Концепцию размещения торговых объектов в парках и скверах Казани утвердили вчера на заседании проектной группы по паркам и скверам, созданной в рамках совета по предпринимательству Концепцию размещения торговых объектов в парках и скверах Казани утвердили вчера на заседании проектной группы по паркам и скверам, созданной в рамках совета по предпринимательству

«МЫ НЕ ЗРЯ ТРАТИЛИ ДЕНЬГИ В ПРОШЛОМ ГОДУ»

Заседание, на которое в резиденцию креативных технологий «Штаб» вчера пришли около 40 предпринимателей и казанских чиновников, модерировал секретарь совета по предпринимательству, бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов. «Вопрос размещения бизнеса в парках и скверах очень актуален, так как здесь пересекаются интересы органов власти, населения и предпринимателей, которые давно ждут конкретных, четких правил, которые регламентировали бы эту деятельность, — отметил он перед началом заседания проектной группы. — До тех пор, пока нет четких правил, предпринимателям сложно принимать решения о входе в тот или иной парк. Часто запуск бизнеса в парке осложняется отсутствием информации о зонировании парка и допустимых видах деятельности, о сетях и коммуникациях».

«Если мы дадим возможность предпринимателям ставить то, что они хотят поставить, и там, где они хотят, то мы получим хаос, а с помощью представленной концепции мы задаем рамки и показываем, какие функции и каким способом можно реализовать в данном конкретном парке или сквере с учетом исторических и культурных особенностей территории, — пояснила свое видение помощник президента РТ Наталия Фишман, пригласив предпринимателей активно вносить свои предложения. К примеру, власти не разрешат поставить батуты в парке ДК Химиков, поскольку рядом располагался погост. Но в любом другом парке такой вид развлечений возможен. «Еще один момент: необходимо все-таки соблюдать эстетические требования, — подчеркнула Фишман. — Мы не зря тратили деньги в прошлом году и продолжаем тратить в этом году, обустраивая парки и скверы. Мы создаем некоторый эстетический стандарт, который должен проявляться и в архитектурных решениях, и в оформлении территории. Это нужно сделать с самого начала, чтобы у всех были одинаковые правила игры. Мы формируем рамку, и внутри этой рамки мы дальше общаемся с предпринимателями».

«ОДИН ШАГ НАЗАД, ЧТОБЫ ПОТОМ СДЕЛАТЬ ДВА ШАГА ВПЕРЕД»

На витавший в воздухе вопрос о том, не поздно ли власти города подняли тему размещения торговых объектов в парках и скверах — уже первый месяц лета заканчивается, а еще ни один аукцион не был проведен, — попытался ответить первый заместитель главы исполнительного комитета города Казани Дамир Фаттахов: «Почему по поручению мэра Казани так все это подробно и комплексно разбирается, а не выставляется на торги? Хотя многие говорили: „Давай быстрей, быстрей“. Дело в том, что речь идет не только о киосках или объектах общепита. Мы занимаемся формированием целой среды. Это и театры, и кинотеатры, аттракционы и т. д. Мы не ограничиваем ни вашу фантазию, ни запросы нашего населения. Так что некоторая задержка по времени — это один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Мы хотим все четко сформулировать и сформировать лоты не только на один сезон, но и на три-пять лет».

По его словам, если возражений со стороны предпринимателей не будет, исполком готов уже завтра выставлять лоты на электронные аукционы.

«МЫ ХОТИМ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ИНВЕСТИЦИИ ХОРОШО ОКУПАЛИСЬ»

С презентацией концепции размещения торговых объектов выступила руководитель «Архитектурного десанта» Дарья Толовенкова. Визуально ее доклад не сильно впечатлил — на фоне спутниковых фотографий парков и скверов Казани она показывала пиктограммы различных типов объектов (кафе/рестораны, сезонные киоски/павильоны, торговые ряды/ярмарки, тентовые конструкции, тележки с лотками, вендинг, зоны аттракционов, кинотеатры/театры, воздушные шары и прокат спортивного инвентаря), которые предполагается разрешить в том или ином месте. Правда, за каждой конкретной пиктограммой стояла большая работа по учету имеющихся ресурсов и культурного бэкграунда данного места. Всю типологию объектов разработчики разбили на две большие части: современный стиль и ретростриль. Чтобы было легче понять, о чем идет речь, Толовенкова продемонстрировала фотографии некоторых киосков, кафе, торговых тележек из разных городов мира, назвав это рефреном: «Мы хотим, чтобы было что-то похожее на это».

Комментируя презентацию, руководитель комитета потребительского рынка города Казани Руслан Зайнетдинов рассказал, что первый аукцион планируется провести 14 июля — на него будут выставлены лоты с местами продаж мороженого. Он отметил, что первый год будет экспериментальным: «Мы не готовы сейчас навязывать вам конкретное место, а вы, в свою очередь, не зная окупаемости проекта, не можете сориентироваться, какие вложения готовы сделать. Мы хотим сделать так, чтобы инвестиции хорошо окупались. Поэтому мы будем изучать спрос и ваши предложения и только затем начнем формировать лоты по тем объектам, которые потребуют более серьезных инвестиций и обременены какими-то архитектурными решениями». По его словам, такие объекты будут отдаваться на срок от трех до пяти лет, чтобы предприниматели сумели вернуть свои инвестиции.

