Тренд на ресторанном рынке Казани — открытие стильных проектов с доступными ценами в меню. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказали сразу несколько рестораторов. Примеры антикризисных стартапов: P.Love, который откроет в центре столицы РТ Нурислам Шарифулин, кафе «Гараж», которое появится на месте старой «Шоколадницы» на улице Пушкина, бар Top Hop на Баумана. Место под ресторан уже ищет и национальный фастфуд «Тубэтэй».
На вопрос о том, не стало ли причиной продажи сети кофеен «Мамбочино» ухудшение российско-турецких отношений, представитель собственника ответила отрицательно: «Там прихваты на нужном уровне» |
«МАМБОЧИНО» ПРОДАЕТСЯ ЗА 135 МЛН. РУБЛЕЙ
Известная в Казани сеть кофеен «Мамбочино» ищет покупателя. «Продается одна из самых раскрученных и посещаемых сетей кафе Казани «Мамбочино», отличающееся многообразием кофе и кофейных напитков, чая, кальянов, итальянской кухней с превосходным выбором блюд на любой вкус, доброжелательным персоналом и качеством обслуживания в домашней уютной атмосфере», — гласит объявление, размещенное в апреле на Avito.ru.
Цена — 135 млн. рублей за всю сеть из пяти кафе, открытых по знаменитой международной франшизе с английскими корнями. В стоимость входит все оборудование и мебель. А также долгосрочные зарегистрированные договоры аренды на 15 лет, говорится в объявлении.
Корреспондент газеты позвонил по указанному номеру. Продавец, представившаяся Юлей, рассказала, что при желании можно приобрести каждое кафе по отдельности. Так, точка на улице Мусина обойдется в 60 млн. рублей, на улице Касаткина — в 35 млн., на проспекте Ибрагимова — 15 млн., на улице Чернышевского — 12 млн., в торговом центре «Южный» — 10 млн. рублей. По ее словам, кафе на Мусина — самое большое и самое прибыльное, с летней верандой, поэтому и цена самая высокая. Оно же и открылось самым первым в Казани из всей сети — в декабре 2013 года.
На вопрос о причинах продажи сети Юлия ответила, что это связано с переносом бизнеса в другой регион — в Москву. «Планируем там открываться, раскручиваться. Просто тяжело будет раскручивать сразу в нескольких регионах», — сообщила она.
Интересно, что генеральный директор и один из владельцев сети кафе — это гражданин Турции Эр Нийази. Согласно базе данных «Контур-Фокус», он совладелец еще нескольких бизнесов, работающих в Татарстане. Так, ООО «Детай Пен» специализируется на производстве пластмассовых изделий, используемых в строительстве, ООО «Эталонстрой» и ООО «А-Н-С Групп» — на общестроительных работах. Нийази также владелец салона красоты ООО «Мон Шер».
Однако на вопрос о том, не стало ли причиной продажи бизнеса ухудшение российско-турецких отношений, представитель собственника ответила отрицательно. «Там прихваты на нужном уровне, — усмехнулась собеседница в трубку. — Проблем с бизнесом никаких нет», — говорит Юлия.
Одно из кафе сети попадало в обзор ресторанного критика газеты «БИЗНЕС Online», где получило весьма посредственные оценки. Источник «БИЗНЕС Online» на ресторанном рынке считает, что цена в 135 млн. рублей за пять кафе непомерно высока, поскольку площади всех заведений в аренде, а не в собственности. «Отделка в заведениях дешевая, вложено в них совсем немного», — считает наш собеседник. Он тоже отвергает предположения о «бегстве» владельца по причине внешних обстоятельств. «Вероятность, что сеть продается из-за политики, крайне мала. Бросать успешный бизнес никто не будет. В такой ситуации, при успешном бизнесе, владелец предпочел бы переждать, а не продавать бизнес, ведь вечно осложнения отношений длиться не могут», — считает ресторатор.
