«У нас многие члены градсовета на его заседания не ходят, поэтому мы подготовили изменения в положение о градостроительном совете. Кто у нас не ходит, тех исключим, а тех, кто ходит и желает работать, наоборот, включим»

«А ЧТО У ВАС ФАСАД ТАКОЙ СКУЧНЫЙ?»

«А сколько у нас членов градсовета сегодня присутствует, Римма?» — открывая накануне вечером очередное заседание градостроительного совета Набережных Челнов, поинтересовался у работницы орготдела руководитель исполкома Ринат Абдуллин. Когда та бросилась подсчитывать количество пришедших, Абдуллин, заполняя образовавшуюся паузу, произнес: «Я к чему это говорю? У нас многие члены градсовета на его заседания не ходят, поэтому мы подготовили изменения в положение о градостроительном совете, он находится сейчас на согласовании. Кто у нас не ходит, тех исключим, а кто ходит и желает работать, тех, наоборот, включим».

Первым на суд архитектурного сообщества был вынесен эскизный проект реконструкции ресторана «Искушение», находящегося на бульваре Энтузиастов, примыкающего к Дому быта. Проект представил архитектор ООО «Реал» Николай Войнов. Выяснилось, что из одноэтажного заведения общепита его хозяин хочет сделать двухэтажное. На одном из прошедших заседаний градсовета архитекторы, как напомнил всем присутствующим Абдуллин, подвергли критике входную группу здания. Собственно ее и переработал автор, представлявший эскизный проект:

— Поработали над входной группой — витраж заменили, чуть-чуть изменились фасады, немножко первый этаж приподняли, чтобы «воздух» появился. И цвет немножко усилили, сделали шоколадно-кофейным. «Искушение» — это предчувствие чего-то такого...

— Шоколада... — раздалось из зала,

— Да, чего-то такого, шоколадного, — принялся разъяснять суть своих творческих поисков архитектор.

— А вы пятном застройки на бульвар вышли? — спросил у Войнова экс-депутат горсовета Ильдус Камалов. — На сколько метров?

— На бульвар постройка выходит совсем немного, здание находится на одной линии с существующей по соседству химчисткой, там проход для пешеходов достаточный, — показал Войнов на план.

— Ну да, не толстые люди пройдут, — с ходу забраковал проект Камалов.

Эскизный проект реконструкции ресторана «Искушение»
Эскизный проект реконструкции ресторана «Искушение»

— Тут около 10 метров. И постройка «сидит» строго в существуюших границах отведенного участка, — стоял на своем архитектор.

— А предусматривается снос старого здания или просто реконструкция? — спросил Абдуллин.

Когда Войнов ответил, что планируется снос старого и строительство нового, Абдуллин предложил проголосовать, однако Камалов вновь спросил: «А что у вас фасад такой скучный?»

— Ну как скучный? Не скучнее здания, стоящего напротив, — под смех в зале ответил Войнов. — Ассоциации у каждого свои (напротив ресторана стоят здания торгового центра «М-105» и магазина «Одежда»прим. ред.).

Архитектор ООО «РЕАЛ» Николай Войнов
Архитектор ООО «РЕАЛ» Николай Войнов

— Ладно хоть не из профнастила и не из сэндвич-панелей сделали. Что уж вы, Ильдус Хабибович, придираетесь — пожурил аксакала Абдуллин.

— Но место-то кремлевское! — снова вставил Камалов.

— А у нас куда ни посмотри, везде какие-нибудь места, — вновь нашелся что ответить Войнов.

— Ну что будем делать? Альберт Николаевич (Альберт Петров — гендиректор УКС «КамГЭСэнергострой»прим. ред.), вы что скажете? — попросил поддержки у тяжеловеса градсовета руководитель исполкома.

— Та биндюжка, которая там стоит, конечно, ни в какое сравнение с этим проектом не идет. Дай бог, чтобы сделали так, как нарисовали, — подытожил Петров. В итоге большинством голосов проект был одобрен.

