Диогенес Уркиза покидает католический приход Воздвижения Святого Креста в Казани после 21 года службыФото: «БИЗНЕС Online»

ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДИ ПРИХОЖАН КРОМЕ ИГРОКОВ «РУБИНА» ИЛИ «АК БАРСА» НЕТ

Сегодня о своем переходе в Саратов объявил прихожанам католического прихода Воздвижения Святого Креста в Казани отец Диогенес Уркиза. В саратовской епархии святого Климента — одной из четырех епархий римской католической церкви в России — он станет генеральным викарием, то есть, по сути, заместителем епископа.

«Епископ Клеменс производит реорганизацию епархии Святого Климента, и монсеньор Ярослав Митжак, генеральный викарий, в ближайшие дни оставляет эту должность, чтобы перейти на новое служение, — говорится в обращении. — Вместо отца Ярослава владыка Клеменс на должность генерального викария епархии святого Климента назначает меня. Моя кандидатура на эту должность уже была согласована с настоятелем Института Воплощенного Слова, и, принимая это новое служение, я оставляю должность настоятеля прихода Воздвижение Святого Креста в Казани. 18 сентября я переезжаю в город Саратов в епархиальную курию».

Прощальная месса состоится 18 сентября. «Прощаться буду относительно, потому что не уезжаю далеко. Новая должность генерального викария включает помощь епископу в пастырском попечении всех приходов епархии, в том числе и в Казани. Прошу о ваших молитвах за меня уже сейчас, чтобы я мог достойно исполнить это новое служение», — добавляет он. Новый настоятель римско-католического прихода Воздвиженского креста Андрей Старцев прибудет в Казань только в среду, пока он находится в Риме, завершая все необходимые по случаю окончания учебы дела, сообщил «БИЗНЕС Online» отец Диогенес.

— Для любого священника самое лучшее служение — это быть пастырем, быть настоятелем, то есть быть в прямом контакте с людьми, — рассказал он корреспонденту нашего издания. — Но с другой стороны, мы тоже понимаем, что необходимо служение в управлении епархией, приходом. И вот для этого управления ординарный епископ выбирает того, кого он считает подходящим на эту должность. Я в этой епархии служу уже 21 год, хорошо знаю всех священников, все приходы. И у меня все-таки опыт 25-летнего священства... Наверное, на все это епископ посмотрел и поэтому выбрал именно меня.

— А раньше были у вас предложения о переходе на какую-либо другую должность из казанского прихода?

— В 2013 году епископ предлагал мне эту должность, но в то время нашелся другой священник, который был более свободным. И меня оставили тогда настоятелем в Казани. Конкретное предложение было только тогда.

— Вы 21 год возглавляли приход в Казани. С какими чувствами вы покидаете город?

— Конечно, я согласился на новую должность, потому что понимаю, что могу на новом месте быть полезным и епископу, и епархии. Но все-таки приход — это как большая семья. Тем более что в течение этих лет я многих и крестил, спустя несколько лет венчал этих людей, а потом, возможно, и крестил детей некоторых из них. Приход разнообразный, но каких-то известных людей среди прихожан нет, не учитывая тех, кто в свое время играл в «Рубине» или в «Ак Барсе». Большинство нашей паствы — это семейные люди. Все-таки приход за эти годы очень изменился. Много детей, молодежи. Пожилых мало. Для меня все стали как родные. И меня они, соответственно, считают родным человеком. Поэтому я понимаю, что все происходящее — к лучшему, но все равно тяжело.

— На ваше место в Казань приходит отец Андрей Старцев, уроженец Набережных Челнов. Что вы можете сказать об этом человеке?

— Андрея Старцева я знаю очень хорошо, потому что, как только стал действовать казанский приход, он стал одним из первых его прихожан. Еще будучи студентом КАИ, открыл свое призвание к священству и поступил в духовную семинарию в Санкт-Петербурге. А потом он продолжил учебу на священника в Риме. После рукоположения в священники он вернулся в Россию и несколько лет служил в католическом приходе в Омске, в Сибири. Далее он продолжил учебу в Риме, в Папском Урбанианском университете (готовит священников-миссионеров для всего мира, основан в 1627 годуприм. ред.). И вот сейчас он окончил этот университет и переходит в Казань на должность настоятеля. Да, получается, что он со студенческой скамьи переходит в настоятели. Это редкий случай.

... «Удалось устроить такие хорошие отношения и с православной церковью, с мусульманами, с евреями... Но все это не было бы возможным без четкой политической воли правительства, что все должно быть именно так»
Фото: prav.tatarstan.ru

— А как вы оцениваете ваше служение в Казани? И как бы вы оценили позицию властей Татарстана в отношениях с католической церковью?

— В первую очередь я, конечно, благодарен Богу за то, что мне довелось служить настоятелем прихода именно в Казани. Для меня это было большой школой жизни, школой служения Господу. Я приехал в Казань, будучи молодым священником, практически без пастырской практики. Когда спустя два года мне поручили этот приход, я согласился, признаюсь, со страхом. Но со временем нам удалось увеличить число прихожан. Появились молодые люди, как Старцев, которые открыли в себе призвание священника. Ну а потом удалось устроить такие хорошие отношения и с православной церковью, с мусульманами, с евреями... Это я считаю большой божьей благодатью. Но все это не было бы возможным без четкой политической воли правительства, что все должно быть именно так.

Я осознаю, что католическая община в Казани численно является очень маленькой. И тем не менее нам никогда не давали понять, что мы незначительная община. Наоборот, власти всегда признавали, что наша маленькая община является частью всемирной католической церкви, и отношения всегда были открытыми, лояльными. Когда возникали какие-то вопросы... Ну, допустим, при регистрации, при перерегистрации, при строительстве храма, мы всегда находили общий язык с властями Татарстана. И было желание решать эти вопросы, была открытость к диалогу, доверие. Ну и я со своей стороны тоже всегда старался быть открытым. Поэтому то, что в Татарстане такие хорошие отношения с другими конфессиями, религиями, — это результат той политики, которую власть вела все эти годы.

В Омском приходе «БИЗНЕС Online» подтвердили служение Андрея Старцева. Однако собеседник газеты пояснил, что Старцев покинул Омск около трех лет назад, отправившись учиться в Италию, и поэтому говорить что-либо о нем сейчас было бы некорректно.

... «Не думал, что задержусь здесь на целых 20 лет, ведь у нас обычно меняют священников через 5 - 6 лет. Но вскоре у нас встал вопрос о строительстве храма...»
Фото: inkazan.ru

«КАК ГОВОРЯТ В РОССИИ, НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОСТОЯННОГО, ЧЕМ ВРЕМЕННОЕ»

Напомним, что отец Диогенес Уркиза родом из Аргентины,­ родился 13 июля 1966 года в городе Кордоба. Окончил Высшую духовную семинарию в Аргентине в городе Сан-Рафаэль, Мендоза, был рукоположе­н в священники­ 8 декабря 1990 года. После рукоположе­ния служил преподават­елем в Папской высшей духовной семинарии святого Иеронима в городе Арекипа, Перу. Продолжил учебу в Папском латеранско­м университете (лат. Pontificia Universitas Lateranensis) в Риме с 1993 года и получил ученую степень лиценцията­ богословск­их и патристиче­ских наук (учение отцов церкви).

В июле 1995 приехал в Россию и в 1997 был назначен викарным священником в возрождающ­ийся приход воздвижения Святого Креста в Казани. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в декабре 2014 года Диогенес Уркиза рассказал, что принадлежит к молодому 30-летнему католическому ордену «Институт Воплощенного Слова». Одна из главных целей ордена — помогать церкви в тех местах, где есть особая нужда в священниках. Сам орден немногочисленный — 350 служителей, но они находятся в таких сложных уголках планеты, как Газа в Палестине, Алеппо в Сирии.

«В июле 1995 года я приехал в Казань. Поскольку окончил Папский университет, я должен был преподавать в Московской духовной семинарии, а в Казань я приехал только для того, чтобы выучить русский язык. Но так получилось, что мне пришлось остаться вместо настоятеля прихода. На время, как я думал. Но, как говорят в России, нет ничего более постоянного, чем временное». И я сам не думал, что задержусь здесь на целых 20 лет, ведь у нас обычно меняют священников через 5 - 6 лет. Но вскоре у нас встал вопрос о строительстве храма...»

Именно при Диогенесе Уркиза состоялось историческое событие — передача из Ватикана иконы Казанской Божией Матери. Лик висел у Папы Римского Иоанна Павла ІІ в личных покоях, «недалеко от письменного стола», и дважды в день «наместник Бога на земле» склонял свои колени перед русским иконописным образом. По словам Уркиза, инициатива о передаче святыни исходила от властей города. И когда мэр столицы Камиль Исхаков прибыл в Рим, у него спросили: каково положение у католиков в Казани? Исхаков ответил как есть, но пообещал помочь в строительстве достойного храма.

Задача, которую ставила католическая церковь перед отцом Уркиза, — способствовать возрождению здесь католической общины, потому что были люди, которые старались жить своей верой: крестили детей, венчались. «Я знаю людей, которые для совершения этих таинств летали в Душанбе, где был действующий приход. Первая задача — собрать общину, дать людям возможность вести христианский образ жизни. И особо ничего другого не требовали, потому что ни у кого не было представления, как это все будет здесь развиваться», — говорит священник. Можно сказать, что со своей задачей он справился. В декабре 2014 года он заявлял, что пока ничего не планирует менять, поскольку чувствует себя в Казани комфортно. Видимо, у отца Диогенеса настал тот момент, когда необходимо выйти из зоны комфорта и сделать следующий шаг. Примечательно, что во время закладки собора Казанской иконы Божией Матери Диогенес Уркиза уже не присутствовал, так как находился за границей. Ну а тот факт, что его место займет не варяг, а уроженец Татарстана, лучше всего говорит об успехе миссии.

... Видимо, у отца Диогенеса настал тот момент, когда необходимо выйти из зоны комфорта и сделать следующий шаг
Фото: inkazan.ru

«ДЛЯ НАС ЭТО ГРУСТНОЕ СООБЩЕНИЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» с некоторым сожалением восприняли новость о новом назначении отца Диогенеса.

Алексей Чубаков — благочинный Казани, протоиерей:

— Хотя православная церковь и не имеет евхаристического общения с церковью католической, на человеческом уровне отношения с отцом Диогенесом были очень добрыми. Отец Диогенес всегда был приветлив и отзывчив. Достаточно вспомнить, как решался вопрос с помещением на Арском кладбище. Когда католический приход построил собственный храм, они передали свое помещение на Арском храму Ярославских чудотворцев. И тогда приходу удалось организовать свою воскресную школу. Конечно, эти теплые отношения хотелось бы сохранить.

Рустам Батров — заместитель председателя ДУМ РТ:

— Если отца Диогенеса отправляют, так сказать, на повышение, то мы, конечно, рады за него. Но для нас это грустное сообщение, потому что он внес очень хороший вклад в укрепление межконфессионального мира в нашей республике. Мы никогда не встречали ни напряженности, ни каких-то там кривотолков в общении с католической церковью, которую он представлял. Мы часто пересекались на различных мероприятиях, на межнациональном совете при президенте РТ, на других различных мероприятиях, и тот посыл, который он давал своей пастве, а через нее всей республике, он был связан только с одним — с миром и согласием. А для Татарстана это, на мой взгляд, ключевая идея. По сути, это наша национальная идея. Поэтому я надеюсь, что и следующий человек, который заменит отца Диогенеса в казанском католическом приходе, тоже будет придерживаться этой стези.

Но нам все равно немножко жалко прощаться с отцом Диогенесом. Сам по себе он такой интеллигентный, такой приятный человек, с ним всегда интересно беседовать. Он располагает к себе. От него исходит такая аура по-настоящему духовного человека, и в этом смысле его уход из Казани для татарстанцев будет потерей.