. Ильсур Метшин поддержал идею создания единой площадки, куда стекались бы обращения предпринимателей и где вырабатывались бы единые позиции исполкома, обязательные для выполнения всех подразделений

ДЕНЬГИ — БИЗНЕСУ: ЗА ЛЬГОТНЫМИ КРЕДИТАМИ ОБРАТИЛИСЬ 150 БИЗНЕСМЕНОВ

Сегодня на VIII сессии Казгордумы во главу угла были вынесены предпринимательские проблемы. Поддержка и развитие МСБ — одни из самых актуальных вопросов, заметил мэр Казани Ильсур Метшин. За последние 10 лет исполком предпринимал порой неординарные меры по усилению роли бизнеса в экономике.

«За эти 10 лет доля малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте города выросла с незначительной доли до 37 процентов, в республиканских масштабах — до 25 процентов, — выдержал паузу градоначальник. — Значительны налоговые отчисления в бюджет — это 18,2 процента в общем объеме поступления. Это говорит о том, что наши усилия не были напрасны».

Действительно, казанская казна получила от бизнеса в 2015 году 1,8 млрд. рублей, то есть 18,2% собственных доходов бюджета (к слову, годом ранее было на 200 млн. меньше), заявил замруководителя исполкома Иван Кузнецов. По оценкам, на предприятиях малого и среднего бизнеса трудятся 181,8 тыс. человек — 34% общей численности работающих на предприятиях в Казани. Годовой оборот 2015 года — 424,3 млрд. рублей, что на 2,5% больше, чем в 2014 году. Так что экономика МСБ «дернулась» в сторону роста довольно слабо, но это, конечно, не повод, чтобы ее не поддерживать.

«По всем прогнозам, города сейчас конкурируют в своем развитии не только за новых жителей, но и за новые бизнесы на своей территории. Именно поэтому мы нацелены на его дальнейший рост — для этого в городе действует программа поддержки предпринимателей на 2014 - 2016 годы», — перешел Кузнецов к соли выступления.

Он подвел первые результаты работы, перечислив чисто «чиновные» моменты о количестве встреч с бизнесом (а их было за два года уже 34), о работе координационного совета во главе с мэром Метшиным. А затем напомнил, что в результате этих встреч в этом году город существенно расширил масштабы поддержки по городской программе. Напомним, что объем кредитного портфеля на этот год — полмиллиарда рублей (год назад было около 200). В особо приоритетных для экономики города отраслях (частные детсады, хостелы, «сувенирка») условия максимально льготные: кредит предлагается на срок до 5 лет, сумма — до 10 млн. рублей. Процентная ставка в первый год — нулевая, на второй и третий годы — 2,3% (остальные 10% компенсирует городская казна). И только в два оставшихся года придется платить полные 12,3%. Это стало результатом «битвы банков» за право реализации городской программы, которую выиграл Татсоцбанк.

«Эти условия в масштабах России абсолютно уникальны, сопоставимые условия — только в Европе по валютным кредитам», — подчеркнул Кузнецов. В результате за месяц банк принял более 150 заявок, первые живые деньги уже выданы.

Метшин поддержал этот посыл. 2,3% — беспрецедентная ставка, и градоначальник поблагодарил как прежнего оператора программы Банк Казани и Оскара Прокопьева, так и Татсоцбанк и Анастасию Колесову.

. Казанская казна получила от бизнеса в 2015 году 1,8 млрд. рублей, то есть 18,2% собственных доходов бюджета (годом ранее было на 200 млн. меньше), заявил Иван Кузнецов

АРЕНДНЫЕ КАНИКУЛЫ: ПЕРВЫЕ 18 «НЕЛИКВИД-ПОДВАЛОВ» ПРОДАНЫ

Еще одна новинка — программа предоставления городской недвижимости на условиях льготной аренды. Оценивая эту программу, президент РТ Рустам Минниханов уже предложил пустующие площадки отдать бизнесу по примеру Казани. Сегодня Кузнецов подвел ее первые результаты.

«Это так называемые арендные каникулы, — охарактеризовал программу Кузнецов. — КЗИО сформировал перечень из 105 помещений, которые неоднократно выставлялись на торги, но не были реализованы».

КЗИО провел уже 8 аукционов, с которых попытался продать 40 помещений. Бизнес, однако, выбрал 18 из них на площади 2666 кв. метров. И, судя по мониторингу, в 10 уже начался ремонт (будет швейное производство, полиграфия, детсад, хостел, медуслуги). Конечно, эти помещения можно использовать лишь по целевому назначению, оговорился Кузнецов. В этом списке — обрабатывающие производства, ЖКХ, инновационная деятельность, образование, здравоохранение, народно-художественные промыслы, спорт и физкультура, частные детсады.

Азат Газизов: «В Москве и Санкт-Петербурге добавлена защита инвесторов, это отличие от того, что говорил Иван Кузнецов»

«ЧЕЛОБИТНЫЙ ЯЩИК» ПРЕВРАТИТ ИСПОЛКОМ ИЗ МЕДЛЕННОГО РЕСТОРАНА В ФАСТФУД ДЛЯ БИЗНЕСА?

