В Татарстане индекс социальных настроений жителей традиционно выше, чем по России в целом
(фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

СРЕДИ ТАТАРСТАНЦЕВ НАМЕТИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ К РОСТУ ПОЗИТИВНЫХ НАСТРОЕНИЙ

Российская хозяйственная система активно приспосабливается к последствиям конъюнктурных шоков и внешнеэкономических санкций, что, безусловно, накладывает серьезный отпечаток не только на макроэкономические пропорции, но и на уровень жизни и социальное самочувствие граждан. В таких условиях представляется важным проводить мониторинг социальных настроений, чтобы держать руку на пульсе и успеть вовремя диагностировать ключевые изменения для своевременной корректировки экономической и социальной политики.

В ноябре 2015 года социологами центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан совместно с сотрудниками Казанского федерального университета был проведен очередной плановый замер социальных настроений татарстанцев. На основании данных, полученных в ходе опроса жителей республики[1], был построен интегральный индекс социальных настроений (ИСН)[2], который несколько вырос (139,2 против 125,9 годом ранее, когда наметилось резкое падение). Полученное значение показывает, что среди татарстанцев наметилась тенденция к росту позитивных настроений. Традиционно значение интегрального индекса социальных настроений сельчан значительно выше по сравнению с горожанами (146,1 и 137,1 соответственно) (рисунок 1).

Более детальный анализ показал, что наибольший рост наблюдается относительно индекса личного положения[3] (140,6) и индекса оценки власти[4] (140,4).

Высокий показатель индекса личного положения означает, что татарстанцы в большинстве своем сумели наладить свою жизнь в новых экономических условиях. Рост индекса оценки власти, на наш взгляд, свидетельствует о том, что татарстанцы в целом поддерживают инициативы органов власти по стабилизации жизни. Интересно, что указанные индексы имеют диаметрально различные показатели среди городского и сельского населения: первый имеет наибольшее значение среди горожан и наименьшее среди сельчан (140,3 и 141,7 соответственно), второй наоборот — наибольшее среди сельчан и наименьшее среди горожан (156,4 и 135,5 соответственно) (рисунок 1). Высокая оценка деятельности властей, полученная от сельчан, обусловлена тем, что вследствие роста курса иностранной валюты, ослабления рубля и внешнеэкономических санкций сельское хозяйство получило дополнительное финансирование и стимул к развитию в рамках политики замещения импортной продукции.

Индекс текущего положения республики[5] составил 139,7 (среди сельчан — 146,3, среди горожан — 137,7). Таким образом, ситуацию, сложившуюся на данный момент в экономике и политике республики (то есть сферу «общественного») татарстанцы оценивают несколько менее позитивно, чем свое личное положение (сферу «личного», оцениваемую посредством индекса личного положения). Это связано с тем, что под влиянием информационных потоков, активно освещающих тему внешнеэкономических и внешнеполитических отношений, широкие общественные слои охватывает беспокойство относительно сложившейся ситуации. Однако, как показывают данные, людям свойственна высокая степень адаптации: к новым условиям население приспосабливается быстрее, чем экономика. Это и определяет более позитивные оценки относительно личного положения.

Рисунок 1. Частные и интегральный индексы социальных настроений городского и сельского населения Республики Татарстан (ноябрь 2015 г.)
Нажмите, чтобы увеличить

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ, ПАДЕНИЕ КУРСА РУБЛЯ, РОСТ ЦЕН...

Далее рассмотрим подробнее динамику социальных настроений в условиях новых экономических вызовов.

Сравнительный анализ данных показывает, что по отношению с предыдущим замером, который был осуществлен годом ранее, наблюдается положительная динамика в социальных настроениях татарстанцев (рисунок 2). Так, ноябрь 2014 года был отмечен спадом всех частных индексов, кроме индекса оценки власти — он, в свою очередь, демонстрирует постоянный рост.

Спад уровня социальных настроений в ноябре 2014 года произошел на фоне кризисных явлений в экономике. Так, санкции в отношении нашей страны, падение курса рубля, рост цен, ажиотажный спрос на некоторые виды товаров — все это не могло не наложить отпечаток на социальное самочувствие татарстанцев и россиян в целом.

