Встречи с ГИБДД байкеры ждали с нетерпением и регулярно осведомлялись о времени и месте ее проведения Встречи с ГИБДД байкеры ждали с нетерпением и регулярно осведомлялись о времени и месте ее проведения

РИФКАТ МИННИХАНОВ РЕШИЛ ПОМИРИТЬСЯ

Красивым финальным аккордом в затянувшемся противостоянии казанских байкеров и автоинспекторов должна была стать сегодняшняя встреча главы республиканской ГИБДД Рифката Минниханова с представителями мотосообщества. Как уже писал «БИЗНЕС Online», байкеры, недовольные, по их мнению, «беспредельным отношением» сотрудников ГИБДД после резонансной и смертельной аварии на Глушко, долго добивались встречи с главным автоинспектором республики. Успеха они добились не сразу. Сначала мотоциклистам в качестве оппонента предложили главу казанского отдела ГИБДД Игоря Новикова. Но встреча конструктивной не получилась, ни о чем конкретном стороны договориться не смогли, а давление со стороны ГИБДД, по мнению байкеров, продолжилось. Потому в бой и пошла тяжелая артиллерия в лице Минниханова.

За полчаса до встречи, назначенной сегодня на 9:30, в фойе управления республиканской ГИБДД на Оренбургском тракте уже толпилось с десяток журналистов, пестрили брендированные микрофоны столичных телеканалов, расставлялись камеры. Конференц-зал на пятом этаже здания явно не был рассчитан на такое число гостей. Впрочем, мест за круглым столом хватило бы для всех, если бы не ряд общественных деятелей или медийных лиц. Так, на центральном месте, куда логичнее было усадить самого Минниханова и лидеров байк-движения, восседал владелец казанского сайта KazanFirst Ярослав Муравьев, за все полтора часа так и не нарушивший молчания. Самих байкеров на встрече было совсем немного, не больше 10 человек. В зале также присутствовали полтора десятка журналистов, пять представителей общественных организаций и — в полном меньшинстве — 8 представителей Госавтоинспекции.

Рифкат Минниханов 25 минут говорил о безопасности дорожного движения и приводил статданные Рифкат Минниханов 25 минут говорил о безопасности дорожного движения и приводил статданные

Сотрудники ГИБДД так основательно подготовились к круглому столу, что еще до его начала раздали всем участникам проект резолюции. Ряд стандартных пунктов-предписаний увенчался призывом к участникам конфликта (если точнее, то только к мотоциклистам города) соблюдать правила дорожного движения РФ, уважительно относиться к участникам движения, выполнять требования законодательства о покое и тишине граждан, а еще не вносить изменений в конструкцию транспорта — довольно очевидный намек на те самые глушители, что не дают казанцам спокойно спать по ночам.

«ЕСЛИ ОНИ ГОЛОВОЙ НЕ ПОНИМАЮТ, ТО ПУСТЬ ХОТЯ БЫ ЧЕРЕЗ КАРМАН ПОЧУВСТВУЮТ»

Первым слово взял глава республиканской ГИБДД. 25-минутный спич Минниханова был наполнен статистикой и посвящен безопасности дорожного движения. Главный автоинспектор Татарстана подчеркнул, что за 6 месяцев этого года в республике произошло 69 ДТП с участием мототранспорта, в которых погибли 7 человек (авария на Глушко в отчет не вошла). Затем Минниханов продемонстрировал (перед каждым участником круглого стола был установлен монитор с презентацией) кадры с очередной аварии, в которую угодил один из сельских мотоциклистов, и выразительно заключил: виной всему стало алкогольное опьянение водителя.

