ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РТ АЗАТА ХАМАЕВА С ЧИТАТЕЛЯМИ «БИЗНЕС ОNLINE». ЧАСТЬ 1-Я
В какую сумму оцениваются земли, которые принадлежат республике? Какая в Татарстане земельная стратегия? Как будет проходить развитие и расширение границ населенных пунктов республики – ее городов, сел, поселков, деревень? Стоит ли ждать прихода на село новых крупных инвесторов? Обо всем этом и о многом другом – в первой части стенограммы.
ЧТОБЫ ЗЕМЛЯ НЕ ОБЕСЦЕНИВАЛАСЬ
- Самое громкое заявление в последнее время со стороны минземимущества Татарстана было сделано на недавней коллегии – о том, что происходит с землей вокруг Казани. Многие были в шоке! Оказалось, цена на самые, собственно говоря, востребованные земельные участки в десятки и сотни раз ниже, чем рыночная. Хотелось бы узнать подробнее, почему такое происходит? Как это все выявилось? И, кроме констатации факта, пошло ли дело дальше? Вернули обратно землю – или как-то по-другому решили проблему?
- То, что было озвучено, действительно имеет место. Данные проблемы записаны в мероприятия по исполнению решений коллегии нашего министерства. Это контролируется ежемесячно и ежеквартально.
Такие случаи происходили еще в начале 2000-х годов. Поэтому мы не стали искать виноватых. Но делаем все, чтобы сегодня подобного не повторялось. В министерстве есть отдел оценки, который "мониторит" цены на рынке коммерческой недвижимости, рынке земли, проверяет на соответствие результаты оценки, полученные теми или иными оценочными организациями. Мы выпускам мониторинг цен как по землям промышленного назначения в крупных городах - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, так и по землям сельхозназначения - по каждому муниципальному району республики. (С ним можно ознакомиться на нашем сайте). Эта работа ведется нами целенаправленно, чтобы не допустить занижения цен.
Что касается непосредственно тех земельных участков, которые сегодня не используются по назначению, то мы проводим их инвентаризацию. Выделены они были под жилищное строительство, под строительство промышленных объектов, для ведения фермерского хозяйств. По этим неиспользуемым по целевому назначению более трех лет землям, которые были выявлены в процессе проверок по районам, идет работа, в том числе по участку в Лаишевском районе, о котором говорилось на коллегии. Как вы знаете, сегодня по Земельному кодексу можно изъять земли, которые не используются или используются не по назначению более трех лет. Однако нет конкретного механизма изъятия этих земель у пользователей. Возможно, депутаты Госдумы внесут в Земельный кодекс поправки. Во всяком случае, это было обещано на осенней сессии.
В дальнейшем после внесения соответствующих изменений в земельное законодательство наше министерство по данному земельному участку в Лаишевском районе планирует обратиться в суд, но каков будет результат, сказать не можем. Такой судебный процесс, на самом-то деле, будет первым в республике. Хотя и раньше муниципалитеты проводили процедуру изъятия неиспользуемых земель, но таких курьезно больших площадей, как в этом случае, еще не было. Поэтому говорить о каком-то опыте изъятия земельных участков в республике не приходится.
ЗЕМЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
- Хотелось бы понять картину в целом. Наверное, в республике есть какая-то стратегия по земле, по земельным вопросам. Сколько земли сегодня у частных компаний, частных собственников? Каково соотношение земель под населенными пунктами, земель промышленного, сельскохозяйственного назначения?
- Конечно, в республике ведется учет земель – как земель под населенными пунктами, так и земель сельхозназначения, в том числе за счет которых предполагается изменять границы населенных пунктов для дальнейшего жилищного строительства. Ежегодно муниципальные районы направляют в наш адрес предложения по расширению границ населенных пунктов за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения под строительство жилья. Я напомню, что до 1 января 2012 года в соответствии с Градостроительным кодексом РФ действует упрощенный порядок изменения границ населенных пунктов для указанных целей. В дальнейшем решение высшим органом исполнительной власти о переводе земельных участков из одной категории в другую, также как и ряд других важных вопросов, при отсутствии документов территориального планирования приниматься не будет.
При этом сроки введения в действие данного требования Градостроительного кодекса РФ по объективным причинам неоднократно откладывались – 1 января 2008 года,1 января 2010 года, наконец, 1 января 2012 года. В настоящее время разработка документов территориального планирования в республике полностью пока не завершена. К 2012 году по каждому муниципальному образованию вся градостроительная документация должна быть принята в соответствии с установленным порядком. В дальнейшем согласно утвержденным документам территориального планирования будет происходить планомерное развитие территорий, в том числе расширение границ населенных пунктов.
Сегодня, сразу скажу, этот процесс на районном уровне в основном идет хаотично, часто по желанию тех или иных руководителей отдельных сельских поселений. Они, находя тем или иным способом понимание руководства района, получают согласование, необходимое для подготовки проекта решения Кабинет Министров о включении земельных участков в границы населенного пункта.
- А в крупных городах ситуация какая? В Челнах, в Казани?
- В крупных городах ситуации следующая. Можно сказать, что государственных земель внутри этих городов мало. В собственности республики находится земля под государственными учреждениями, больницами, школами и отдельными объектами. А неразграниченные земли и другие категории земель – в собственности или муниципалитета, или акционерных обществ и других юридических лиц, или частных лиц. Поэтому внутри муниципалитета земли выделяются с разрешения муниципального образования, согласно постановлению кабинета министров РТ.
Государственных земель на развитие жилищного строительства мы не выделяем. Потому что они конкретно были отведены под госучреждения, для решения социальных и других государственных вопросов. Поэтому в основном сегодня под жилищное строительство в Казани идут территории пригородных районов, которые присоединились к городу, порядка 18 тысяч га. За чертой Казани также идет активная работа по переводу сельхозземель в земли населенных пунктов для жилищного строительства.
Что касается предоставления земель под жилье в Набережных Челнах, то там в основном расширяют границы населенных пунктов Тукаевского района. В прошлом году более 900 га земель сельхозназначения включили в границы населенных пунктов Тукаевского района под жилищное строительство.
Сегодня для упорядочения включения земельных участков в границы населенных пунктов, расположенных в радиусе 50-километровой зоны города Казань и 30-километровой зоны города Набережные Челны, введен новый порядок.
Считаю, что настало время отрегулировать вопрос целевого использования предоставленных под жилищное строительство земельных участков. В ряде районов под указанные цели переведено значительное количество земельных участков, общая площадь которых может целиком удовлетворить потребности населения соответствующих населенных пунктов на много лет вперед. Только в пригородных к Казани районах надо освоить около 10 тысяч га земель, которые уже включены в границы населенных пунктов для жилищного строительства, и по которым в ближайшее время предполагается принятие такого решения.
- Строительство там еще не ведется?
- Частично ведется. На жилищное строительство сегодня надо смотреть под углом кризиса, чтобы понять ситуацию на строительном рынке и положение крупных строительных фирм. Но, думаю, та планка, которая поставлена в сфере жилищного строительства, социальной ипотеки, коммерческой ипотеки, и по другим направлениям строительства, будет взята. Потому что потребность в жилье в Казани большая. В этом году здесь запланировано построить более 420 тысяч квадратных метров жилья, и глава ГЖФ Талгат Абдуллин обещал, что в следующем году будет не меньше. Поэтому объемы строительства будут сохраняться, а они значительные.
СКОЛЬКО СТОЯТ ЗЕМЛИ ТАТАРСТАНА
- В какую сумму можно оценить земли, которые принадлежат республике?
- Республике принадлежит чуть больше 21 тысячи гектаров земель на общую кадастровую стоимость более 55 миллиардов рублей.
-Вопрос от читателя Ахмета Салиховича: "Любопытно, сколько татарстанской земли у Красного Востока-Агро? И чья она – государственная, фермерская, самого Красного Востока? Взята в аренду или выкуплена? Если выкуплена, то за какую цену? То есть на каких основаниях крупнейшие инвесторы владеют землей?".
- Все официальные цифры можно найти в Интернете на сайтах статистических органов, цифры эти открытые. В основном, земли крупных инвесторов паевые, они приобрели у дольщиков земельные паи в собственность или арендуют их. Красный Восток Агро приобрел землю или взял в аренду сразу в нескольких районах республики, чисто по коммерческой цене. Поэтому здесь какого-то госрегулирования со стороны Минземимущества не требуется. У каждого крупного инвестора – такого, как Вамин, Агросила Групп, Красный Восток, и более мелких земля проходит по статотчетности – как собственность или как аренда.
- Чаще, наверное, как собственность?
- Да. Но в каждом районе есть возможность создания резервного фонда. Землями, образованными в счет невостребованных земельных долей, после признания их в судебном порядке муниципальной собственностью, по закону сегодня распоряжаются муниципальные образования, поэтому все эти вопросы решаются на муниципальном уровне.