Вейк-парк в нынешнем состоянии
Вейк-парк в нынешнем состоянии

«НАВЕРНОЕ, НУЖНО УТВЕРДИТЬ, РАЗ ЛЮДИ ВКЛАДЫВАЮТСЯ, ЛЮДЕЙ КАТАЮТ ОПЯТЬ ЖЕ»

Затем проект реконструкции вейк-парка (место для катания на водных лыжах с помощью специальной реверсивной лебедки прим. ред.) под названием «Добрый ветер», расположенного на территории городского пляжа, представил предприниматель-вейкбордист Камиль Хузин. Долго пытать его вопросами члены градсовета не стали, тем более что и объект у него не капитальный. Хузин рассказал, что никакого землеотвода у него нет, а каждый год он перед началом летнего сезона получает в исполкоме разрешение на временную дислокацию, пояснив при этом, что уже существующую беседку просто хочет расширить: там будут комнаты для персонала, для переодевания клиентов и небольшое кафе.

— Непонятно, что там у вас рояль делает? — рассматривая картинку проекта, спросил Абдуллин.

— Рояль в кустах, — произнес кто-то в зале.

— Это просто свободное место было, вот и решили поставить — пояснил Хузин — Мы здесь катаем на водных лыжах людей только в летний период. У нас есть проект беседки 2012 года, но разрешения на дислокацию нам не дают, говорят, что нам нужно модернизироваться. Поэтому и появился этот проект.

— Наверное, нужно утвердить, раз люди вкладываются, людей катают опять же. Все равно это более приличное сооружением, чем есть сейчас, — подвел итог обсуждению Абдуллин, и его большинством голосов поддержали остальные члены профессионального сообщества.

Проект реконструкции вейк-парка
Проект реконструкции вейк-парка

Практически точно так же поддержали архитекторы и эскизный проект (его разработал архитектор Марсель Фазлыев) производственной базы фирмы «Металл-М», которая расположена в районе Орловского кольца, и проект придорожной гостиницы, расположенной на казанском проспекте в поселке Сидоровка, представленный архитектором Олегом Ситниковым.

— Гостиница на 18 номеров будет расположена между домом С-32 и шинным центром. Общая площадь застройки — 330 квадратных метров. Площадь здания — 564 квадратных метра. Строительный объем — 2 974 квадратных метра. Размер в осях — 26,4 на 14 метров. Наружные стены из газобетонных блоков, облицовка — клинкерная плитка и декоративная штукатурка. Тротуар из брусчатки, предусмотрены зона отдыха, скамейки, декоративный кустарник, клумбы и газоны, — представил свой проект Ситников, добавив, что генпланом предусмотрена парковка на пять легковых автомобилей, в том числе одно машино-место для инвалидов.

— Ну как? — попросил поделиться собравшихся своими соображениями о проекте Абдуллин.

проект производственной базы фирмы «Металл-М», которая расположена в районе Орловского кольца
Проект производственной базы фирмы «Металл-М», которая расположена в районе Орловского кольца

— Если это придорожная гостиница, то мест для парковки маловато будет, — заявил кто-то из архитекторов.

— По нормативам проходит, — тут же парировал разработчик проекта.

— Норматив нормативом, но у вас 36 мест в гостинице, стоит она на трассе М7, — позволил не согласиться оппонент.

— Можно устроить экопарковку на стороне проспекта. Там проходят сети, в любом случае земля эта для строительства использоваться не будет, — предложил вариант решения проблемного вопроса Ситников.

— А здание вы хотите строить ровно по границам участка, правильно? И сколько метров до соседней пятиэтажки? — поинтересовался у автора проекта сити-менеджер. Получив утвердительный ответ на первый вопрос и высказывание о том, что положенное по СНиПу расстояние до соседнего дома тоже выдержано, Абдуллин поставил проект на голосование. После подсчета голосов проект был принят большинством.

