Приехавшая на АГНКС официальная делегация в составе Рустама Минниханова, Виктора Зубкова, Михаила Лихачева и Рафката Кантюкова сразу отправилась на осмотр газомоторной техники

«ТАТАРСТАН — ТОТ РЕГИОН, С КЕМ МОЖНО БЫЛО БЫ ЭТО ДЕЛО НЕ ПРОВАЛИТЬ»

Сразу три новые автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции (АГНКС) открыли сегодня в Татарстане — в Зеленодольске, Бугульме и Нижнекамске. Возить на открытие каждой из них не стали — гостям показали только самую маленькую, которая находится в Зеленодольске.

Для начала с журналистами провели инструктаж по технике безопасности. Начальник АГНКС Ильназ Халиков предупредил, что на станции ничего трогать нельзя — в заправочных шлангах протекает газ под высоким давлением, а также попросил передвигаться группами. Последнее, однако, выполнить не удалось: ожидание официальной делегации под палящим солнцем было томительным, а потому репортеры быстро разбежалась по «темным углам». В одном из таких углов корреспондент «БИЗНЕС Online» заметила паспорт объекта. Как оказалось, мощность новой заправки — 7,9 млн. куб м в год, пропускная способность — 300 автомобилей в сутки. Одновременно заправиться на станции смогут 4 машины. Мощность нижнекамской станции (а она самая крупная) — 8,9 млн. куб. м в год и 7 заправочных постов. В Бугульме станция на 5 заправочных постов, по мощности она аналогична зеленодольской.

Позади заправки расположилась выставочная экспозиция с техникой, работающей на метане: бортовой «КАМАЗ», мусоровоз, зерновоз, грузопассажирский автомобиль-мастерская, автовышка, бизнес-газель и трактор «Агромаш». И это, как позже пояснили в «Газпроме», всего лишь 25% видов техники, переоборудованной на метан. Приехавшая на АГНКС официальная делегация в составе президента РТ Рустама Минниханова, председателя совета директоров ПАО «Газпром» Виктора Зубкова, гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаила Лихачева и гендиректора ООО «Газпром трансгаз Казань» Рафката Кантюкова сразу отправилась на осмотр газомоторной техники. Весь пул журналистов при этом попросили остаться на своих местах, ожидая окончания прогулки.

Позади заправки расположилась выставочная экспозиция с техникой, работающей на метане

Вдоволь нагулявшись, гости вышли на сцену. Первым слово дали Зубкову. Он с удовольствием вспомнил, как все начиналось: «Три года назад мы начали эту программу, и я тогда подумал: какой регион самый продвинутый, с кем можно было бы это дело не провалить? И я посчитал, что Татарстан — регион, где то, что задумано, обязательно будет исполнено. И я тогда подъехал к Рустаму Нургалиевичу, мы с ним договорились, он собрал своих подчиненных, сделали программу».

В этом году «Газпром» планирует открыть в РТ еще 6 станций, а всего в России появятся 35 новых заправок, а также реконструируются 4 старые станции. В 2017 году появятся порядка 56 новых АГНКС (сегодня в России работают порядка 270 станций). К 2020 году компания собирается довести этот показатель до 500, что обойдется ей в 80 млрд. рублей. Зубков высказал надежду, что станции будут загружены на 100%, это непростая задача уже для субъектов Федерации. Непростая — потому, что пока загрузка, к примеру, 10 татарстанских — всего 18%, а объем реализации компримированного природного газа (КПГ) — 14,1 млн. куб. метров. Но на помощь может прийти «Газпром». Так как приобретать новые автомобили для регионов сегодня достаточно дорого, компания берет на себя смелость договориться о возможности снижения стоимости новых автомобилей на метане. Сегодня, к слову, разница составляет 18–20% не в пользу «газомоторки». «Мы работаем по этому вопросу и, думаю, с правительством попытаемся порешать так, чтобы эти машины, по крайней мере, не могли стоить дороже традиционных», — пообещал Зубков. «Газпром» намерен развивать вместе со своей программой и импортозамещение. Сегодня, по словам Зубкова, 85% оборудования на станциях произведено в России, в идеале компания планирует довести эту цифру до 100%.

Сразу три новые автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции открыли сегодня в Татарстане — в Зеленодольске, Бугульме и Нижнекамске

Минниханов в своей речи, хотя и был краток, не упустил возможности польстить московским гостям: «Сегодня не нас надо благодарить, а мы должны благодарить в первую очередь «Газпром» за такую стратегическую программу». Как оказалось, президента обнадежила новость о том, что корпорация будет выбивать у правительства скидку на «метановые» автомобили. Он напомнил, что к 2019 году количество АГНКС в Татарстане удвоится, и закончил, вновь обращаясь к Зубкову: «Виктор Алексеевич, я считаю, что первый этап нашего соглашения реализован. У нас полное понимание с коллегами». И на этой ноте нажатием одной кнопки делегация запустила все три АГНКС.

КАК РЕГИОНЫ «ГРАБИЛИ» «ГАЗПРОМ»

Общаясь с журналистами, Зубков рассказал, что «Газпром» уже заключил соглашение по развитию рынка газомоторного топлива с 40 регионами, причем это было не так легко, как могло бы казаться. Во-первых, надо было создать нормативно-правовую базу. Во-вторых, получить земельные участки. С этим были проблемы (даже у «Газпрома»!): некоторые регионы задирали цены за участок размером 1 га до 150 млн. рублей, тогда как строительство самой заправки обходится в 130 миллионов. «Мы же не можем по такой цене покупать! — возмутился спикер. — Мы должны работать с регионами, чтобы нам давали преимущество по сравнению с обычными станциями заправочными. Тем не менее все это в рабочем порядке будем решать».