«ВЫ ЖЕ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЭТО КОНЕЦ ЛЕТА?»

Надо отметить, что участвовавшие в заседании чиновники говорили довольно путано, и если бы не настойчивость Нагуманова, который постоянно задавал уточняющие вопросы, было бы трудно понять, какую схему работы в итоге предлагают предпринимателям представители исполкома.

— Вы говорите, что на днях начнете торги, но ведь до начала торгов нужно де-юре закрепить требования к стилистике и внешнему виду, — удивился он. — Нельзя же ориентироваться только на фотографии, которые Дарья Толовенкова презентовала! Как это будет согласовываться и утверждаться?

Узнав, что индивидуальные проекты торговых точек должны будут проходить согласование в управлении архитектуры и на это отведено до 30 рабочих дней, Нагуманов с некоторым недоумением спросил:

— Вы же понимаете, что это конец лета?

Фаттахов объяснил, что требования к соблюдению стилистики объектов начнут работать не ранее осени.

— Утверждения проектов — это не про это лето. Если есть предприниматель, который готов этим делом заниматься, построить торговую галерею, кафе или киоск, давайте начнем это обсуждать, как это будет выглядеть. И только потом мы выставим лот на аукцион.

Ему на помощь пришел Зайнетдинов, который уточнил, что на ближайших аукционах, которые касаются летнего сезона, особых требований к внешнему виду торговых лотков не будет — лишь бы предприниматели использовали сертифицированное холодильное оборудование компаний «Инмарко» или ТД «Холод».

— К внешнему виду холодильников этих двух производителей у нас не будет претензий. Задача этого года — начать оказывать услуги, почувствовать сроки окупаемости, спрос, — подчеркнул он.

— То есть презентованная вами концепция в этом году работать не будет? — задал уточняющий вопрос бизнес-омбудсмен.

— Мы постараемся проработать вопросы, чтобы осенью объявить торги уже в соответствии с этой концепцией, — ответила Фишман.

Предприниматели задали вопрос по поводу продажи детских воздушных шаров, которые не были учтены в концепции.

— Если это не будет выглядеть как баллон с газом, к которому привязаны шарики, то готовы обсуждать, — ответил Зайнетдинов

— А что, по-другому бывает? — с подвохом спросил Нагуманов, вызвав смех у предпринимателей. Зайнетдинов уточнил, что надо сделать какую-то конструкцию.

— А внутри тот же самый баллон будет стоять? Я не понимаю, как можно шарики надувать без баллона, — наседал Нагуманов.

— Главное, чтобы не только баллон с привязанными шариками был, — стушевался руководитель комитета потребительского рынка города Казани.

«ЛЮДЯМ ХОЧЕТСЯ ЛИМОНАДА ПОПИТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС, НЕ ДОЖИДАЯСЬ, ПОКА МЫ РАЗБЕРЕМСЯ С ЛЕГАЛЬНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ»

Затем пошли более острые вопросы, и чиновникам стало не до смеха.

— Конкурсы еще не проводились, но во многих парках торговля во всю уже идет. Как так? Почему кому-то разрешают, а нам нет? — спросил один предприниматель, которого поддержали соседи.

— Мы никому не разрешаем, — ответил Фаттахов. — Но мы же прекрасно понимаем, что не все происходит в жизни по закону. Для того, чтобы нарушителей закона убрать из парков, есть определенные процедуры и службы, правоохранительные органы. И они этим занимаются.

Он сообщил, что на прошлой неделе во время рейда по парку им. Горького у предпринимателей было изъято оборудование. Фишман оказалась более либеральной. По ее словам, ситуация поменяется, когда пройдут конкурсы.

— Предприниматели, которые будут работать в парках и скверах на законных основаниях, естественно, не станут мириться с тем, что рядом с ними какой-то нахал ведет незаконную деятельность. Да и для населения рейды по выявлению незаконных точек продаж будут более оправданы, так как появятся те, кто оказывает аналогичные услуги, но легально. Людям хочется лимонада попить прямо сейчас, не дожидаясь, пока мы разберемся с легальными процедурами.

Управляющий проекта Fun24 Антон Сигаев спросил, что делать, если предприниматель хочет предложить какой-то особый проект.

— Он должен разработать индивидуальный проект, который бы соответствовал тем референсам, которые есть в концепции, а потом оформить его в виде технического задания, которое будет выставлено на торги, — довольно непонятно объяснил Фаттахов. Нагуманов добавил, что задумка предпринимателя не должна ограничивать конкуренцию, например, нельзя прописывать в техзадании какие-то эксклюзивные аттракционы, которые есть только у определенной компании.