По его информации, успешным можно назвать только заведение на улице Мусина, а все остальные — «спокойные». Причиной того, что остальные заведения «не пошли», эксперт называет простой дизайн в заведениях и самый обычный набор блюд — «кальяны, чаи и десерты». Средний чек при этом средний по рынку — 1,5 тыс. рублей, по данным справочной системы «2ГИС».
У ООО «Саниба групп» — юрлица сети кафе, согласно базе данных, по итогам 2014 года зафиксирована выручка в 42 млн. рублей и чистый убыток в 11 млн. рублей. Косвенным признаком того, что сеть испытывала финансовые трудности, можно считать и отказ от концепции полностью халяльного меню. Если на старте проекта алкоголь там был полностью исключен, то в прошлом году появились и коктейли, и вина, и виски, и коньяк, не говоря уже о кальянах.
Получить комментарий у управляющей сети и владельца не удалось — телефон оказался недоступен.
Причиной того, что заведения «Мамбочино» «не пошли», эксперт называет простой дизайн в заведениях и самый обычный набор блюд |
«ПРИ ВИДЕ ТАРЕЛКИ ПЛОВА ЗА 500 - 700 РУБЛЕЙ НАСЕЛЕНИЕ СПРАШИВАЕТ: «С ЧЕГО БЫ?»
В целом же рынок общепита Казани, как это ни странно, признаков кризиса не подает, адаптировавшись к новым условиям. Несмотря на падение доходов населения, оборот этой индустрии, если верить Татарстанстату по сравнению с прошлым годом даже слегка подрос. Так, в январе 2016-го оборот составил 2,78 млрд. рублей (в январе 2015-го — 2,67 млрд. рублей), в нынешнем феврале — 2,79 млрд. рублей (в феврале прошлого года — 2,53 млрд. рублей).
На начало апреля на сайте Avito вывешено 70 объектов — такая же цифра была и в начале марта. При этом в конце 2014 года на продажу в столице Татарстана было выставлено аж 148 ресторанов и кафе с очень серьезными ценниками. Сейчас продаются заведения от суши-баров (от 50 тыс. рублей) до фудтраков (1,8 млн. рублей) и кафе (4,5 - 13 млн. рублей).
Параллельно с этим в Казани открываются все новые точки. О нескольких проектах с ценами выше среднего, таких как ресторан «Урюк» от пасынка Алишера Усманова Антона Винера или клубе «Блисс» от структур, близких к СИНХу, мы уже рассказывали. Но, как стало известно «БИЗНЕС Online», в преддверии летнего сезона бум наклевывается и в самом экономичном сегменте. В ближайшее время открывается сразу несколько заведений со средним чеком до 500 рублей.
Так, в мае откроет новую точку известный казанский ресторатор Нурислам Шарифулин — управляющий чайханы P.Love. Его первое заведение появилось в торговом центре «Олимп» осенью 2014 года (ранее он был совладельцем ресторанов «Дархан» и «Родео»). Вторая чайхана, также предлагающая восточную кухню, расположится практически в центре Казани — по адресу улица Гоголя, 14, на углу оживленного перекрестка улиц Гоголя — Карла Маркса.
Нурислам Шарифулин: «Тенденции рынка сегодня — быстро, вкусно, доступно и стильно» |
Сначала в новом P.Love гостей будет принимать летняя терраса площадью 300 кв. метров. Площадь самого ресторана — 640 кв. м, и откроется он по мере готовности. «Сначала откроем в середине лета два зала — основной и малый банкетный зал с караоке. Затем — три VIP-кабинки на 8 - 10 человек, и второй зал, — рассказал Шарифулин нашей газете. — Заведение рассчитано на тот же сегмент, что приходит к нам в торговом центре «Олимп». Средний чек — 500 рублей. Сегмент — fast-casual — быстро и демократично».