После такого заупокойного вступления слово взяла некая инициативная группа граждан Казани, которая, по замыслу организаторов, по-видимому, должна была уравновесить собой байкеров, озвучивая те неприятные для них истины, которые раньше вынуждены были проговаривать сами представители ГИБДД. «Нам не дают спокойно спать. У нас в Казани есть закон о тишине. Там установлены рамки — с 10 вечера до 6 утра. Предлагаю вообще запретить передвижение мотоциклов и автомобилей без глушителей в черте города, — посоветовала жительница одного из домов по улице Салимжанова Ольга Хамидуллина, — для чего необходимо оснастить сотрудников ГИБДД портативными шумоизмерителями. На нарушителей накладывать штрафы. По закону — от 500 рублей до тысячи. Я предлагаю их увеличить. Пусть они, если головой не соображают, хотя бы через карман почувствуют, что этого делать нельзя».

«Глас народа», прозвучавший в стенах ГИБДД, словно подавал байкерам намек: вы либо играете по нашим правилам, либо не играете вообще.

«Я ЛЮБЛЮ ЭТО ВИД ТРАНСПОРТА, ПОТОМУ ЧТО ЕГО ЛЮБИТ МОЙ БРАТИШКА»

Представители мотосообщества Казани были не так многословны. Три байкера поочередно взяли слово, но общей позиции от них так и не прозвучало. Складывалось ощущение, что на встречу с Миннихановым они пришли совершенно неподготовленными, а некоторые и вовсе видели друг друга впервые в жизни, при том что мотоциклов в Казани по меркам мегаполиса на перечет. По статистике, на 380 тыс. зарегистрированных в столице республики автомобилей приходится лишь 1835 двухколесных транспортных средств.

Наиболее эмоционально выступил кандидат в мастера спорта по мотогонкам Сергей Галкин. Обращаясь к Минниханову, он постарался донести, что не все владельцы мотоциклов — гонщики, дебоширы, любители спиртных напитков. Он же поднял вопрос о пресловутой рулевой рейке, не существующей в конструкции мотоцикла, но ставшей причиной эвакуации одного из транспортных средств. На этот вопрос следовало бы ответить заместителю руководителя ГИБДД по РТ Радику Рамазанову, сидевшему по правую руку от шефа, поскольку именно он в автоинспекции курирует вопросы технического оснащения транспортных средств. Но Рамазанов ограничился короткой ироничной улыбкой.

В заключение Галкин призвал Минниханова освоить мастерство вождения двухколесным транспортом. Главный автоинспектор республики вежливо улыбнулся и ответил дипломатичным отказом.

«Я был велосипедистом, но после того, как меня шлем спас от травмы, перестал ездить, потому что в Казани нет условий для движения на велосипеде, нельзя сказать, чтобы были условия для мотоциклистов, к сожалению, — признал он. — Но я люблю этот вид транспорта, потому что его любят мой братишка (имеется в виду президент РТ Рустам Минниханов прим. ред.) и остальные друзья. Ничего зазорного в этом не вижу».

«НЕ МОТОЦИКЛИСТЫ МЕШАЮТ ЛЮДЯМ СПАТЬ, А ГРУЗОВАЯ ТЕХНИКА»

Не пропустили встречу обиженных байкеров с инспекторами и представители казанского филиала «Ночных волков». Известный факт — в столице Татарстана это движение в глазах общей массы мотоциклистов имеет не лучшую репутацию. Как утверждают казанские мотоциклисты, во время так и не признанной операции по массовому аресту транспортных средств сотрудники ГИБДД якобы занесли членов московского движения в касту неприкасаемых и не штрафовали «Ночных волков». Символично, что и представитель их организации сел не рядом с остальными мотоциклистами, а поближе к Рифкату Нургалиевичу. Впрочем, в зачитанной по бумажке речи молодой человек призвал стороны урегулировать конфликт, а сотрудников Госавтоинспекции — не трогать добропорядочных мотоциклистов.

Куда более категоричен был Михаил Шутов, единственный из владельцев байков заявившийся на встречу в официальном костюме. «Многие сказали, что людей сейчас стало меньше и народ стал тише. Я вам признаюсь, те, кто не останавливался, ездил с грязными номерами, так же и ездят. Я живу в центре города, у меня открыты все окна, которые выходят на улицы Татарстан и Нариманова. И не мотоциклисты не дают спать, они пролетают буквально за секунду, мешается грузовая техника, от нее как раз много звука», — сказал он.

