Рафаэль Хакимов Рафаэль Хакимов: «Стратегию экономической политики Татарстана можно выстроить только с учетом общемировых тенденций» Фото: архив «БИЗНЕС Online

ВПОЛНЕ РЕАЛЬНО ПЕРЕЙТИ К МЕЖБЮДЖЕТНОМУ ФЕДЕРАЛИЗМУ, ЧЕГО ХОЧЕТ САМ ЦЕНТР, НЕ ЗНАЯ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ МЕЛКИХ ПОЛНОМОЧИЙ

Я знаю — с родины попутный ветр пошел,

Заря проснулася над тишиною сел;

Как древний Ной — корабль причалил к Арарату,

И в море тихое мы пролагаем путь,

Как мирный мост, как связь востоку и закату,

И плавно хочет Русь все силы развернуть.

Я знаю — с берега Британии туманной

Живою жилою под морем нить прошла

До мира нового... И вот союз желанный!

И так и кажется, что расступилась мгла —

И наши племена, с победной властью пара,

Дорогу проведут вокруг земного шара.

Оно торжественно! И воздух свежих сил

Так дышит верою в громадность человека...

А тут сомнение и веянье могил

Невольно чуется при замиранье века.

И вижу я иные племена —

Тут — за морем... Их жажда — кровь, война,

И, хвастая знаменами свободы,

Хоть завтра же они скуют народы,

Во имя равенства все станет под одно,

Во имя братства всем они наложат цепи,

Взамен лесов и нив — всё выжженные степи,

И просвещение штыками решено —

И будет управлять с разбойничьей отвагой,

Нахальный генерал бессмысленною шпагой.

Чем это кончится? Возьмет ли верх палач

И рабства уровень по нас промчится вскачь,

Иль мир поднимется из хаоса и муки

При свете разума, при ясности науки?

Н.П. Огарев. 1858

Стратегию экономической политики Татарстана можно выстроить только с учетом общемировых тенденций. Российская политика заводит всю страну в положение сырьевой полуколонии. Торжество централизованного подхода ко всем вопросам привела к тому, что одна ошибка в Москве повторяется многократно по всей стране сверху донизу. При этом особенности регионов никто не учитывает, а всех сделать одинаковыми не удается. О региональной политике говорят и говорят, но никто этим не занимается. Всюду повторяют заученные фразы о патриотизме, всюду ругают очередного врага: США, НАТО, Украину, Турцию. Кто следующий? Затем демонстрируют свою правоту и ищут пути примирения. Эмоции постоянно заряжены с помощью СМИ. Даже от санкций и антисанкций нашли пользу — вроде бы появился реальный рост в сельском хозяйстве. По всем каналам демонстрируют, как Россия начала экспортировать зерно. Радует, что страна теперь может прокормить себя. Однако можно ли говорить о том, что дотируемая отрасль приносит доход? Отдельным производителям, безусловно, приносит, а вот бюджету — вряд ли. А главное — не сказать, что село процветает. Кто же обогащается от импортозамещения?

Вертикаль власти не оставила места для политики. Предвыборная кампания — это всего лишь имитация политики, много пиара. В любом случае самая большая политика — это экономика. Если нет кардинального поворота в экономике, значит, нет политики.

Татарстан в экономике сделал существенный рывок. Модель, выработанная еще в середине 90-х годов, существенно развитая за последние 10 лет, доказала свою эффективность. Однако мы делаем сравнения с регионами России, чаще в рамках федерального округа. Какой смысл несет сравнение с соседями? Чисто эмоциональный, для чувства гордости, что тоже не плохо. Но при этом нельзя преувеличивать успехи, ведь на фоне мировых достижений мы плетемся в хвосте.