«Тенденции рынка сегодня — быстро, вкусно, доступно и стильно. Население уже поездило по европейским и другим странам, увидело, что сколько стоит, и при виде тарелки плова за 500 - 700 рублей спрашивает: с чего бы и почему он должен переплачивать за понты. Разумеется, мы не говорим об очень богатых людях, которые даже не смотрят на ценники», — говорит наш собеседник. В его чайхане 300 г плова стоит 200 рублей. «Наше заведение на сегодня, как мне кажется, удовлетворяет основную потребность среднего класса. Те люди, которые раньше ходили в «Хумо», «Рубаи» и иногда могли себе позволить пойти в «Пашмир», теперь получают у нас точно такое же качество продукта, но с ценником вдвое дешевле. Мы позволяем своему гостю не экономить на своих привычках. Гости это ценят: по итогам прошлого года мы взяли награду как самое часто запрашиваемое заведение «где поесть» по версии сервиса «2ГИС», — рассказал Шарифулин.
Объем инвестиций он назвать затруднился, поскольку отделочные работы еще идут, поэтому первой и откроется терраса. На ней, кстати, владелец заведения не экономит — на ее оформление и запуск уйдет порядка 5 млн. рублей. «Мы постараемся сделать самую зеленую террасу в городе. У нас будет почти 1,5 тысячи подвесных зеленых конструкций», — сообщил он.
Fast-casual — формат, упомянутый ресторатором, появился в 90-е годы. От фастфуда этот формат отличают более стильные интерьеры, наличие многоразовой посуды, приготовление блюд из продуктов хорошего качества индивидуально для каждого клиента. А объединяют форматы быстрота обслуживания, невысокая наценка, демократичная атмосфера, стандартизация всех управленческих процессов, меню и деталей интерьера и, как правило, сетевой способ ведения бизнеса с возможным использованием франчайзинга.
Сначала в новом P.Love гостей будет принимать летняя терраса площадью 300 кв. метров. Площадь самого ресторана — 640 кв. м, и откроется он по мере готовности |
«ЧТО ОЧЕНЬ ЧАСТО ЕСТ МОЛОДЕЖЬ, ОФИСНЫЕ РАБОТНИКИ? БУДЕМ ЧЕСТНЫ, ЭТО ШАУРМА»
Еще одно демократичное заведение, которое откроется также в мае в центре Казани, — кафе «Гараж». Оно расположится по адресу улица Пушкина, 3 — в помещении, где примерно год назад закрылась кофейня «Шоколадница» (по соседству сейчас работает другая).
Один из совладельцев «Гаража» Тимур Латфуллин имеет опыт в общепите — ему принадлежит кафе «Фонари» на улице Карла Маркса, работающее почти 5 лет. Площадь зала в «Гараже» — порядка 170 кв. м, посадочных мест — около 100. Помещение взято в аренду.
«Наша аудитория — студенты, офисные работники, туристы. Летом туристический поток вырастет, и особенно в центре Казани. Мы будем предлагать быструю и доступную еду, но постараемся сделать так, чтобы она была нескучной. Наша концепция — вкус, доступность и качество, — рассказал Латфуллин газете «БИЗНЕС Online». — Что очень часто ест молодежь, офисные работники? Будем честны, это шаурма». Помимо шаурмы планируется предлагать гостям на раздаточной линии европейскую кухню и роллы. От индивидуального обслуживания отказались, чтобы экономить время гостей. Из алкоголя будет представлено только пиво, первую тысячу кружек после открытия владельцы «Гаража» хотят раздать бесплатно.
Средний чек в заведении составит 150 - 200 рублей. По словам Латфуллина, за образец при создании проекта было взято заведение «Камчатка» известного ресторатора Аркадия Новикова. «Когда мы приступили к проекту, поняли, что не вписываемся в концепт «Камчатки» — все-таки разные реалии. Посмотрели на свой интерьер и решили назвать заведение «Гараж», — говорит он и комментирует состояние рынка. — Рынок общепита сильно упал за последние два года. Наибольшее падение — в ресторанном сегменте. При этом сегмент со средним чеком от 100 до 250 рублей упал меньше. Закрылись и умерли места, где было объективно невкусно и плохо. В последние несколько лет закрылось гораздо больше ресторанов, чем заведений фаст-фуда. Из ресторанов остались только сильные игроки. Думаю, в течение года тенденция точно сохранится — люди будут выбирать фастфуд».