63 микрорайон
Особых вопросов у архитекторов не вызвал проект планировки жилого микрорайона Челнов, который должен разместиться на территории в 73 га за проспектом Яшълек (63-й микрорайон)

«А ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО ТАМ ТОЖЕ СИДЯТ УЖЕ ТАКИЕ ЖЕ, КАК И ТЫ, АРХИТЕКТОРЫ И РИСУЮТ СВОИ ПРОЕКТЫ?»

Интересно, что особых вопросов у архитекторов не вызвал и проект планировки огромного жилого микрорайона города, который должен разместиться на территории в 73 га за проспектом Яшьлек (63-й микрорайон), на доработку вернули лишь проект завершения двух башен-долгостроев, которые стоят на пересечении проспекта Хасана Туфана и проспекта Чулман. А вот за концепцию застройки двумя жилыми домами разной высотности — в 18 и 4 этажа с 7-уровневой парковкой, которые планируется построить на пересечении улицы Раскольникова и проспекта Дружбы Народов, практически на берегу Камы, разразилась настоящая битва между архитекторами и чиновниками. Последние, имея на градсовете численное преимущество, одержали победу.

Проект представил публике директор ООО «Эксклюзив-проект» Алмаз Файзиев. Как выяснилось, первоначальный проект в виде двух типовых 18-этажных башен, на одном из предыдущих градсоветов был забракован, поэтому авторы, по их же собственным словам, искали новые решения, которые бы понравились их коллегам. Тем не менее ничего более оригинального, чем уже набившую многим оскомину «тему паруса», они придумать не смогли.

Первоначальный проект в виде двух типовых 18-этажных башень, на одном из предыдущих градсоветов был забракован
Первоначальный проект в виде двух типовых 18-этажных башен на одном из предыдущих градсоветов был забракован

«Нами проведена большая работа над поисками образа и объемно-пространственного решения. Перед нами стояли две важнейшие задачи — это местонахождение застройки на панорамообразующей строительной линии зданий со стороны открытой прибрежной зоны реки Камы. Вторая задача — это расположение объекта проектирования рядом с транспортной развязкой. Композиция нашего объекта учитывает и дополняет архитектурный ансамбль существующей застройки», — витиеватой речью начал презентацию своего проекта Файзиев. Докладчик рассказал: «Постройка состоит из трех объектов, разных по форме, но объединенных в общую архитектурно-пространственную композицию, в которой должен просматриваться корабль-парус в поддержку темы прибрежной полосы и расположения города на Каме». Площадь участка застройки составляет 10,5 тыс. кв. метров. Планируется, что своих хозяев здесь обретут 355 квартир. Предусмотрена многоуровневая парковка на 290 машино-мест.

Поисковый проект
Поисковый проект

Рассказав вкратце о проекте, Файзиев вышел с предложением не застраивать в будущем территорию, которая остается пока пустой между его домами и рекой, а создать там парковую зону.

— Есть предложение по генплану за дворовой зоной постепенно перейти на парковую открытую зону и оставить это пространство открытым для города и для отдыхающих, — предложил архитектор.

— Молодец! — не удержался от комментария Абдуллин. — А ты знаешь, что там тоже сидят уже такие же, как ты, архитекторы и тоже рисуют свои проекты?

— Я посмотрел по карте, эта земля еще никому не выделена, — заявил Файзиев.

— А ЖК «Парус» в «Чаллы Яр» разве не эту землю занимает? — и не думал капитулировать Абдуллин.

— Нет, он расположен чуть дальше, — ответил автор проекта.

— Здесь же рядом уже рисуют, так, Алмас Ахтямович? — указывая на соседнюю территорию спросил Абдуллин у Алмаса Идрисова, главного архитектора автограда.

— Повыше вашего будут домики, — уже обращаясь в автору проекта сказал Абдуллин, попытавшись закрыть парковую тему. — О парке говорить пока не надо, потому что там частная земля. Там другой архитектор, ваш коллега, уже рисует проекты.