Развитие Татарстана сдерживают межбюджетные отношения, общий спад покупательной способности населения, слабый рубль, недостаток инвестиций и наличие санкций. Можно легко свалить все беды на Москву, от этого легче не станет. Сегодня реальная политика может состоять в изменении межбюджетных отношений. Москва боится самого слова «федерализм», понимая, что вместе с децентрализацией потеряет не только значительную власть, но и ряд финансовых источников, на котором жируют две столицы. Но вполне реально перейти к межбюджетному федерализму, чего хочет сам центр, не зная, как избавиться от нескольких тысяч мелких полномочий. Да и проблемы экономического кризиса Москва хотела бы, как во времена Бориса Ельцина, свалить на регионы.

Сегодня перераспределению полномочий будут сопротивляться сами регионы, отвыкшие работать. Желание взять на себя ответственность сохранили только доноры. По большому счету без регионов-локомотивов, субъектов-тяжеловесов не сдвинуть экономику с мертвой точки. Именно доноры могут стать пилотными регионами для апробации бюджетного федерализма в новых экономических условиях.

ПО ФАКТУ УЖЕ ПРОИСХОДИТ ИНТЕГРАЦИЯ, НАПРИМЕР ТАТАРСТАНА И БАШКОРТОСТАНА

«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть».

Пифагор

Многие убеждены, что только центр определяет экономическую политику, а регионы лишь исполнители воли Москвы. Это воспринимается как аксиома. Субъекты, собственно сама Россия, оказались региональным компонентом Москвы. Мы заложники успехов и ошибок центра. Так нас приучили, и сегодня мы пожинаем плоды такого «воспитания». Если монетарную политику действительно можно выстроить только на федеральном уровне, то в субъектах есть возможность работать на свой лад. Теоретически и практически может существовать конкурентоспособность региона. Пример Татарстана показывает более высокую конкурентоспособность по сравнению с соседями. Но конкурентоспособность не обязательно должна совпадать с административными границами. Напрашивается федеральный округ в качестве административной единицы, однако федеральный округ — искусственное изобретение, не влияющее на экономику, иначе говоря, избыточная структура.

В то же время по факту уже происходит интеграция, например Татарстана и Башкортостана. Этому можно препятствовать, но можно и содействовать. Другие соседние регионы будут кооперироваться с экономическим ядром, которым сегодня выступает Татарстан на территории между Волгой и Уралом. Такой интегрированный регион может стать более конкурентоспособным, если воспользуется своими преимуществами.

«Соседние регионы будут кооперироваться с экономическим ядром, которым сегодня выступает Татарстан на территории между Волгой и Уралом» «Соседние регионы будут кооперироваться с экономическим ядром, которым сегодня выступает Татарстан на территории между Волгой и Уралом» Фото: president.tatarstan.ru

ОСТАТЬСЯ ВДАЛИ ОТ МИРОВЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ — ЗНАЧИТ, ОБРЕЧЬ СЕБЯ НА ДЕГРАДАЦИЮ

«Когда работу теряет ваш сосед — это экономический спад, когда вы сами — это кризис».

Гарри Трумэн

Конкурентные преимущества региона можно определять в границах России, если рынок защищен. Антисанкции дают агробизнесу передышку на какое-то время. Но вместе с открытием рынка для импортеров выдержать конкуренцию будет сложно, ибо в России настолько громоздкий и бестолковый государственный аппарат, что он съест все преимущества местных производителей. При отсутствии протекционизма настоящие преимущества следует оценивать только с глобальной точки зрения.

Какие у Татарстана преимущества с позиции глобальной экономики? Трудный вопрос. Преимущества можно искать в климате. Этим мы не можем похвалиться. Здесь не Крым и не Краснодарский край. Многие были уверены, что преимущества — в наличии нефти, но сегодня видно, что сырья на рынке с избытком. Преимущества могут заключаться в дешевой рабочей силе, что работает до поры до времени. Преимущества бывают в интеллектуальной сфере. Многие развитые страны, не имеющие сырья, прекрасно живут за счет научных открытий и современных технологий. Однако у нас при достаточно высоком интеллекте, заняты не наукой, а повышением «мусорных» рейтингов, на что их сориентировала российская политика в сфере науки и образования. Научная сфера так плохо организована, что в ближайшие годы не приходится полагаться на университеты, которые стремительно теряют научный потенциал и остаются сугубо учебными заведениями.

