметова, но хотелось бы отметить, что он то ли намеренно, то ли по забывчивости не сказал, сколько работающих активов республика одновременно закачала в «Вамин». Например, почти все молокозаводы республики — не только в районах, но и в городах (Казань, Челны, Нижнекамск).

Марат Ахметов
Марат Ахметов: «Они эти деньги не проели, сколько молочных ферм и поголовья восстановил Мингазов! И все его агрофирмы работают и продукцию производят, и процедуру банкротства мы с минимальными потерями проходим»

«ОНИ ЭТИ ДЕНЬГИ НЕ ПРОЕЛИ, СКОЛЬКО МОЛОЧНЫХ ФЕРМ ВОССТАНОВИЛ МИНГАЗОВ!»

«Что нам было делать: или миллион гектаров пашни забросить, половину поголовья потерять, или привлечь этих отважных людей, которых не все вы уважаете? — продолжал Ахметов задавать риторические вопросы. — Они эти деньги не проели, сколько молочных ферм и поголовья восстановил Мингазов! И все его агрофирмы работают и продукцию производят, и процедуру банкротства мы с минимальными потерями проходим».

«Да, поскольку они привлекли громадные кредиты. «Вамин» — 20 миллиардов, у «Агросилы групп» — порядка 8 миллиардов, у «Красного Востока-Агро» — 16 миллиардов, у «Ак Барс Холдинга» — за 20 миллиардов кредиты с «Золотым колосом» вместе висят, Сулейманов порядка 3 - 4 миллиардов кредита обслуживает. А федеральная программа господдержки и предусмотрена в большей степени на субсидирование процентов кредита. Ни я, ни Мингазов, ни Сулейманов, ни Гимадеев (Илдар Гимадеев — бывший гендиректор ЗАО «Агросила групп» прим. ред.), ни Егоров (генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»прим. ред.) не виноваты, что такая форма поддержки придумана! Эти субсидии напрямую идут в банки, они не нужны были бы, если бы банки давали нам кредиты под 5 - 6 процентов. Они же давали нам под 16 процентов, поэтому так получилось!» — выступил в роли адвоката Мингазова Ахметов. Никто не стал дальше задавать ему вопросов, но хотелось бы, чтобы Марат Готович обнародовал, сколько субсидий было закачано в эти годы «Вамину», а сколько — другим игрокам. По данным «БИЗНЕС Online», в «Вамин» шла львиная доля денег, а это десятки миллиардов рублей (!).

Далее Ахметов переключился на другие темы и сообщил, что малым формам хозяйствования в 2015 году была оказана поддержка на 2,1 млрд. рублей, но признал, что в рамках действующих госпрограмм не может сегодня удовлетворить всех желающих. Он вновь высказался за то, чтобы восстановить в рамках федерации программу льготного кредитования фермеров, которая была свернута в условиях кризиса в 2016 году. Позже, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Ахметов уточнил, что на долю крупных агрохолдингов приходится порядка 10 млрд. рублей господдержки.

Позже в защиту Мингазова высказался и бывший зам Марата Готовича, а ныне глава экологического комитета Тахир Хадеев. Он вспомнил те времена, когда сам работал в министерстве сельского хозяйства РТ. «Каждый глава в районах искал ГСМ, каждый искал удобрения. И когда появились холдинги — все туда прицепили и все забыли об этом. Но некоторые главы оставили эти вопросы в своем ведении. Вопрос есть... Глава Буинского района как-то сказал: «Наверное, фермы, которые у нас есть, в плохом состоянии, но останутся в самом хорошем состоянии те фермы, которые сделаны «Вамином»!» Сделаны эти фермы, и они будут работать еще лет 10 - 15. Проблемы сегодня разрешаются, и чтобы в дальнейшем таких ошибок меньше было, мы, депутаты, вместе с Маратом Готовичем будем обращать внимание», — примирительно завершил свой спич Хадеев.

Сам же Мингазов уходил с совещания усталой походкой, но с невозмутимым выражением лица. В гордом одиночестве экс-владелец «Вамина» прошествовал к гардеробу. К нему ритуально приставали журналисты, но понятно, что давать какие-либо комментарии СМИ он отказался.

Время для честного разговора о судьбах «Вамина» и пропавших миллиардах, видимо, еще не пришло. Но, судя по прошедшей бурной дискуссии, возникшей как бы спонтанно, это может случиться в любой момент. По гамбургскому счету и без дураков...