— Там еще инженерная защита пройдет. Бульдозером! — вставил Камалов.

— Вот видите, Ильдус Хабибович уже бульдозер подгоняет, а вы о парках говорите, — окончательно закрыл тему сити-менеджер автограда.

Дальнейшее обсуждение проекта архитекторами и строителями свелось к его тотальной критике, так как по своей этажности проект действительно диссонировал с окружавшими его малоэтажными постройками на фоне Камы. Это было очевидно, даже человеку несведущему в архитектуре.

«Это первая попытка города выйти ближе к берегу, чтобы 5 - 6 километров самой ближней к воде линии занять жилой застройкой. И мы хотим начать это с точечной застройки? Где проект планировки всей набережной? Кто-нибудь вообще осмысливал эту зону? — довольно эмоционально и резко начал разносить проект в пух и прах Камалов. — Раньше всегда начинали с проектов планировки. А сейчас кто-то захотел точечно застроить — и мы позволяем! Где у вас развертка по всему берегу? Я категорически против, чтобы застройку берега начинать с подобной точечной застройки. Вся береговая линия, начиная от карьера на Элеваторной Горе и заканчивая парковой зоной, о которой вы говорите, не освоена, не осмыслена, нет даже генплана, нет проекта планировки этой зоны. Считаю, что точечно подходить к застройке самой главной линии водного фасада города — преступление!»

Ринат Абдуллин
Ринат Абдуллин: «А ты знаешь, что там тоже сидят уже такие же, как ты, архитекторы и тоже рисуют свои проекты?»

Идрисов по просьбе Абдуллина пояснил, что проект планировки набережной Камы на самом деле разрабатывается и нынешний проект, мол, не противоречит общей программе. «Мы рекомендовали инвестору переработать типичный проект, поставили ему задачу. Несмотря на то, что там были некоторые противоречия, общий язык с застройщиком мы нашли. Думаю, что общими усилиями образ дома, обобщенный крупными формами фасада, мы нашли. А до берега очень далеко, земля эта у человека в собственности. Вместо двух типичных башен мы построим более современные в архитектурном смысле здания», — заявил главный архитектор Челнов, предложив Камалову на следующем заседании градсовета отчитаться, что им лично было сделано в Челнах на ниве архитектуры до его [Идрисова] приезда в город.

— Мы до вашего приезда город построили, — ни секунды не мешкая ответил Камалов. Зал зашелся смехом.

— Никто не спорит, великолепный город. Вопрос в том, чтобы вместо двух «гробов» (первоначальный проект, который был рассмотрен на предыдущих заседаниях градсовета прим. ред.) сделать другой, более интересный и достойный Челнов объект и «посадить» его на эту территорию, — настаивал Идрисов.

Тут слово взял директор МУП «Служба градостроительного развития» Ленар Сальманов и пояснил, что практически вся береговая линия, начиная от поселка «Чаллы Яр» и заканчивая элитными таунхаусами на улице Раскольникова, находится в зоне «Ж5». Это означает, что рано или поздно здесь все равно появятся многогоквартирные жилые дома, сообщил Сальманов, давая таким образом понять, что на многоэтажку в этом месте архитекторам все равно согласиться придется.

Тем не менее Петров, директор УКС «КамГэсЭнергоСтрой», попытался отстоять идеи, которые на этапе проектирования города закладывались еще академиком Рубаненко. «При проектировании города предусматривалось, что от Камы дома должны идти террасой, от низкоэтажных домов у берега к высоткам ближе к центру города. Чтобы вся панорама города с воды смотрелась как амфитеатр. Такая идея у архитекторов была, когда город закладывался, — заявил один из ветеранов строительства города. — Полагаю, что в данном случае идея, которая была академиком Рубаненко заложена, будет сломана».

— Альберт Николаевич, но ведь эта идея претворяется в жизнь. Посмотрите на поселок «Чаллы Яр», коттеджи внизу, а дальше этажность повышается, — не согласился с ним Абдуллин.

