Марат Галеев (справа) и Рафис Бурганов
Марат Галеев (справа) и Рафис Бурганов

ВЗГЛЯД ПРАВИТЕЛЬСТВА: ЗАВОДЫ СТРОЯТСЯ, ЗАРПЛАТА РАСТЕТ

Сегодняшнее заседание комитета по экономике, предпринимательству и инвестициям в татарстанском парламенте содержало важную повестку дня: на нем министерство экономики РТ от лица всего правительства должно было отчитаться об итогах работы за 2015 год, кроме того, рассказать о ходе развития челнинской территории с особым экономическим режимом. От агентства инвестиционного развития РТ ждали рассказа о новом федеральном законе, регулирующем государственно-частное партнерство. В числе спикеров заявлялись первые лица обоих ведомств — Артем Здунов и Талия Минуллина. Однако на заседании они не появились — перед депутатами выступили их заместители.

Обещанный правительственный отчет за прошедший год зачитал замминистра экономики РТ Олег Пелевин. Это был краткий вариант: более подробную информацию он пообещал представить 21 апреля на очередной сессии парламента. Вначале он по традиции воодушевленно перечислил крупнейшие производственные и инфраструктурные проекты — строительство комплекса глубокой переработки «ТАИФ», второй очереди «Аммония», завода метилхлорсиланов «КЗСК-Силикон», который ждут к открытию осенью, и многие другие. На Казанском авиазаводе им. Туполева начнется производство Ту-160, заметил Пелевин, умолчав о Казанском вертолетном заводе, переживающем полосу не лучших времен. Пара слов была сказана и о текущей модернизации энергомощностей, в частности ТЭЦ Генкомпании. Невозможно было не упомянуть и о проекте «Иннокам», а также об ОЭЗ «Алабуга», которая привлекла 96,1 млрд. рублей инвестиций, и строящемся Иннополисе, который обеспечил возможность привлечь 2 тыс. специалистов. То есть информация всем знакомая и без сенсаций.

Пелевин с гордостью напомнил, что Татарстан в 2015 году стал первым регионом в списке лидеров инвестиционного климата по версии агентства стратегических инициатив. По предварительной оценке, республиканскому бизнесу за год предоставили налоговые льготы на 0,8 млрд. рублей, что позволило создать тысячу новых рабочих мест. По программе проектного финансирования из федерального бюджета привлекли 12,3 млрд. рублей — на модернизацию заинских заводов по производству стальных колесных дисков Mefro Wheels и ТЭЦ Генерирующей компании. Растут как грибы промплощадки — в Татарстане их уже 51 с 292 резидентами.

К самому интересному во всем докладе моменту — сравнительной таблице структурных изменений в экономике — замминистра перешел значительно позже. Да и эта информация оказалась не столь показательна, как хотелось бы. Министерство сравнило социально-экономические показатели за последние пять лет, то есть 2010 года с 2015-м. Было бы странно не увидеть на этой таблице роста, да и к тому же спикер решил обойтись без показателей инфляции и других сдерживающих индикаторов. Так, по словам Пелевина, за пять лет объемы нефтепереработки в республике выросли с четверти до половины от всего добываемого объема. Соответственно, в структуре экспорта сократилась доля сырой нефти: в 2010 году она составляла 69,5%, а в 2015-м — 39%. По социальным показателям совсем красота: продолжительность жизни выросла с 70 до 72,8 года, идет явный прирост населения. Средняя зарплата выросла в 1,7 раза до 29,3 тыс. рублей.

Рафкат Кантюков
Рафкат Кантюков

«А ЧТО ТАМ УСПЕХИ — ЭТО ПОТОМУ, ЧТО МЫ САМИ ДЕЛАЕМ!»

Этот «ура-отчет» был воспринят депутатами со скепсисом. Глава «Газпром трансгаз Казань» Рафкат Кантюков с ходу выложил спикеру целый вал больных вопросов, не озвученных в докладе, главный из которых, по его мнению, заброшенная инфраструктура — мосты, дороги. Закамскую зону, по словам Кантюкова, невозможно развивать без ее обновления: «В Нижнекамске, понятно, есть рядом коммуникации, но в то же время нет дороги автомобильной. Вот там чем заниматься надо! Мы-то (свою работу) сделаем, а остальное — тормоза, глубокие тормоза! И растормаживания в ближайшие годы я не вижу. Никто конкретно этот вопрос не решает». Нижнекамская ГЭС «большой реконструкции требует». «Продукция в разы вырастает, а инфраструктура на том же уровне», — сетовал депутат. «А что там успехи — это потому, что мы сами делаем», — припечатал он чиновников, по-видимому, от лица всех активных бизнесменов.

Беспокоит его и фактическое падение потребления объемов газа при, казалось бы, растущем объеме производственных мощностей. «ТАИФ, комплекс глубокой переработки, как будет обеспечен газом? А Заинская ГРЭС? К комплексу глубокой переработки надо 85 километров газопровода провести, и ни о чем никто не говорит, — развел он руками. — А Иннополис в прошлом году построил газопровод объемом потребления на 700 миллионов (кубометров), а летом потребил всего 5 миллионов. «Газпром» вкладывается, вкладывается, а отдачи нет».