Зубков уверил присутствующих, что нигде, даже в Европе, нет станций, где одновременно могли бы заправлять такое количество автомобилей. «Мы такие сейчас вводим станции, где могут 500–600 автомобилей в сутки заправиться, за год потребление метана — природного газа может достичь 8 миллионов кубических метров», — с энтузиазмом заметил он и добавил, что это очень важно. Как оказалось, сегодня «Газпром» добывает в год 600 млрд. куб. м газа, а продает всего 420 миллиардов. В такой ситуации идеальным решением для компании было бы построить «такие прекрасные заправки и увеличить потребление газа».

В этом году «Газпром» планирует открыть в РТ еще 6 станций, а всего в России появятся 35 новых заправок, а также реконструируются 4 старые станции

За счет ввода 500 АГНКС «Газпром» планирует вывести Россию на потребление в 9–10 млрд. куб. метров. «Это (рост потребленияприм. авт.) была бы большая заслуга всех: и регионов, и «Газпрома», — заметил Зубков. Для этого, добавил он, надо, чтобы все регионы работали так же, как Татарстан, Ставрополь.

Минниханов на брифинге напомнил, что стратегический партнер «Газпрома» — КАМАЗ, который производит технику, работающую на метане: «КАМАЗ — лидер по реализации совместных с «Газпромом» проектов. Если несколько лет назад было всего 5–6 моделей «КАМАЗов» на газомоторном топливе, то сегодня их несколько десятков. И это направление будет расти».

Президент вскользь упомянул о еще одном не менее важном проекте, продвигаемом в Татарстане «Газпромом». «Мы сегодня уже на старте создания производств по сжижению газа, — сказал Минниханов, видимо, имея в виду строительство завода по сжижению газа в Чистополе, — рынок сжиженного природного газа (СПГ) дальше расширится. Это прежде всего село, дачные поселки... Ведь не везде выгодно сегодня газопровод тянуть. То есть кроме транспорта мы получаем еще огромные возможности». Напомним, что завод СПГ, по оценкам «Газпрома», должен был стоить порядка 9 млрд. рублей. Проектные работы должны начаться в этом году. Мощность завода — 200 тыс. т к 2030 году. Тем не менее никаких подробностей о том, на какой стадии строительства сегодня находится завод, так и не раскрыли. Напомним, ранее говорилось, что предприятие должно заработать уже в 2016-м.

За счет ввода 500 АГНКС «Газпром» планирует вывести Россию на потребление в 9–10 млрд. куб. метров

«ГАЗПРОМ» ОБНАДЕЖИЛ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ

После брифинга делегация умчалась на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького». И только что пришедшую оттуда новость можно назвать сенсационной. Как сообщила пресс-служба предприятия, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (в него входит судостроительный завод) Иван Егоров и Лихачев подписали соглашение о сотрудничестве по реализации пилотного проекта по использованию природного газа в качестве моторного топлива на внутреннем водном транспорте в РТ. Главная цель сотрудничества — производство новых типов судов, работающих на СПГ, их использование на республиканских речных маршрутах.

Похоже, то, за что республика билась уже пару лет, начинает реализовываться. Дело в том, что на газомоторные пассажирские суда в РТ возлагают особые надежды. Запевалами тут выступили республиканское правительство и завод им. Горького. По заказу последнего петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро» прорабатывает облик газомоторного судна. У завода есть идея построить для Татарстана два прогулочных судна, которые по завершении навигации можно использовать как прибрежные отели.

В чем суть идеи? Считается, что сжиженный природный газ (СПГ) в среднем на 30% дешевле традиционного, у таких двигателей больший моторесурс, а экономия на обслуживании СПГ-движков доходит до 20%. Специалисты полагают, что для судоходной отрасли снижение главной статьи расходов — на топливо — это первоочередная задача. Благодаря внедрению газомоторных судов рентабельность сразу могла бы подрасти на 15–25%.

Опытные экземпляры двигателей на СПГ есть только за границей, поэтому первые суда зеленодольской постройки будут с импортными комплектующими. Похоже, первые договоренности на этот счет уже есть. 19–20 июня Мистахов участвовал в рабочем визите делегации Татарстана в Республику Корея. На заводе Hyundai Heavy Industries он обсудил перспективу поставки двигателей, работающих на СПГ.

Впрочем, по мнению экспертов, главная сложность не в двигателе, а в особых требованиях по размещению газоперекачивающего, газозаправочного, газопитающего оборудования. Спецы указывают и на то, что нужны соответствующие заправки. Но, насколько можно понять, завод собирается решить и эту проблему — он намерен построить еще и плавучую заправочную станцию.

Активность завода понять можно — он готовится к грядущему падению гособоронзаказа (а для предприятия это 90% работы),а газомоторная тематика, по мнению гендиректора завода Рената Мистахова, может стать серьезной заменой военки. «Кто первым зайдет на рынок таких судов, тому и доверят перспективные объемы», — уверен гендиректор. А в том, что они будут, он не сомневается: «Сжиженный природный газ (СПГ) — самое перспективное топливо».

Отметим, что и здесь пригодилась бы обещанная Зубковым скидка на газомоторный транспорт — самим эксплуатантам покупку такой техники не потянуть.