С возрождения Ново-Иерусалимского монастыря начнется сотрудничество КГАСУ и Татарстанской митрополии. Соглашение о нем подписали на днях, а вчера митрополит Казанский и Татарстанский Феофан пообщался со студентами и преподавателями университета. Они забросали его не только профвопросами, но и просили рассказать, например, о том, как строить личную жизнь. О том, какие еще культовые объекты Казани будут восстановлены и почему жители хрущевок рядом с Богородицким монастырем могут спать спокойно, — в материале «БИЗНЕС Online».
ОТ РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО ДО КАЗАНИ
Глава Татарстанской митрополии Феофан встретился накануне с преподавателями и студентами КГАСУ. Одним из поводов для встречи стало подписанное между университетом и митрополией соглашение о сотрудничестве. Совместная работа начнется с возрождения Ново-Иерусалимского монастыря.
Для начала глава казанской епархии рассказал о себе. Аудитория слушала с явным интересом. Еще бы! Родился Феофан в Дмитриеве Курской области в рабочей семье, после школы отслужил в армии, а присягу принимал в Казанском кремле. «И вот спустя 50 лет прибыл сюда руководителем», — улыбнулся митрополит. Рассказал он и о своих путешествиях — от Буэнос-Аэроса до Рио-де-Жанейро, о встрече в тюрьме с президентом ЮАР Нельсоном Манделой, о Иерусалиме.
Студенты задали гостю множество вопросов, причем далеких от архитектуры и строительства. Как строить совместную жизнь людям, принадлежащим двум разным религиям? Какой должна быть оптимальная разница в возрасте между мужчиной и женщиной? И так далее. Впрочем, затем все-таки перешли к профессиональным темам.
— На каком этапе находится планирование ремонтных и реставрационных работ в Богородицком монастыре, в том числе обустраивание санитарной зоны? — поинтересовалась одна аспирантка.
— Вот сидит ваш доцент Светлана Глебовна (Светлана Персова, заместитель министра культуры РТ — прим. ред.). Она знает, что подготовка ведется довольно активно, — ответил Казанский и Татарстанский митрополит. — Сейчас проводим работы организационного характера, это и работа над проектами. Светлана Глебовна, когда мы начнем копать-то?
— Мы готовы, — коротко ответила она.
— А кто не готов? — поинтересовался Феофан. — Чтобы я вышел отсюда и поставил этот вопрос перед председателем нашей комиссии. От кого зависит? Вы говорили раньше, что нельзя копать, потому что снег есть. А сейчас кто не готов?
— Я думаю, что мы начнем с вами на следующей неделе, — пообещала Персова.
Светлана Персова (в центре) |
— Что там с фундаментом? Можно ли строить на старый фундамент или нельзя? Нужно его усилить или вообще снести? Очень много грунта — то, что называется культурно-безобразный слой, — продолжил отвечать на вопрос аспирантки Феофан. — Но... все-таки не более трех лет, чтобы мы с куполами стояли, — выразил надежду митрополит и отметил, что к восстановлению надо подключиться всем, в том числе студентам, их помощь понадобится, в частности, при проведении раскопок. — И еще на один вопрос отвечу, который волнует общество. При строительстве колокольни пятиэтажки сносить не будем.
Как пояснил он впоследствии «БИЗНЕС Online», речь идет о хрущевках, расположенных рядом с Богородицким монастырем. Местные жители высказывали опасения, что для реставрации и строительства новых зданий их могут снести... Напомним, в ноябре 2015 года президент РТ Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери — главного собора Богородицкого монастыря. Сказал владыка и о том, что параллельно с этими работами необходимо изыскивать средства на восстановление Никольского храма. «Да, Светлана Глебовна? Параллельно надо Никольский. Первый раз озвучиваю!» — заметил он.
ТРИ ПРОЕКТА ОТ КГАСУ
— Чем мы могли бы быть полезны сейчас, во время студенчества, для возрождения храмов? — продолжила серию вопросов студентка кафедры архитектуры и градостроительства.
— У меня есть предложение: взять какой-то объект, который мы будем восстанавливать, и организовать шефство над ним. Также, может быть, сопровождение архитектурное, и где-то руками поработать, — явно обрадованно ответил митрополит, назвав в качестве одного из таких объектов Ново-Иерусалимский монастырь. — Можно на парочку групп разделиться. Взять какой-нибудь храм, стоящий в поле. Красивый, но разрушенный храм. Я дал указание, чтобы все такие храмы мне представили — с описанием исторического происхождения храма, с фотофиксацией. Взяли бы один такой храм и вместе со студентами архитектурного института начали его восстанавливать. Там и лагеря летние организовать.
— Здесь присутствует очень много профессиональных реставраторов, которые помогут эти проекты воплотить, — вступил в разговор ректор КГАСУ Рашит Низамов. Оказалось, что у университета есть наработки по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря. С 2001 года студенты подготовили немало курсовых и дипломных работ на эту тему.
— Сегодня мы в качестве дара передаем вам материалы. Это три проекта по основным зданиям: архиерейский дом, Воскресенский собор и разработка целиком комплекса монастыря со всеми его постройками, — обратилась одна из преподавательниц к митрополиту.
— Спасибо большое! Я вам очень благодарен, потому что Ново-Иерусалимский монастырь — это очень значимое место, которое обязательно надо возродить, — заметил Феофан. — Есть у вас раскладка окон, какими они должны быть? — обратился он к представителям вуза. Те в ответ пообещали в скором времени ее предоставить.
— Мы будем помогать, нас будут духовно подкреплять, — пояснил ректор КГАСУ Рашит Низамов корреспонденту «БИЗНЕС Online» цели подписания соглашения.
— И не только духовно. Может быть, какие-то проекты студенческие будем поощрять в меру нашей возможности материально, — подключился к разговору митрополит. На вопрос, какие культовые объекты в Казани нуждаются в восстановлении, он заявил, что их великое множество, упомянув Кизический монастырь, Богоявленский собор с колокольней и старинный храм в Адмиралтейской слободе, сегодня превращенный в здание СИЗО.
— В Ново-Иерусалимском храме нужно восстанавливать корпуса. Средств нужно много, не один десяток миллионов рублей, — развел руками Феофан. — Вот я поездил сейчас по республике: в Буинск, Тетюши, Дрожжановский район. Посмотрел — стоят в чистом поле храмы. Но пока они стоят такие поруганные, это прямые обвинители варварства нашего народа. Не говорите, что это невозможно восстановить. Все возможно — взяли по храмику, все вместе собираемся, кто-то вышел с той местности помог, где-то мы сами. Восстанавливать храмы очень важно. Чтобы мы сами чувствовали себя сопричастными к созиданию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.