Да и рост средней зарплаты, по мнению Кантюкова, отнюдь не показателен. Он припомнил, что к 2016 году правительство обещало ее в 40 тыс. рублей, а не в 29. «Ну ладно нефтяники, мы (газовики), энергетики, может быть (дают 40 тысячприм. авт.)... 29 тысяч — это очень низкая зарплата для республики! — возмутился он. — А если на доллары перевести, это вообще...» Напомним, что Казань, к примеру, оказалась на последнем месте в Топ-10 российских миллионников с самыми высокими зарплатами по версии avito.ru. «Я, конечно, извиняюсь, но розничный оборот падает, а уровень зарплаты оставляет желать лучшего», — согласился с ним замглавы комитета Марат Галеев.

Свое недовольство высказал и гендиректор ООО «Ак Барс Девелопмент» Марат Шагитов. «А где целевые показатели?! Специально, что ли, не показали?» — спросил он, получив поспешный ответ: обязательно будут на парламентской сессии.

Примиряя спикеров, Бурганов все же попенял Пелевину на бравурный отчет и попросил на сессии быть объективнее. «Доклад хороший, и правительство действует адекватно и грамотно. Но что проблемы есть — их надо развязывать. Как 2030 год наступит — мы и не заметим, а узкие места и сейчас ощущаем. Сосредоточьтесь на проблемах!» — указал законодатель.

Наталья Таркаева
Наталья Таркаева

В ТОСЭР ИДУТ МЯСНИКИ И МЕТАЛЛУРГИ

После депутатской критики выступление другого замминистра экономики РТ Натальи Таркаевой о развитии ТОСЭРа — Набережных Челнов, носившее конкретные предложения, прозвучало куда убедительнее. Она рассказала, что Татарстан первым среди регионов России подготовил нормативную базу для функционирования льготной зоны. Важность работы трудно переоценить — ситуация на КАМАЗе остается тяжелой, а по своим масштабам Челны — крупнейший кризисный моногород из 95 признанных таковыми в России. Стоит только упомянуть, что индекс промышленного производства в Челнах в 2015 году составил 80,2% по отношению к 2014 году, в то время как во всем Татарстане чуть подрос на 0,4%.

По ее словам, сейчас необходимо ускорить привлечение инвесторов: у них есть всего три года на то, чтобы получить льготы по пенсионному законодательству. Пока на резидентство в челнинском ТОСЭРе подали заявки две компании — китайский производитель холодильников Haier и АПК «Камский», занимающийся глубокой переработкой мяса. Комплекс, напомним, в сентябре посещал президент РТ Рустам Минниханов. И хотя 90% доли принадлежит некой Фидусе Шакирзяновой, в роли хозяина и главного героя выступал предправления Акибанка Ильдар Галяутдинов. Раздумывает над вступлением в льготную зону челнинский металлургический завод «ТЭМПО» Фаила Шарифуллина. Впрочем, какие именно проекты они хотят реализовать на льготных условиях, пока неизвестно.

Распространение информации о льготах в Челнах идет медленно, поэтому нужна активная помощь коллег-ведомств — в первую очередь АИРа. «Она должна быть во всех презентациях! — напомнила коллегам Таркаева. — Мы конкурируем не только за зарубежного инвестора, но и за компании по всей России». Законодателей замминистра экономики РТ особо попросила оперативно реагировать на запросы корректировки документов относительно ТОСЭРа: «Нормативная база очень сырая, и изменений будет еще много». Напомним, разговор о несовершенстве нормативной базы шел, в частности, на встрече мэра Челнов Наиля Магдеева с Ильшатом Фардиевым и представителями шведской компании DSM Nutritional Products.

«Двумя руками за», — одобрительно отозвался Кантюков. Между тем Бурганов попытался чуть смягчить напор чиновницы, заметив, что помимо коллег и само минэкономики несет большую ответственность. «Нет тут никого, кто бы не занимался экономикой. Но вы «головные», вы должны вести всех вперед. Смотреть, кто палки в колеса вставляет. Может, кто-то не видит, что ведет себя некомандно», — терпеливо поучал глава комитета.

«Мы понимаем нашу роль как ответственного, но задача межотраслевая, комплексная», — не сдавалась Таркаева. «Наталья Александровна!» — умоляюще посмотрел на нее Галеев. Таким образом, вопрос был исчерпан, а депутаты в лице Бурганова пообещали оказывать челнинскому ТОСЭРу всяческое содействие.

После горячих обсуждений чуть спокойнее прозвучал доклад АИРа о законе ГЧП. При этом Бурганов покритиковал отчетность агентства на «Открытом Татарстане», в котором увидел недостаточно полезных показателей эффективности работы. Самые активные депутаты тем временем покинули зал, разбегаясь по своим делам, поэтому последние пометки в законы обсудили быстро и спокойно.