.
Фото: Лилиана Набиуллина

А ДОКУМЕНТ НАСТОЯЩИЙ?

На судебном заседании в Арбитражном суде РТ по свеевскому дому №6 никак не может начаться обсуждение непосредственно результатов экспертизы, которую по запросу суда провела экспертная группа КГАСУ во главе с Илизаром Мирсаяповым. Представители «Свея» один за другим вытаскивают из рукавов различные ходатайства: то еще кого-то привлечь, то отложить, то пересмотреть... Накануне юристы компании, едва началось заседание, потребовали отвода основного эксперта — Мирсаяпова. Между тем на предыдущем заседании, 22 июля, юристы «Свея», напротив, заявили ходатайство о присутствии на суде всей группы экспертов из 6 человек, и вчера они сидели в зале. Словом, представители исполкома только развели руками — все это очень похоже на затягивание процесса.

Напомним, «Свей» Рашида Аитова (руководитель компании находится под стражей) получил разрешение на строительство 9-этажного 5-подъездного дома, но возвел 18-этажку, а также дополнительный подъезд. Узаконить превышение нормы «Свей» решил лишь после формирования каркаса. В исполкоме на это заявили: изменения столь существенны, что необходимо не переоформлять ранее выданные документы, а получать новое разрешение на строительство и заново делать расчеты: ведь нет гарантии, что фундамент выдержит двукратное увеличение веса и конструкция не рухнет — изменения просчитаны не были. «Свей» через суд потребовал узаконить объект, а исполком подал иск о признании дома самовольной постройкой и потребовал срезать лишние этажи и разобрать «нелегитимный» подъезд. В ноябре прошлого года президиум Верховного суда РФ по первому иску встал на сторону исполкома Казани, заявив, что узаконить то, на что не было разрешения, нельзя. Вслед за этим с режима «пауза» был снят процесс по второму иску.

В апреле 2016 года были оглашены результаты экспертизы, проведенные группой сотрудников КГАСУ во главе с Мирсаяповым. Состояние плитносвайного фундамента было оценено как аварийное и представляющее угрозу жизни и здоровью граждан, а все возможные варианты его усиления эксперты назвали «практически нереализуемыми». Вывод: дальнейшая безопасная эксплуатация фундамента возможна только при уменьшении нагрузки на 50%. В общем, экспертиза дала однозначный ответ. Свой вердикт должен был вынести судья, но для этого экспертам необходимо ответить на вопросы «Свея» и исполкома. Вот до этой части судебное дело из-за всевозможных ходатайств не может добраться уже четыре месяца.

На каком основании «Свей» потребовал отстранить эксперта? Дело с актом о завершении работ по экспертизе поступило в суд 11 марта 2016 года, а подпись об ответственности за дачу заведомо ложных показаний эксперт дал 15 марта, то есть постфактум, обратили внимание юристы «Свея». Сам Мирсаяпов объяснил разницу в датах технической ошибкой и добавил, что в любом случае о даче заведомо ложного заключения он был предупрежден ректором КГАСУ Рашитом Низамовым еще осенью 2015 года. В подтверждение своих слов эксперт представил суду копию приказа о предупреждении — от 27 ноября 2015 года. В итоге судья в отводе эксперта Мирсаяпова отказал. Тогда юристы «Свея» потребовали проверить... подлинность документа из КГАСУ.

Рашид Аитов Рашид Аитов Фото: «БИЗНЕС Online

«НИЧЕГО, ЭТО НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ НАШ АРГУМЕНТ»

Судья, понимая, что процесс вновь может затянуться, объявила двухчасовой перерыв: Мирсаяпову было предложено съездить в КГАСУ и предоставить в суд оригинал приказа с подписью ректора. Однако сделать этого не удалось: как пояснил после перерыва эксперт, вуз предоставляет документы в суд по официальному запросу, а не потому, что сотрудник, пусть и руководящий, приехал и попросил.

Судья, стараясь перейти непосредственно к самой экспертизе, предложила Мирсаяпову пока исключить этот документ из дела, раз «Свей» сомневается в его подлинности: «Сторона [„Свея“] считает, что он сфальсифицирован, что ректор его составил, и вы подписали не в ноябре 2015 года, как стоят ваши подписи, а непосредственно перед началом судебного заседания, то есть дата изготовлена позже». Эксперт от такого аргумента явно опешил: «Но как это может быть?!» «Моя задача как суда — проверить это заявление: удовлетворить либо отклонить, вас никто в преступных действиях не обвиняет», — поспешила успокоить его судья. Она предложила Мирсаяпову проконсультироваться с юристом, добавив, что возможно их совместное присутствие на суде. «Представитель эксперта — такого нет!» — тут же вмешались юристы «Свея». Мол, не положено. «Но проконсультировать-то он может, — парировала судья, заметив, что „Свей“ еще долго может заявлять свои ходатайства, и добавила в адрес юристов застройщика. — В общем-то, я вас хочу немного вернуть к предмету сегодняшнего заседания. Суд оторвал 6 уважаемых экспертов, у которых уже начался учебный процесс. Но поскольку у суда не было возможности пригласить их ранее, мне хотелось бы заслушать ваши вопросы и их ответы по экспертному заключению, чтобы потом их отпустить, чтобы они работали на благо родины, высшего учебного заведения».

.
Фото: Лилиана Набиуллина

Представителям «Свея» ответить явно было нечего, а Мирсаяпов исключать документ из дела категорически отказался. Поэтому суд вынес решение о переносе рассмотрения дела на две недели — за это время он планирует проверить подлинность документа о предупреждении экспертов об уголовной ответственности. В завершение судья разъяснила сторонам, чем грозит фальсификация доказательств по гражданскому делу.

— За эти две недели они еще один документ сделают. Специально столько времени дали экспертам, — недовольно переговаривались с представителями «Свея» люди, купившие квартиры в ЖК «Золотая середина».

— Ничего, это не единственный наш аргумент, — заявили дольщикам юристы компании. Очевидно, им будет что сказать и на следующем заседании.

— Так можно вечно переносить, а рассматривать-то когда? — обратился к корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из дольщиков дома. Он пояснил, что его квартира находится на 9-м этаже 6-го подъезда, а значит, подпадает под снос. Мужчина предпочел бы поскорее узнать судьбу своей квартиры, но шансов на скорое завершение процесса «Свей» вчера не дал.