«ДА КТО БЫ ВАМ СОГЛАСОВАЛ-ТО ТАКОЕ СООРУЖЕНИЕ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ?»

— Зачем разыгрывать на аукционах конкретные виды деятельности, а не просто сдавать в аренду земельные участки? Зачем вы усложняете процедуру? — спросил другой предприниматель, вызвав довольно ожесточенную дискуссию. Нагуманов объяснил ему, что по новым поправкам в Земельный кодекс, вступившим в силу в 2015 году, земля предоставляется в аренду только под капитальные строения.

— Зачем мы тогда концепцию разрабатывали? Чтобы дать вам в аренду землю, чтобы потом вы на ней что хотите делали? Так не бывает! — напала на предпринимателя Фишман.

— На улице Баумана у нас так: мы арендовали землю и построили свой магазин, — возразил тот.

— Ну улица Баумана — это отдельная история. Вам нравится, что происходит на улице Баумана? Вот чтобы такого в парках не было, давайте действовать в рамках установленных правил, — парировала помощник президента РТ.

— Вы на аукционе покупаете право на размещение стационарного объекта или объекта сезонной торговли в конкретном месте. Согласно концепции точки под общепит будут сосредоточены в этой части парка, точки проката — в другой и т. д. Остальная зона — для отдыха. Вы берете точку с конкретным назначением вида деятельности, — терпеливо пояснил Нагуманов.

— Но границы у этой точки должны быть?

— Да, должны. Но это не аренда земли. Это своего рода юридический прием, чтобы соответствовать новому Земельному кодексу. Для вас принципиальной разницы нет, если вы добросовестный предприниматель.

— Если бы вы мне дали землю, то я бы уже через две недели там построил киоск и торговался.

— Да кто бы вам согласовал-то такое сооружение за две недели? — не поверила Фишман.

«НЕ НАДО НАМ ДАВАТЬ ДУМАТЬ ЛИШНИЕ МЫСЛИ!»

— Все-таки как будет выглядеть процесс согласования проектов? Кто будет решать: вот этот проект красивый, а этот некрасивый? — настойчиво пытался прояснить предлагаемый чиновниками механизм Нагуманов. Своими вопросами он сломил сопротивление чиновников, и оказалось, что предпринимателям заниматься разработкой индивидуальных проектов торговых объектов, которые потом еще будут месяц согласовываться, совсем не обязательно.

— Мы можем сами все построить, а потом сдавать объекты в аренду. Кстати, так в Москве и делают. На самом деле этот вариант со многих точек зрения самый оптимальный, — неожиданно сказала Фишман, пояснив, что его труднее сейчас реализовать, потому что он требует больших инвестиций из городского бюджета. — Если у нас появится экономическая возможность пойти по этому пути (а мы в ближайшее время это поймем), то надо по нему идти. Если такая возможность у нас не появится, то мы будем выдавать технические задания: габариты должны быть такими-то, материалы — такими-то, внешний вид — типа такого. И выставляем на торги.

— Но муниципалитет сам строить не будет? — решил уточнить бизнес-омбудсмен.

— Мы это поймем в очень обозримом будущем, — довольно туманно ответила помощник президента РТ.

Представитель архитектурного управления высказал предположение, что предпринимателям нужно предоставить выбор: хочешь — разрабатывай и согласовывай индивидуальный проект, а хочешь — строй по типовому проекту.

— А откуда типовые проекты возьмутся? — продолжил искать крупицы конкретики Нагуманов.

— Мы должны будем разработать, — согласился представитель архитектурного управления.

.

— Скажите нам, что хотите от нас, и мы так сделаем. Не надо нам давать думать лишние мысли! Я не хочу тратить свои деньги и время на то, чтобы придумывать что-то! — под смех в зале полушутя взмолился один предприниматель, которому, по-видимому, надоело слушать чиновников, которые сами не до конца понимают, как будет действовать схема. Неожиданно его поддержала Фишман, которая вспомнила, что она не чиновник (правда, Нагуманов уже успел отметить, что она «перекрасилась» после того, как получила пост помощника президента РТ).

— У вас есть конкретное место, на него заявились пять предпринимателей. Из них три сказали, что будут строить по типовому проекту, а два сказали: вот наши проекты. И как мы должны выбирать? Прокомментируйте, пожалуйста, — обратилась она к представителям исполкома Казани.

Видя, что те замялись, на помощь пришел бизнес-омбудсмен.

— Я так понял, что вам нужно время, чтобы разработать типовые проекты. Надо поставить такую задачу.

— Но чтобы типовые проекты согласовывались с концепцией конкретного парка, — вставила свои пять копеек Фишман.

— Кто будет заниматься типовыми проектами? Наталья Львовна [Фишман]? — спросил Нагуманов.

— Сделаем все совместно, — пообещал первый заместитель главы исполнительного комитета города Казани.

— Когда совместно, это значит, что никто не отвечает, — продолжил «зажигать» бизнес-омбудсмен. А когда Фаттахов и Фишман в один голос возразили: «У нас не так!», он удивился: «У всех так, а у вас не так?»