Михаил Шутов (слева): «Трогать законопослушных людей, которые останавливаются, соблюдают ваши законные требования неправильно» Михаил Шутов (слева): «Трогать законопослушных людей, которые останавливаются, соблюдают ваши законные требования, неправильно»

Впрочем, главная претензия Шутова состояла в якобы незаконных действиях сотрудников полиции. «Трогать законопослушных людей, которые останавливаются, соблюдают ваши законные требования, неправильно. Программа по мотоциклам не только в Татарстане действует, я пообщался с представителями разных регионов, самый злостный мотобан — в Тюмени», — добавил он.

Минниханову ничего не оставалось, кроме как признать — нарушения, бывает, допускают их и его сотрудники. «В любом случае беззаконие, если они творят, мы разбираемся, принимаем меры, есть и уголовные дела, и административные. Но в семье не без урода, всякие бывают», — миролюбиво ответил начальник управления ГИБДД, на чем встреча и завершилась. Но завершилась ли конфронтация сторон?

НЕОБЪЯВЛЕННАЯ МОТОВОЙНА

Обострение противостояния казанских байкеров и Минниханова началось после резонансного ДТП на улице Глушко, которое произошло в ночь на 13 июля. При столкновении на большой скорости с автомобилем LADA Kalina погибли мотоциклист и его пассажирка. После ДТП в Казани под предлогом неисправной тормозной системы или несуществующей рулевой рейки сотрудники ГИБДД в массовом порядке начали эвакуировать мотоциклы и ставить их на штрафстоянки. В среде байкеров заговорили о том, что Госавтоинспекция превышает свои полномочия, а приказ закрывать все мотоциклы на стоянку дал Минниханов.

Впрочем, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» начальник ГИБДД по РТ отрицал предвзятость в отношениях с мотоциклистами. «Я не понял, за день их так задушили, что они жалуются? — удивился Минниханов. — У нас каждый день столько машин ставится [на штрафстоянку]. Для нас нет разницы, мотоцикл или автомобиль. Мы пешеходов привлекаем точно так же к ответственности. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли? Что, нам делать больше нечего, только по байкерам работать?»

Минниханов подчеркнул, что в том случае, если обиженные байкеры не согласны с действиями его подчиненных, они могут обжаловать их в суде. «Нас всегда ругают, что Госавтоинспекция Татарстана привлекает к ответственности, если ребенка перевозят на адаптере [ремня безопасности]. Но в суд-то на меня почему-то из водителей никто не подал. Значит, они где-то что-то не так делают? Мы к суду готовы, пусть подают», — заметил главный инспектор РТ.

«Для нас нет разницы, мотоцикл или автомобиль. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли? Что нам, делать больше нечего, только по байкерам работать?», - возмущался ранее главный инспектор республики «Для нас нет разницы, мотоцикл или автомобиль. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли? Что, нам делать больше нечего, только по байкерам работать?» — возмущался ранее главный инспектор республики

И действительно, в первый день массовой эвакуации мотоциклов, которую байкеры окрестили «облавой», сотовый телефон представителя ФАР по Казани Дмитрия Золотова разрывался от жалоб владельцев, лишившихся своих «железных коней». За утро байкеры получили с десяток протоколов об административных правонарушениях и лишились 6 мотоциклов. Юрист ФАР Владлен Копвиллем рекомендовал владельцам забирать свои мотоциклы со штрафстоянок и подавать иски в суд «в порядке административного судопроизводства на неправомерные действия сотрудников ГИБДД».

Яркой вспышкой в необъявленной войне байкеров и инспекторов стал эпизод на Южной трассе в ночь на 14 июля, когда в ответ на попытку отправить на штрафстоянку мотоциклы их владельцы оказали сопротивление сотрудникам ГИБДД и вызвали подкрепление. Прибытие нескольких десятков любителей больших скоростей в Госавтоинспекции не оставили без внимания, также вызвав подмогу. К счастью, на открытую конфронтацию мотоциклисты не пошли и после легкой потасовки отдали сотрудникам ГИБДД четыре байка и пятерых товарищей, которых задержали за нарушение ст. 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»). По решению суда четверых байкеров задержали на пять суток, пятый получил штраф в размере 1 тыс. рублей.