Итак, у Татарстана климат не самый хороший, рабочая сила не самая дешевая, нефть не самая хорошая, государственные структуры по эффективности где-то на уровне европейского средневековья. У нас нет такого изобретения, которое позволило бы войти в глобальную экономику и занять там хотя бы 0,000%, т. е. в рамках статистической погрешности. На что же можно надеяться в глобальном масштабе? Можно было бы производить товар по лицензии, но он не будет уникальным, а значит, где-то его произведут дешевле или где-то рынок окажется доступнее, где-то меньше будет налогов и коррупции.

Наивно и глупо полагаться на рыночные отношения, они ничего не решают, они лишь инструмент в руках умных людей. Свободный рынок государству нужен лишь в той степени, в какой надо монополистов удержать от злоупотреблений. В то же время свободный рынок дает преимущества конкурентоспособным зарубежным компаниям, давным-давно нарастившим мышцы. Чем сильнее на рынке игроки, тем им выгоднее иметь свободный рынок. Но для других это оборачивается не равенством условий, а приговором.

Поиск собственных преимуществ, а главное — их умелое использование является основой экономики Татарстана и даже целого Волго-Уральского региона. Явное преимущество на сегодняшний день заключается в географическом положении. Любое государство в прошлом строилось на речных, сухопутных или морских торговых путях. Волжско-Камская Болгария жила за счет торговли по Северному пушному пути. Монгольская империя опиралась на Великий шелковый путь. Золотая Орда и Казанское ханство эксплуатировали Великий Волжский путь. При покорении Казани цель Москвы состояла в контроле торговли по всей Волге. Без торговых путей не может быть глобализации экономики.

Почему Китай возрождает Великий шелковый путь? Ведь можно было бы транспортные пути проложить по новым маршрутам? Сказать, что бренд имеет такое значение, неубедительно. Для человека привлекательна как старина, так и новизна. Бренды легко создаются. Гораздо важнее просчитать экономически рациональные торговые пути. Они, как правило, уже существовали в истории. Китаю нужен контроль над экономикой Евразии. Исторически эту функцию выполнял Великий шелковый путь. История повторяется, причем в тех же колоссальных масштабах.

Россию пытаются обойти, выстраивая обходные транспортные коридоры, газопроводы, изолируя от мировых рынков. Остаться вдали от мировых торговых путей — значит, обречь себя на деградацию. Россия осталась без транспортных коридоров как внутри, так и вне страны. В России любят хвастать огромными пространствами, но большие расстояния — это еще и ответственность за состояние дорог. Зададимся вопросом: почему Чингисхан в своей «Великой Ясе» (Кодексе законов), наряду с веротерпимостью, требовал всюду строить дороги? Дороги нужны были не только для поддержания стабильности и управляемости страны, но прежде всего для безопасной торговли. Упадок Золотой Орды наступает, когда возникают альтернативные морские пути.

История не отпускает. Можно пытаться двигаться вопреки историческим тенденциям. Например, прорубить окно в Европу, забыть свои восточные корни, а затем захлопнуть это окно. И сидеть, как затычка, между Востоком и Западом в гордом одиночестве, ни с кем не интегрируясь. Россия хочет быть европейским государством без Европы. Она хочет быть евразийской державой, но без Азии. Китай достаточно поэкспериментировал с культурной революцией и вернулся к оправдавшим себя историческим традициям Великого шелкового пути. Кстати, татары весьма активно участвовали в этой торговле с древнейших времен: в провинции Ганьсу, Хорезме, Биляре и Крыму.

