Бизнес онлайн-курсов в России растет как на дрожжах, а интерес к новому проекту «Бизнес-класс» к тому же подогревается такими солидными структурами, как российское подразделение Google, Сбербанк России и министерство экономики РТ, выступающее куратором проекта со стороны республики

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И КОМПАНИИ ПЛАТЯТ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ТАКИХ ПРОГРАММАХ»

Татарстан вновь стал пилотным регионом для отработки технологий, которые в будущем будут масштабироваться на всю Россию. На этот раз речь идет о онлайн-бизнес-образовании начинающих предпринимателей либо о тех, кто уже имеет свой небольшой бизнес, но хочет вывести его на новый уровень. Бизнес онлайн-курсов в России растет как на дрожжах, а интерес к новому проекту «Бизнес-класс» к тому же подогревается такими солидными структурами, как российское подразделение Google, Сбербанк России и министерство экономики РТ, выступающее куратором проекта со стороны республики. Вчера в Казани прошла пресс-конференция организаторов проекта, приуроченная к началу регистрации желающих на участие в «Бизнес-классе» на сайте business-class.pro.

Как сообщил журналистам директор по маркетингу «Google Россия» Дмитрий Кузнецов, в проекте, который начнется 15 мая и продлится 6 месяцев, смогут участвовать все желающие, которые пройдут вступительное тестирование. Целевая аудитория проекта — от 25 до 55 лет, хотя жестких ограничительных рамок нет. Обучение для участников проекта будет полностью бесплатным. В его основе — практические занятия с опытными экспертами и наставниками, которые помогут предпринимателям открыть свое дело или вывести существующий бизнес на новый уровень. Курс разбит на 6 онлайн-модулей длительностью каждого в один месяц. Участников проекта будут учить основам бизнес-моделирования, анализа рынка и целевой аудитории, маркетингу и интернет-маркетингу, бизнес-процессам и продажам, финансовому менеджменту, экономики проекта и стратегии развития компании. Программы для начинающих и «продолжающих» предпринимателей отличаются. Во втором варианте, по словам Кузнецова, слушатели могут получать более высокий уровень бизнес-образования, сравнимый с тем, что можно получить в лучших бизнес-школах. По завершении каждого месячного онлайн-модуля предусмотрены «живые» семинары в Казани, которые включают мастер-класс по исследованию потребителей, образовательную деловую игру по маркетингу, мастер-класс по продажам и групповые консультации по финансовому моделированию.

«Материалы для курса подготовили ведущие российские бизнес-эксперты, которые также будут проводить дополнительные консультации для участников «Бизнес-класса», — отметил Кузнецов, сообщив, что на первом этапе в проекте будут участвовать около 100 наставников, примерно 30% из них — бизнесмены, имеющие собственный успешный бизнес в Татарстане и готовые поделиться своим опытом. Впрочем, он назвал только трех московских бизнес-консультантов, которые принимали участие в разработке бизнес-модулей и выразили готовность стать наставниками: владелец компании TimurSokolov&Partners Тимур Соколов, главный куратор исследовательского центра RCB&B, член совета гильдии маркетологов, председатель комитета по международным делам СОМАР Николас Корро и основатель Business Engineering Services Константин Холстинин. Пока не известно, кто из татарстанских бизнесменов примет участие в проекте в качестве наставников.


По прогнозу Кузнецова, в проекте будут участвовать более тысячи человек, а на выходе может получиться порядка 300 новых бизнесов. При масштабировании проекта на федеральный уровень количество его участников может составить десятки тысяч предпринимателей. «Бизнес-образование в мире очень популярно. Предприниматели и компании платят большие деньги, чтобы принять участия в таких программах. Я думаю, что ценность программы, которую мы создали по подобию лучших бизнес-школ, для всех достаточно очевидна — участники проекта бесплатно получают фундаментальные и при этом максимально прикладные знания, позволяющие им вести успешный бизнес в той реальной ситуации, которая сейчас есть в Татарстане», — подчеркнул Кузнецов.

Дмитрий Кузнецов
Дмитрий Кузнецов

«ЭТО НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ»

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о размере инвестиций в пилотный проект, коммерческий директор «Google Россия» назвал его «довольно значительным», хотя и не стал раскрывать конкретных цифр. Проект финансируется совместно компанией «Google Россия» и Сбербанком, правда, неизвестно, в каких пропорциях. «Это не благотворительность, мы знаем, что в долгосрочной перспективе наши инвестиции окупятся через рост предпринимательской активности, — подчеркнул Кузнецов. — Нам интересно, чтобы успешные предприятия были заинтересованы в наших рекламных возможностях, чтобы их товар или услугу покупатели смогли найти в интернете. Мы считаем, что чем больше людей будут пользоваться интернет-технологиями, тем большую прибыль мы как лидеры рынка будем получать. Примерно по такой же схеме мы работаем во всех странах мира».

Интерес Сбербанка к бесплатному образовательному проекту объяснил управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк Рушан Сахбиев: «Банк, как никто другой, заинтересован, чтобы его клиенты были эффективными, доходными, прибыльными. Мы надеемся, что программа «Бизнес-класс» даст системные знания об основах предпринимательства, позволит начинающим бизнесменам обзавестись полезными знакомствами и начать применять полученные знания в реальном бизнесе», — сказал он. По словам Сахбиева, «Бизнес-класс» позволит существенно увеличить количество людей, которые задумаются о том, чтобы не жить на пособие или ходить на нелюбимую работу, а заняться собственным бизнесом, обеспечить себя и свою семью и дать какие-то востребованные продукты или услуги жителям нашего региона. «Так что программа «Бизнес-класс» полностью соответствует задачам нашего банка».

Рушан Сахбиев
Рушан Сахбиев

«СТРАННО СТАВИТЬ ВОПРОС — Я БЕСПЛАТНО ОБУЧАЮСЬ И ЧТО МНЕ ЕЩЕ ЗА ЭТО БУДЕТ?»

Те, кто успешно пройдет программу, по окончании курсов получат бонус от организаторов: компания Google предоставит сертификаты на организацию собственной рекламной кампании в интернете, а Сбербанк обещает 6 месяцев бесплатно оказывать расчетно-кассовое обслуживание. Вопрос одного из журналистов о том, не мало ли «пряников» получат люди, которые пройдут обучение, возмутил управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России. «Самый главный «пряник» — это полученные самим участником проекта знания. Это самая лучшая инвестиция, которую вы можете сделать для себя. Поэтому странно ставить вопрос — я бесплатно обучаюсь и что мне еще за это будет? Это непредпринимательский подход, и мы с ним будем бороться», — сказал Сахбиев, добавив, что начинающих предпринимателей надо научить быть самостоятельными, чтобы они умели преодолевать трудности, чтобы их бизнес-модели были успешными и эффективными. Впрочем, он все же не исключил, что Сбербанк предоставит прошедшим обучение какие-то особые условия, например гранты или же бесплатно даст им планшеты, специально сконфигурированные для решения бизнес-задач, стоящих перед малым бизнесом.

Подводя итоги брифинга, министр экономики РТ Артем Здунов отметил, что приветствует начало реализации нового образовательного проекта, когда-либо воплощенного в стране, который он назвал «беспрецедентным по масштабу». «Для предпринимателей Татарстана и тех, кто хочет открыть собственное дело, появился еще один инструмент для самосовершенствования. Благодаря формату онлайн-курсов данный проект будет доступен во всех муниципальных образованиях республики, — сказал министр. — Главное, чтобы программа «Бизнес-класс» не стала программой продвижения услуг Сбербанка и Google, но это мы будем контролировать».

Артём Здунов
Артем Здунов

«КАК ПИАР ЭТО ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ПРОЕКТ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты в области оказания консалтинговых услуг в условиях отсутствия конкретной информации о проекте довольно скептически оценили его потенциал, ссылаясь на опыт других подобных онлайн-курсов.