— Но эта башня слишком близко ведь к Каме стоит, — развел руками Петров.

— Нет, там внизу еще будет застраиваться все, а это самая высокая часть, — убеждал в обратном Абдуллин — Я хочу напомнить всем, что участок выделен под жилищное строительство, он находится в собственности. Застройщик хочет строить дома. Изначально он планировал строить дома по типовому проекту, но когда его архитектурные решения вынесли на градсовет, то мы же с вами, все здесь сидящие, дружно его отклонили и сказали, что так нельзя строить на берегу Камы. Они пошли нам навстречу, начали менять. Сегодня подошли по-новому и к архитектуре и парковку многоуровневую ставят. Нам все равно придется принимать какое-то решение, чтобы инвестор мог работать, — стоял на своем сити-менеджер.

Тем временем Петрова поддержал Ринат Сафиуллин, директор ООО «Архитектурная мастерская». Он отметил, что необходимо с уважением относиться к городу, к своей истории и к идеям, которые были заложены архитекторами при его строительстве.

— Здесь эту идею мы действительно начинаем ломать. Но если мы нарушаем идеи, если мы входим в противоречие с генпланом, то мы должны вместе с этой высоткой показать всем, как это будет выглядеть в развернутом плане? Но когда стоит только одна высотка на фоне малоэтажных зданий, уважения к градостроительному совету со стороны авторов мы не видим. Может быть, там нужно не 18 этажей, может быть, там нужно 25, а может быть, и 5? Давайте относиться с уважением к тому, что было сделано до нас! Как это так, давайте быстрее, инвестор торопится?! Мы же застраиваем город! — недоумевал Сафиуллин, которого поддержали и другие архитекторы, считающие, что одобрение этого проекта градсоветом будет большой ошибкой. Тем не менее, когда Абдуллин поставил вопрос на голосование, 9 из 14 его членов, проголосовали за.

Ильдус Камалов
Ильдус Камалов: «Большинство в градсовете — чиновники!»

«МЕНЯТЬ НАДО ЭТОТ ГРАДСОВЕТ!»

— Менять надо этот градсовет!» — в сердцах воскликнул Камалов после того, как были объявлены результаты голосования. — Большинство в градсовете — чиновники!

На эту реплику Абдуллин заявил, что кандидатуру Камалова уже внесли в качестве кандидата в члены нового градсовета.

— А что же я тогда не голосую? — спросил он.

— Голосуйте, проблем нет. Вы у нас самый активный. Ваше мнение мы ведь учитываем всегда, — заявил Абдуллин — Новый градсовет мы разбавляем. В старом градсовете у нас было больше всего архитекторов. Сейчас просим войти туда депутатов и всех заинтересованных лиц, чтобы разбавить наше архитектурное сообщество.

Интрига главного решения вчерашнего градсовета состоит в том, что, как выяснил «БИЗНЕС Online», место застройки «корабля-паруса» находится на месте автостоянки, принадлежащей певцу Салавату Фатхетдинову. Застройщиком нового объекта также является звезда татарской эстрады. И это уже не первый девелоперский проект народного артиста РТ. Ранее «БИЗНЕС Online» писал, что после долгих мытарств президентом Татарстана был одобрен проект культурно-развлекательного центра «Салават» на улице Хади Такташа в Казани. Планы по его созданию знаменитый певец вынашивал с 2008 года, когда исполком выделил ему участок в 0,3 гектара. В прошлом году проект рассматривался на комиссии по застройке исторического центра, но тогда на суд было представлено здание в 12 этажей. После этого проект неоднократно выносился на градсовет, руководству города и республики — были претензии к фасадам, масштабу здания. В итоге здание урезали по высоте в три раза — Салавату придется уместить свои творческие амбиции в четыре этажа — общая площадь офисных помещений составит 2,6 тыс. кв. м, а высота объекта будет вровень с рестораном «Пашмир» и «Планетой Фитнес», а также проектируемым офисным зданием «Унистроя».