«Дальнейший рост экономики республики нуждается в строительстве дорог, транспортных развязок, логистики...» «Дальнейший рост экономики республики нуждается в строительстве дорог, транспортных развязок, логистики...» Фото: president.tatarstan.ru

ЧАСТИЧНЫЙ ВЫХОД НА КАЗАХСТАН, А ЗНАЧИТ, И НА КИТАЙ, ТАТАРСТАНУ ПРИДАСТ НЕИЗМЕРИМО БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

«В России нет дорог — только направления».

Уинстон Черчилль

Разговоры о дорогах — расхожая тема. Все ругают российские дороги, и никто ими не занимается. Порой кладут асфальт, но дорог не строят. Без дорог не бывает государства, только обустроенное пространство становится территорией. Нужен современный продвинутый Чингисхан. Обсуждение транспортного коридора Европа — Западный Китай считается федеральной темой, причем все разговоры сводятся к какой-нибудь трассе и грузопотокам. Логика такова: будет загруженность — будет прибыль. Стимулирование транспортным коридором роста грузопотоков рассчитать трудно. Подумать с государственной точки зрения экономистам не положено — мы региональный компонент.

А если взглянуть на вопрос с полупозиции, т. е. Волго-Уральского региона? Тогда мы вступаем на опасную стезю геополитики. В свое время Минтимер Шарипович, бывало, мне делал замечания: «Не впутывай меня в свою геополитику!» Приходилось слушаться. Сейчас это всего лишь мое частное мнение. В данном случае можно повторить слова Мишеля де Монтеня: «Я не говорил бы так смело, если бы мне обязаны были верить». Без геополитики большой экономики не бывает: или ты думаешь и развиваешься, или сидишь как региональный компонент и тупо расхваливаешь указания сверху.

Транспортный коридор — вопрос геополитический. Он рассчитан на долгосрочный эффект, а место Волго-Уральского региона в жизни России является ключевым. Короче, Татарстан сегодня не может ограничиваться административными границами. Республика — федеральный компонент не только в силу наличия в стране татар и исламского факторов, но и по экономическому потенциалу, который рассчитан на российский и зарубежные рынки. Дальнейший рост экономики республики нуждается в строительстве дорог, транспортных развязок, логистики в Волго-Уральском регионе с тем, чтобы максимально удешевить транспортные расходы и не обращаться к услугам централизованных структур. Эффективность такой системы многократно увеличивается при наличии транспортного коридора Европа — Западный Китай. Ясно, что при нынешнем положении экономики трудно рассчитывать на федеральный бюджет, но даже частичный выход на Казахстан, а значит, и на Китай, Татарстану придаст неизмеримо более высокое экономическое значение. Важно, чтобы коридор понимался не как шоссейная дорога. Коридор — это, по сути, организация рынка, где вместе с товарами появляются финансовые потоки. Важно не просто укоротить путь товара до рынка, но и перенести часть рынка на свою территорию. Вслед за грузопотоками появится туристический поток, который важно задержать на территории республики как можно дольше, что трудно сделать без инфраструктуры, индустрии развлечений и в конечном счете исторической составляющей.

Политика сводится к простой формуле. Волго-Уральский регион занимает ключевую позицию в России и составляет весомую часть экономического, интеллектуального и культурного потенциала страны, а в этом регионе самое выгодное географическое положение у Татарстана. Организация и обслуживание грузопотоков в регионе даст республике громадные преимущества, выдвинув со временем Татарстан на глобальный уровень.

Луна двурога.

Блестит ковыль.

Бела дорога.

Летает пыль.

Летая, стая

Ночных сычей -

Рыдает в дали

Пустых ночей.

Темнеют жерди

Сухих осин;

Немеют тверди...

Стою – один.

Здесь сонный леший

Трясется в прах.

Здесь – конный, пеший

Несется в снах.

Забота гложет;

Потерян путь.

Ничто не сможет

Его вернуть.

Болота ржавы:

Кусты, огни,

Густые травы,

Пустые пни!

Андрей Белый. Россия.

Декабрь 1916, Москва

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции