///Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости» История Дмитрия Захарченко стала настоящей бомбой: изъятые в квартире $120 млн. и 2 млн. евро побили все рекорды
Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

И 9 МЛРД. МАЛО: У СЕМЬИ ПОЛКОВНИКА МВД В ОФШОРАХ НАШЛИ ЕЩЕ 22

Сегодня новые подробности жизни полковника-миллиардера Дмитрия Захарченко из управления «Т» выплеснулись в прессу. Четырехкомнатная квартира его сестры, где за дверью с кодовым замком в одной из комнат нашли почти 9 млрд. рублей в валюте, оказалась цветочками. Источники агентства «Росбалт» в правоохранительных органах сообщили, что ФСБ получила документы о счетах офшоров на имя его отца. 53-летний Виктор Захарченко оказался владельцем примерно 300 млн. евро (21,8 млрд. рублей по текущему курсу ЦБ).

«Всего обнаружено 6 таких счетов, преимущественно в Rothschild Bank и женевском отделении Dresdner Bank, на каждом из которых находятся суммы от 45 до 47 миллионов евро. Сейчас устанавливается происхождение этих средств», — рассказал источник агентства. Деньги были переведены за выполнение неких работ.

Впрочем, не миллиардами едиными: полковник может владеть как минимум четырьмя квартирами в Москве суммарной стоимостью 700 млн. рублей. По версии издания Slon, они записаны на однофамильцев и возможных родственников Захарченко. К примеру, адрес его фактического проживания, фигурирующий в деле, — Пречистенская набережная, 19, корпус 3 — находится в 300 м от храма Христа Спасителя. Квартирой класса де-люкс в комплексе Barkli Plaza из 40 квартир владеет Захарченко Виктор Дмитриевич, ее площадь — 250 кв. метров. Еще одна квартира класса люкс площадью 170 кв. м, которой, по данным ЕГРП, владел Виктор Дмитриевич Захарченко, расположена в жилом комплексе «Имперский дом» в Якиманском переулке (об обысках по делу вблизи этих мест также сообщали СМИ). Наконец, еще одна четырехкомнатная квартира в ЖК «Доминион» была куплена специально под хранение денег — одна из комнат жилища была переделана под сейф с кодом на двери. Четвертая квартира в ЖК «Шуваловский» стоимостью всего 35 - 55 млн. рублей — самая скромная, в ней Захарченко был прописан.

По данным СМИ, врио начальника управления «Т» антикоррупционного главка (ГУЭБиПК) МВД России попал «под колпак» ФСБ еще по ходу разработки группировки вора в законе Захария Калашова, известного как Шакро Молодой. Напомним, что Шакро якобы покровительствовал высокопоставленный генерал следственного комитета — замруководителя столичного главка СКР Дениса Никандрова задержали в середине июля. Но прямые показания на полковника-миллиардера могла дать арестованная по подозрению в хищениях финдиректор Нота банка Галина Марчукова (об этом стало известно в ходе суда по аресту полковника). По эпизоду, в котором полковник предупреждает руководство банка о предстоящих обысках, Захарченко и задержали. Обнаружение же столь крупных сумм якобы было неожиданностью даже для следствия.

///Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости» Захарченко может владеть как минимум четырьмя квартирами в Москве суммарной стоимостью 700 млн. рублей
Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

К слову, ранее сообщалось, что к делу Захарченко мог иметь отношение и экс-директор «Вымпелкома» Михаил Слободин, которому полковник якобы помог скрыться от следствия. Слободина подозревают во взятках руководству Республики Коми. Он мог быть неустановленным лицом, давшим Захарченко за ценное предупреждение взятку в 7 млн. рублей, сообщали СМИ. Однако сегодня ТАСС со ссылкой на адвоката Захарченко сообщил, что в деле фамилия Слободина не фигурирует.

«Я НЕ ИМЕЮ ОТНОШЕНИЯ К ЭТИМ ДЕНЬГАМ»

История Захарченко стала настоящей бомбой: изъятые в квартире $120 млн. и 2 млн. евро побили все рекорды. 10 сентября состоялся суд по мере пресечения. Судья отверг «скромный» залог в 70 млн. рублей при официальном годовом доходе полковника в 3 млн. рублей. Вполне естественно, что в суде обвиняемый заявил, что к изъятым первоначально 9 млрд. рублей он не имеет никакого отношения. «Эти деньги нашли в квартире моей сестры, я там даже ни разу не был. Я не имею отношения к этим деньгам», — приводили слова Захарченко информагентства.

В известность о случившемся поставили и президента РФ Владимира Путина, заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. В Кремле все это назвали ничем иным, как очередным эпизодом последовательной и бескомпромиссной борьбы с коррупцией. Глава МВД Владимир Колокольцев назначил служебную проверку антикоррупционного главка, которым руководил Захарченко.