Впрочем, ни один муниципалитет в мире не может охватить поддержкой весь бизнес, констатировал докладчик очевидную истину и заявил, что главная задача властей — это системное снижение административных барьеров, то есть формирование «оттепели» в предпринимательском климате города. Вот тут резервов, увы, хоть отбавляй.

Кузнецов описал результаты анализа 46 муниципальных услуг, которые оказывает бизнесу исполком, и включил легкий душ самокритики: «Я ни в коем случае не критикую работу своих коллег, но мы должны признаться, что иногда, бывает, исполком запрашивает дополнительные необязательные документы или оказывает муниципальные услуги с задержкой, — заметил он. — Нередко конкретный исполнитель за бумагой не видит живого дела!»

Следуя этой логике, можно услышать: далеко не всегда «голова» исполкома знает, что делается в «хвосте», так что бизнесу тоже хорошо бы не сидеть на месте, а заявлять о проблемах. Налицо дефицит коммуникаций «бизнес и власть». И вот тут Кузнецов предложил создать что-то вроде «челобитного ящика» для бизнеса, который сейчас жалуется в СМИ или профессиональные сообщества (а также бизнес-омбудсмену, который тоже присутствовал в Казгордуме). Этот «штаб по снижению административных барьеров», как назвал его докладчик, может быть создан при комитете экономического развития. Такой опыт в России есть — аналогичная структура создана в Москве и Санкт-Петербурге. Туда смогут апеллировать предприниматели, и штаб сможет обеспечить рассмотрение ситуаций в кратчайшие сроки.

«Мы увидим с помощью обращений предпринимателей узкие места в нашей работе, выявим системные проблемы, выработаем противоядие. Бег по кругу, больше всего раздражающий бизнес, будет исключен, — обещал Кузнецов. — Работа штаба будет мотивировать все подразделения к согласованным действиям по развитию бизнеса. Из ресторана, в котором трудно дождаться заказанного блюда, исполком должен превратиться в своего рода фастфуд, куда предприниматель пришел, увидел, победил».

Градоначальник поддержал идею создания единой площадки, куда стекались бы обращения предпринимателей и где вырабатывались бы единые позиции исполкома, обязательные для выполнения всех подразделений.

«Денис Геннадьевич, — обратился Метшин к руководителю исполкома Калинкину. — Я думаю, стоит проработать вопрос, и жду конкретных предложений в ближайшее время».

Делюс Сиразетдинов рассказал свою версию возникновения административных барьеров: «Это либо бездействие власти, либо действие, усложняющее процессы»

«ЭТО НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУБЛЯЖ!»

В ходе прений идею поддержали. В частности, гендиректор ООО «КамаСтройИнвест», депутат Казгордумы Делюс Сиразетдинов рассказал свою версию возникновения административных барьеров: «Это либо бездействие власти, либо действие, усложняющее процессы». Одна из важнейших проблем — отсутствие единого информационного пространства. Инструментов поддержки много — республиканских, городских, федеральных. Но каждый проект существует как бы сам по себе. Штаб, конечно, может стать реальным инструментом.

«Только это не дубляж должен быть, — считает Сиразетдинов. — Это должен быть отдельный орган, ориентированный на процессный подход. Прежде чем решать какую-то проблему, надо понять, насколько она типовая. Штаб мог бы отрабатывать кейсы и решать проблемы сразу массы предпринимателей, совершенствуя административные процессы».

В целом задача власти — создавать течение, по которому легче плыть, добавил еще одну азбучную истину предприниматель.

Глава татарстанского отделения «ОПОРЫ России», вице-президент организации по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями Азат Газизов заметил, что идея со штабом, в принципе, витает в воздухе. Примеры в России есть. Еще в 2010 году в Перми придумали проект «Административная гильотина» — изучили все госуслуги Пермского края, в результате чего на треть срезали сроки решения вопросов, а многие процедуры отменили совсем. «На тот момент до создания единого органа по бизнес-проблематике они не дошли», — резюмировал опыт Перми Газизов. В Москве пошли по пути создания рабочих групп — через горячую линию в штабе было принято 2 тыс. обращений, и сосредоточились на отработке арендных и разрешительно-градостроительных вопросов. «В Москве и Санкт-Петербурге добавлена защита инвесторов, это отличие от того, что говорил Иван Кузнецов», — сказал Газизов.

Но главное — не очередной «челобитный ящик». Главное — интерес руководства, желание довести дело до конца. «Гильотнирование» сроков выполнения заявок — это прекрасно. Но в результате исполнители нередко просят бизнес забрать заявку, по которой вот-вот истечет срок, и подать ее заново, потому что срок ее исполнения выдержать не могут. И бизнес вынужден соглашаться под страхом того, что потом вообще «замотают» по инстанциям! «Если мы по неким регламентам спустим это на исполнителей, ничего не получится», — резюмировал Газизов.

Метшин, подводя итоги, поддержал идею упрощения согласительных регламентов. «Мы должны считать поддержку предпринимательства приоритетом в своей работе», — подчеркнул он и напомнил, что одна из задач, поставленных президентом РТ, — всемерно «подтягивать» участие малого и среднего бизнеса в различных программах поддержки, в том числе федеральных.