«Про программу «Бизнес-класс» пока еще очень мало понятно. На сайте конкретной информации нет, один пиар проекта», — отметила Мария Яшенкова, директор консалтинговой компании «Брайт консалтинг». По ее словам, в России существует большое количество разных проектов, направленных на начинающих предпринимателей и нигде они особую результативность не показали. «Даже Открытый университет «Сколково» — выхлоп небольшой, хотя поддержка предпринимательства там огромная, там есть возможность получить финансирование, в том проекте участвуют лучшие эксперты, отличное качество обучения и т. д.», — отметила она, предложив делать упор на обучении тех, кто уже работает в бизнесе.

Впрочем, она не верит, что преподаватели «Бизнес-класса» дадут предпринимателям какое-то новое «суперзнание»: «Даже если они взяли в наставники 100 бизнесменов (не знаю уж, откуда они их набрали), вряд ли это будут такие люди, которые знают, что конкретно мне делать. В лучшем случае они расскажут свою точку зрения, на основе которой решить проблему будет затруднительно. Бизнес — это не физика. Там нет пока систематизированных знаний, есть только клочки — кто-то написал про HR, кто-то про PR. Например, я консультирую в области коммерческой стратегии. Но я не консультирую по поводу коммерческой стратегии везде — я работаю в конкретной, узкоспециализированной сфере, с определенным типом компаний и с конкретным ассортиментом продуктов. Я не консультирую в продаже, допустим, кирпичей, потому что там есть свои особенности, в которых должен разбираться другой специалист. Или мне придется долго учиться. Я сомневаюсь, что в рамках этого курса можно будет достаточно квалифицированно, качественно погрузиться внутрь проблематики конкретных компаний участников проекта... Хорошо, что это удаленный формат, хорошо, что это бесплатно, хорошо, что будет создано сообщество предпринимателей. Но, конечно, никаких 300 работающих проектов в результате не будет. А что касается начинающих, ну чему-то там их поучат, какое это имеет отношение к бизнесу, никто не знает, выхлоп — нуль. Но как пиар это очень красивый проект. К Сбербанку он, несомненно, привлечет новых клиентов, к Google, наверное, тоже. Они вообще молодцы, все очень классно придумали. Может быть, 10 процентов этого курса кому-то будет полезно, что, в общем-то, не так уж и мало. Не худший образовательный проект».

«ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО, ПРОСЛУШАВ ВСЕ ЭТО, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ВДРУГ ПРОСВЕТЛЕТЬ, ЧТО-ТО ПОНЯТЬ И УСПЕШНО ЗАПУСТИТЬ СВОЙ БИЗНЕС»

Эксперты, знающие проект изнутри, настроены более оптимистично. «БИЗНЕС Online» получил комментарий одного из трех названных бизнес-экспертов проекта Холстинина — основателя Business Engineering Services, предпринимателя с 17-летним опытом, разработчика новых продуктов для бизнеса, как про него было сказано в совместном пресс-релизе Google и Сбербанка.

«Я принимал участие в разработке части модулей для российского образовательного проекта Google, моя роль в проекте — провести после завершения двух этапов онлайн-обучения большой офлайновый семинар в качестве ведущего», — рассказал он. По словам Холстинина, российский проект — это не калька с зарубежных проектов Google: «Это самостоятельный проект, сделанный с учетом российской практики различных образовательных онлайн-курсов, которых в России достаточно много». Эксперт рассказал, что большинство таких образовательных программ строятся как большая солянка — накидали немножко маркетинга, немножко дизайна, немножко про бизнес-мышление, немного про продажи. «Предполагается, что, прослушав все это, человек должен вдруг просветлеть, что-то понять и успешно запустить свой бизнес или модернизировать уже существующий бизнес, — сообщил Холстинин. — На мой взгляд, «Бизнес-класс» — хорошая программа. Она более продумана, чем те программы, которые я видел в других бизнес-акселераторах, здесь задана более логичная последовательность модулей, блоки внутри модулей грамотно выстроены. А чередование онлайна с офлайном не позволит людям потеряться в куче полученной информации и структурирует ее», — сказал один из разработчиков программы.