Один из пунктов подготовленной заранее резолюции круглого стола призывает мотоциклистов не вносить изменения в конструкцию транспорта — довольно очевидный намек на те самые глушители, что не дают казанцам спокойно спать по ночам Один из пунктов подготовленной заранее резолюции круглого стола призывает мотоциклистов не вносить изменений в конструкцию транспорта — довольно очевидный намек на те самые глушители, что не дают казанцам спокойно спать по ночам

«ЛИБО БАЙКЕРЫ ЗАПУГАНЫ, ЛИБО НЕ ВЕРЯТ В ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫИГРАТЬ У ГИБДД»

Однако сегодня в разговоре с корреспондентом издания Копвиллем констатировал, что ни одно заявление в суд не было подано. «Жалобы байкеров ничем не закончились — они только говорили, а реально-то в суд никто не подал, — заметил юрист. — Только шум подняли информационный, а реальных действий от них нет никаких».

Причем судебные перспективы потерпевших байкеров юрист ФАР оценивал высоко. «Можно было подать в суд на неправомерные действия сотрудников ГИБДД и обжаловать их действия. Гаишники не правы, это абсолютно точно. Сам начальник ГИБДД Казани говорит, что нарушения были одни, но они не могут этого доказать, и поэтому наказывают байкеров за другое. Тем самым они прямо заявили о бессилии ГИБДД города. Понятно, что их действия незаконны, суд они [ГИБДД] бы проиграли. Но исков не было — либо байкеры запуганы, либо не верили в возможность выиграть у ГИБДД. Но я сколько ни судился с ними, всегда выигрывал. А когда я байкерам советовал, что надо делать, они высказали сомнения в моей компетентности, и в ответ я предложил им воспользоваться услугами более компетентных юристов».

Зато в сети были опубликованы обращения депутата Госдумы РФ (по федеральному списку), вице-президента общественной организации «МотоСправедливость» Дмитрия Ушакова к генпрокурору РФ Юрию Чайке и начальнику ГИБДД МВД РФ Виктору Нилову, в котором справедливоросс выражает свое возмущение «вопиющим нарушением прав» на почве того, что в Казани «массово забирают под заведомо ложным предлогом мотоциклы на штрафстоянку, угрожая лишить регистрации».

Жалобы байкеров на действия ГИБДД ничем не закончились, в суд никто не подал Жалобы байкеров на действия ГИБДД ничем не закончились, в суд никто не подал

Противостояние ГИБДД и байкеров находилось под пристальным прицелом соцсетей. На протяжении минувшей недели в группах соцсети «ВКонтакте» мотоциклисты предупреждали о том, где размещены временные посты ГИБДД, и жаловались на неправомерные, с их точки зрения, задержания «мотов».

Встречи с ГИБДД байкеры ждали с нетерпением и регулярно осведомлялись о времени и месте ее проведения. За час до начала в одном из мотопабликов было опубликовано извещение: «Сегодня в 9:30 состоится круглый стол с представителями мотодвижения Казани и руководством ГИБДД по РТ. Все неравнодушные могут подъехать на парковку центрального ГИБДД, Оренбургский тракт, 5. Особенно это касается пострадавших от неправомерных действий».

Справедливости ради отметим, что помимо потоков ненависти и проклятий в адрес ГИБДД появлялись и публикации в защиту инспекторов. «Сегодня была сдача экзамена в гаи на категорию «А». Никого не щемили, не давили. Сдали очень много человек (в том числе и Я). Ждите на улицах города через неделю... Ох буду наваливать», — охарактеризовал работу республиканской ГИБДД пользователь Василий Станиславович, одновременно предупреждая о пополнении рядов шумных мотоциклистов на дорогах города (орфография и пунктуация автора сохранены).