Однако уже через год — в ходе последнего замера в ноябре 2015-го — татарстанцы показали достаточно резкое восстановление всех упомянутых индексов. При этом экономические проблемы остались актуальными: введенное в 2014 году эмбарго продолжает свое действие, рост потребительских цен в декабре 2015 года к декабрю 2014 года составил в республике 10,7% (в 2014 — 9,7%), в том числе на продовольственные товары — 12% (в 2014 — 14,2%), на непродовольственные товары — 11,3% (в 2014 — 5,9%), на услуги — 8,2% (в 2014 — 8,9%). Согласно данным социологических опросов, большинство татарстанцев отмечают рост цен на все группы товаров и услуг, представленные для оценки (около 40 наименований). Наибольшее беспокойство вызывает подорожание таких продовольственных товаров, необходимых для повседневного употребления, как хлеб, яйца, молочная продукция, рыба (80% и более отмечают рост цен на данные товары) [1].

Рисунок 2. Динамика частных и интегрального индекса социальных настроений татарстанцев за 2012-2015 гг.
Нажмите, чтобы увеличить

ТАТАРСТАНЦЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОПТИМИЗМА

Тем не менее татарстанцы демонстрируют в ходе замера 2015 года высокий уровень оптимизма — максимальный за 4 года исследований. Анализ статистических данных и результатов социологических опросов показывает, что российская экономика пока недостаточно адаптировалась к принципиально новым рамкам функционирования (международные санкции, низкие цены на нефть, высокие темпы инфляции и др.), чего не скажешь о людях, которые приспосабливаются к жизни в новых экономических реалиях, сохраняя социальный оптимизм. Данная тенденция характерна не только для татарстанцев, но и для россиян в целом, что свидетельствует о «понимании россиянами сложности социально-экономической ситуации в стране и готовности в краткосрочной перспективе терпеть сложившиеся трудности».

При этом в Татарстане индекс социальных настроений жителей традиционно выше, чем по России в целом. Это можно объяснить высоким уровнем развития экономки и инфраструктуры в республике (в том числе в результате инвестиций в рамках подготовки и проведения международных спортивных мероприятий). Согласно данным статистики, Республика Татарстан является регионом, в котором в кризисных условиях индекс потребительских цен вырос значительно меньше, чем в России в целом. Все это, безусловно, оказывает положительное влияние на потребительские настроения, социальное самочувствие и качество жизни населения. Кроме того, татарстанцам в целом свойственен более высокий уровень социального одобрения деятельности властей, который, согласно данным мониторинга, увеличивается с 2012 года — отсюда уверенность в будущем, надежда на грамотные политические решения, рост патриотизма, что также обеспечивает рост ИСН и препятствует нарастанию социальной напряженности.

Елена Демкина
научный сотрудник ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан»


[1] Исследование проведено в ноябре-декабре 2015 года на территории 20 муниципальных образований Республики Татарстан, n = 1500 человек.

[2] Индекс социальных настроений (ИСН) — интегральный показатель социального самочувствия населения, измеряемый в числовом диапазоне от 0 до 200, причем показатели менее 100 свидетельствуют о превышении отрицательных оценок респондентов над положительными, более 100 — наоборот, о превышении положительных оценок. ИСН позволяет выявить соотношение позитивных и негативных настроений в обществе, отследить динамику социальных настроений, проводить сравнительный анализ между различными группами населения и проч.

[3] Индекс личного положения — частный индекс, один из четрырех элементов ИСН, который показывает удовлетворенность респондентов своей жизнью и жизнью своей семьи (измеряется индикаторами «В последние дни у меня прекрасное настроение», «За последний год моя жизнь, жизнь моей семьи стала значительно лучше»).

[4] Индекс оценки власти — частный индекс, один из четырех элементов ИСН, в котором выражены оценки респондентов относительно деятельности властей (измеряется индикатором «Я одобряю деятельность нынешнего правительства республики»).

[5] Индекс текущего положения республики — частный индекс, один из четырехх элементов ИСН, в котором отражены оценки респондентов относительно ситуации, сложившейся в экономической и политической сфере республики (измеряется индикаторами «Я считаю, что экономическое положение республики очень хорошее», «Мне кажется, что политическая обстановка в республике благополучная», «Мне кажется, что в целом дела в республике сегодня идут в правильном направлении»).