- От управления землей, от ее аренды какие доходы получает республика?
- По итогам девяти месяцев нынешнего года доходы от управления землей получены в сумме более 202 миллионов рублей.
ЗЕМЛЯ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
- Вопрос от читателя Анвара: "Может ли республика продавать участки, например, иностранцам?".
- Сегодня иностранные граждане и иностранные юридические лица по федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не имеют права покупать сельхозземли, могут только взять ее в аренду. Юридические лица, у которых есть российский партнер, имеющий более 50 процентов доли в уставном капитале этой компании, могут приобрести в собственность земельный участок сельскохозназначения.
Возвращаясь к инвестициям в сельское хозяйство, могу сказать, что больших проектов, прихода крупного бизнеса вряд ли стоит ожидать. Сегодня почти все районы Татарстана фактически уже поделены между крупными игроками: в Закамье – Агросила Групп, за Волгой и на юго-востоке – Красный Восток Агро, в других районах – Вамин, Татфондбанк…. Практически все районы уже имеют своих крупных инвесторов.
-То есть больше места нет для крупных игроков?
- Ну, место, может быть, и есть. Но в некоторых районах такой менталитет, что инвесторов там не приветствуют, там народ самодостаточный, привык сам все делать. Но пока, если честно сказать, пайщики, которые отдали в аренду свою землю, от больших инвесторов мало что имеют. Те, кто продали свои участки, – ну, тут уж продали, и все. А те, кто сдал в аренду, они кроме соломы, навоза и зерна, не получают больше никаких прибылей, доходов. Поэтому республика поддерживает крестьянина.
СОКРАТИТЬ ГУПЫ И МУПЫ
- А сколько стоит государственное имущество в республике в целом? Кроме земли есть пакеты акций предприятий…
- Стоимость пакетов акций, которые принадлежат государству, по чистым активам составляет 183,7 миллиардов рублей. Это те акции, которыми мы сегодня владеем в акционерных обществах. У нас есть где-то все 100 процентов акций, где-то более 50 процентов, есть 25 и даже до одного процента. Мы хотим со всеми этими предприятиями и цифрами определиться – что продать, что оставить. Особо важные для экономики республики организации и ГУПы уже определены. А по остальным есть проект плана приватизации, будем обсуждать его у президента Татарстана. Будет принят план приватизации на 2011-13 годы.
-Много таких предприятий?
- Да, немало набирается. В настоящее время мы совместно с Минстроем занимаемся предприятиями системы ЖКХ, государственная доля в которых составляет 75%. По республике насчитывается 18 таких акционерных обществ. Поэтому для их реформирования и недопущения банкротства планируется внести акции данных обществ в уставный капитал ОАО "РПО "Таткоммунэнерго", которое в свою очередь сумеет привлечь инвестиции и направит их на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства республики.
Второе направление – работа с теми пакетами акций, в которых государство имеет незначительный процент. Например, в ОАО "Нижнекамскшина" у государства 0,2% акций. Вот такие акции мы планируем передать в управление крупным держателям государственных акций.
- Но все равно государство останется владельцем этих акций, ведь так? Если Татнефть в их управлении, это же не значит, что Татнефть "ушла"?
- Государству принадлежит 100 процентов акций ОАО "Связьинвестнефтехим". Так что это подконтрольная государству компания, которая при принятии стратегических решений советуется с руководством республики.
Третье направление – это приватизация МУПов и ГУПов. Проблема тут в том, что в статрегистре их насчитывается 550, но реально работают всего 23 ГУПа и 107 МУПов. А остальные – в процессе ликвидации, банкротства, есть еще и не снятые со статучета. Поэтому сегодня нашим министерством поставлена задача и изданы директивные указания по муниципальным образованиям о сокращении недействующих предприятий.
- По сути, вы хотите их ликвидировать?
- Да, существуют, скажем, унитарные предприятия (муниципальные, республиканские) - отсутствующие должники, которых невозможно исключить из реестра юрлиц в связи с имеющейся задолженностью в бюджеты всех уровней. Таких предприятий по республике насчитывается 149 (59 ГУПов и 90 МУПов). Сейчас совместно с представителями налоговых органов, Татарстанстата мы проводим работу по их исключению из реестра юридических лиц. По этим показателям мы отстаем от других регионов. Причем отстающими оказались как раз промышленно-развитые регионы, где и создавались в большом количестве ГУПы и МУПы. Это, например, Башкортостан и наш Татарстан.
БИЗНЕС Online
Продолжение следует
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.