Первоначальная сумма инвестиций в проект — 7 млн. рублей. В первое время после запуска совладельцы вложат еще 1,5 - 2 млн. рублей.
Согласно базе данных «Контур-Фокус», на улице Пушкина зарегистрировано ООО «Камчатка». Учредителями значатся Олег Саушин, Альберт Маннанов и Олег Морозов. Двое вышли из проекта и сейчас учредителями являются Маннанов и Латфуллин. Морозов известен как директор по развитию татарстанской ресторанной группы Dolce Vita Group (московские рестораны «Москва-Берлин», «Москва-Рим», «Японский городовой» на Тверской и в Домодедово). В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Морозов подтвердил, что вышел из проекта, отказавшись рассказать подробности. Источники газеты на ресторанном рынке отмечают, что «Камчатка» нигде не открывается по франшизе и желание открыть такое заведение и реальность не обязательно совпадают.
Площадь зала в «Гараже» — порядка 170 кв. м, посадочных мест — около 100. Помещение взято в аренду (фото: vk.com) |
С ТРЕУГОЛЬНИКАМИ В МОСКВУ
Продолжает расширяться и сеть татарского национального фастфуда «Тубэтэй». Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» учредитель сети Султан Сафин, сегодня в Татарстане работает 9 киосков сети: 7 в Казани и по одному в Нижнекамске и Болгаре. Функционируют также два кафе на АЗС. В течение нескольких ближайших недель запустится третье кафе на АЗС — с посадочными местами, и побольше, чем предыдущие объекты.
В самом ближайшем будущем сеть национального татарского фастфуда выйдет на абсолютно новые для себя рынки — Москву и Екатеринбург. К лету там откроются павильоны и мини-кафе «Тубэтэй». «В Москве, если все пойдет хорошо, через несколько месяцев откроем вторую точку. В обоих городах открываем киоски с партнерами, — рассказал Сафин. — Один пункт питания обходится примерно в 1,5 миллиона рублей. В эту сумму, разумеется, не включена аренда земли и фонд заработной платы».
Несмотря на освоение «внешних» рынков есть серьезные планы и по столице Татарстана. По словам учредителя сети, в Казани ведется поиск подходящих помещений и земли в аренду.
«В планах по Казани — открытие большого ресторана быстрого питания. Деталей проекта пока нет, потому что мы еще не нашли подходящее здание. Хотим, чтобы этот ресторан стал точкой притяжения как казанцев, так и гостей города. Планируем объединить в одном месте и пункт питания быстрого обслуживания, и музей татарской кулинарии, и детские игровые площадки, и сувенирную лавку, — рассказал о планах собеседник газеты. — Кроме того, планируем открыть в Казани кафе-халяль».
Продолжает расширяться и сеть татарского национального фастфуда «Тубэтэй». Сегодня в Татарстане работает 9 киосков сети, функционируют также два кафе на АЗС (фото: vk.com) |
«ЛЮДИ В КРИЗИС НЕ СТАЛИ МЕНЬШЕ ПИТЬ»
Помимо этих заведений за последний месяц в Казани открылись еще несколько. Во второй половине марта в центре Казани в торговом центре «Свита холл» появился ресторан «На крыше». Директор заведения Константин Кудрявцев не стал рассказывать «БИЗНЕС Online» о концепции заведения в деталях. Интересно, что буквально через несколько дней после открытия в заведение прибыли сотрудники Госалкогольинспекции и обнаружили, что гости распивают алкогольные напитки, хотя лицензия заведением еще не получена. В сюжете, показанном телеканалом «Эфир 24», директор «На крыше» объяснил это тем, что алкогольная лицензия находится на стадии оформления.
