Минэкономики РФ опубликовало сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ в 2016 году и на 2017 - 2019 годы. В документе, в частности, содержатся предложения ведомства по экономической политике до 2019 года. Выход из рецессии ведомство видит в ограничении роста зарплат в экономике в 2016 - 2017 годах с последующей компенсацией в 2018 - 2019 годах, бурный рост корпоративных прибылей в 2018 - 2019 годах, инвестиции из ФНБ и бюджета в «системообразующие и эффективные инвестпроекты» и сокращение потребления энергии.

По данным газеты «Коммерсантъ», как и базовый, целевой вариант прогноза после заседания правительства 21 апреля переписан исходя из постоянной среднегодовой цены нефти в $40 за баррель. Главную цель – 4,5% роста ВВП в 2019 году – правка не отменила, но рост ВВП в 2017 - 2018 годах в целевом сценарии все же ниже, чем предполагалось ранее – 0,4% и 2,9%. Таким образом, даже в целевом сценарии стагнация 2015 - 2017 годов де-факто объявлена неизбежной: ощутимый рост может начаться только после президентских выборов 2018 года.

Минэкономики также описало способы реализации целевого сценария, основанные на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе. Население продолжит сокращать реальные располагаемые доходы (на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017). Сокращение реальных пенсий должно быть даже более жестким: 4,8% в 2016 году и 2% в 2017 с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года. Это, по расчетам минэкономики, увеличит число бедных с 13,1% в 2015 году до 13,7% в конце 2017 года, с пиком в 2018 году на уровне 13,9% – и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 года в 2019 году.

Цель довольно демонстративного затягивания поясов населению – ускоряющийся рост инвестиций с 3,8% в 2017 году до 7,1% в 2019 году, когда они должны достичь уровня 24,1% ВВП. Их источниками в этой схеме будут не столько сбережения населения, сколько корпоративные прибыли. Они, оставаясь в 2017 году на том же уровне, что в 2015-м, в год президентских выборов должны вырасти (без девальвационных эффектов) на 12%, а в 2019 году – на 10,8%.

Главный парадокс целевого сценария ведомства в том, что переход к экономическому росту в расчетах минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости (с 72,7 млн. экономически активного населения в 2015 году до 71,5 млн. в 2019-м) при падающей до докризисных 5,6% (по МОТ) общей безработице.

Немаловажно и то, что сценарий ручного управления, предложенный минэкономики, конечен. В 2020 году, вне зависимости от того, выйдет экономика РФ на уровень роста в 4,5% ВВП в год или нет, госсредства на дальнейшее его стимулирование будут в основном израсходованы.