Бар Top Hop открылся на улице Баумана, 36 в «Сибирских номерах»
на арендованной площади в 130 кв. метров. В заведении —
около 80 посадочных мест
Еще одно заведение — бар Top Hop — в конце марта открыл ресторатор Айрат Гарипов, основатель сетей «Пирушка» и «Бирпоинт». Новый бар открылся на улице Баумана, 36 в «Сибирских номерах» на арендованной площади в 130 кв. метров. В заведении — около 80 посадочных мест. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор ООО «УК Пирушка» (управляет заведениями «Бирпоинт», «Пивная пирушка» и Top Hop) Артем Тяжелов, бар рассчитан на мужчин 30+, которые считают себя пивными гурманами, но приходят и молодые девушки, и мужчины 40+. «Сегмент — средний, но у нас совершенно недорого. Полноценный бургер с котлетой, которую мы делаем сами, стоит 270 рублей. Самое доступное пиво стоит 80 рублей за бокал 0,2 литра. Кто-то приходит к нам на бургеры, потому что считает их лучшими в городе, — говорит он и отвечает на вопрос о конкурентах. — Конкурентов у нас нет. Нет никого, кто бы позиционировал себя как бургерная. А крафтовое пиво в Казани предлагают всего два заведения, но оба камерные, другого формата и на меньшее количество мест. Что касается прочих заведений группы, у «Пивной пирушки» народное позиционирование, это пивная «у дома». А у «Бирпоинта» — более консервативное позиционирование, заведение рассчитано на аудиторию постарше. Часть гостей, конечно, пересекается, но это некритично».
По словам собеседника газеты, концепция Top Hop уникальна. «Мы хотели привнести в город что-то новое и интересное. В заведении есть специальная зона для дегустаций, в которой могут разместиться 20 человек. Смысл в том, что гости могут сами подходить к большому холодильнику, брать из него пиво и не нуждаются в помощи бармена. Можно даже самостоятельно ополоснуть кружку, — рассказал Тяжелов. — Другая фишка, которой нет нигде в России: можно взять с собой пиво в гроулере (стеклянная бутылка). В Европе и Штатах ПЭТ-тара уже давно запрещена, а в России пока дело не доведено до конца. Мы наливаем напитки в красивую, удобную, стеклянную тару. Такой технологии нет ни у кого, несмотря на то, что это российская разработка». На вопрос о том, не стали ли в кризис казанцы употреблять меньше алкоголя, Тяжелов ответил отрицательно.
«Додо Пицца» в Казани открывается по франшизе. Объем инвестиций — порядка 15 млн. рублей. Средний чек в районе 400 рублей (фото: shopandmall.ru) |
Чуть больше недели назад на рынок вышла сыктывкарская сеть пиццерий «Додо Пицца». Первое заведение площадью 280 кв. м (на 70 посадочных мест) откроется на улице Ершова со дня на день, а недавно стартовала доставка. Директор «Додо Пицца» в Казани Вячеслав Миллер рассказывал «БИЗНЕС Online», что пиццерия в Казани открывается по франшизе. Объем инвестиций — порядка 15 млн. рублей. Средний чек в районе 400 рублей включает в себя покупку маленькой пиццы и напитка.
«По нашему плану развития мы должны открыть в Казани 9 пиццерий за 7 лет, но по факту мы ставим задачу открывать по одной пиццерии в полгода, — говорит Миллер. — При объеме инвестиций в одно заведение около 15 миллионов рублей всего в проект мы инвестируем порядка 135 миллионов рублей. Первая пиццерия станет фабрикой кадров для последующих заведений».
В Татарстане Миллер уже открыл одно заведение «Додо Пицца» в Альметьевске, два других владельца сыктывкарской франшизы запустили рестораны в Бугульме и в Нижнекамске. «Условия франшизы таковы: вступительный взнос от 350 тысяч рублей за открытие одного заведения плюс НДС и роялти в первый год в размере 3,5 процентов и 5 процентов начиная со второго года работы». В качестве конкурентов в Казани, по словам Миллера, рассматривается только сеть «Папа Джонс», представленная двумя заведениями. В Татарстане «Додо Пицца» присутствует в Бугульме, Альметьевске и Нижнекамске.
Словом, сегмент общепита, где представители беднеющего среднего класса могут почувствовать себя комфортно за меньшие деньги, уверенно растет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.