Курносенко Андрей — непосредственный начальник Захарченко — решил уволиться за сутки до задержания подчиненногоФото: мвд.рф

К слову, непосредственный начальник Захарченко решил уволиться за сутки до задержания подчиненного. Как пишет издание «Лайф», глава управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Андрей Курносенко подал в отставку. Прошение пока не удовлетворено — его будет рассматривать лично президент РФ Владимир Путин. Соль анекдота в том, что Курносенко, по некоторым данным, в настоящее время находится за границей, при том что в 2014 году руководство МВД России соответствующим распоряжением ограничило выезд за рубеж своих сотрудников. Сегодня руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков сообщил в «Твиттере», что Курносенко находится в заграничной командировке и в последнее время на службе не появлялся. Есть предположение, что в Россию он может и не вернуться.

УПАКОВКА ДЕНЕГ ФРС США, ЗАПАХ МАЙДАНА ПО-КИЕВСКИ И АНАЛОГИИ «ТУРЕЦКОГО ПУТЧА» ИЛИ КОРРУПЦИЯ?

Какие версии происхождения денег обсуждаются сейчас? Представить, что относительно скромный чин накопил все это по зернышку на систематических взятках, а начальство было не в курсе, сложно. Поэтому сразу же появились теории, что он держатель некоего «общака», правда, непонятно, чьего именно. Более предметно выглядит предположение, что изъятое — часть тех 26 млрд. рублей, которые были выведены из ПАО «Нота-банк».

Сегодня «Росбалт» дал новый след. Деньги, найденные у Захарченко, — это денежные средства, выведенные из госкомпании «Российские железные дороги», пишет агентство со ссылкой на источник, близкий к следствию. В результате разработки Захарченко появилась ниточка, ведущая в РЖД. Полковник, возможно, «был хранителем средств лиц, имевших отношение к бывшему руководству РЖД и финансовым потокам госкомпании», рассказал источник. Не будем показывать пальцем, но речь вполне может идти о самом экс-президенте РЖД Владимире Якунине. Он, к примеру, год назад на форуме в Греции демонстрировал часы за 140 тыс. евро и объяснял, почему любит технику и женщин, а также хочет «потреблять, потреблять, потреблять», на что, конечно, надо немало денег.

Есть и другая, довольно экзотическая версия. Корреспонденты КП обратили внимание на то, что наличные доллары были опечатаны бандеролью желтого цвета. Это фабричная денежная упаковка одной из 12 американских типографий федеральной резервной системы. «Деньги в квартиру полковника поступили напрямую из США — их не пересчитывали как минимум и, скорее всего, не учитывали, ввезя в страну контрабандой», — приводит издание слова одного из глазастых блогеров, обративших внимание на эту любопытную деталь. При этом журналисты справедливо отмечают: банки просто не работают с такими крупными суммами наличных денег. Далее КП проводит параллели с финансированием недавнего госпереворота на Украине и предшествующим валом «цветных революций» на постсоветском пространстве, указывая, что деньги могли прийти из «одной заокеанской страны». Статья опубликована под заголовком «„Черная касса“ российского майдана». Есть еще одно совпадение. Скандал вокруг найденных денег происходит на фоне еще одного задержания. Накануне под подозрение попал гендиректор летного спецотряда «Россия» Ярослав Одинцев, отвечающего за перевозку первых лиц. Повод — расследование дела о злоупотреблениях на скромную сумму в 40 млн. рублей. Плотность громких арестов такова, что уже звучат версии: а не готовили ли российские силовики госпереворот по турецкому сценарию?

«ЭТО ДЕНЬГИ КАКОЙ-ТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЙ ГРУППЫ»

Чьи это деньги на самом деле — коррумпированного полковника или «черная касса» бандитов, для чего они могли быть нужны и не стоит ли теперь потрясти генералов? С такими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Эти деньги — почти полмиллиарда долларов — на 100 процентов не являются деньгами этого полковника, каким бы коррупционером он ни был. Это не уровень полковника, пусть даже экономического управления МВД. И даже не уровень генерала этого управления. Это то, что в криминальной среде называется «общак». Это не его деньги и не каких-то трех-пяти человек. Это деньги какой-то очень серьезной группы, которая по силовой вертикали раскинулась существенно ниже звания полковника и существенно выше. Не думаю, что это какой-то «майданный общак» или вроде того. Это реальные «активы» какой-то большой коррупционной группы. И поскольку власть не может арестовать верхушку группы, поскольку там очень высокопоставленные люди, этим арестом власть показывает: следующий удар придется уже не только по данной группировке, а по всем подобным группам. И не только в силовой среде. Это своего рода «последнее китайское предупреждение». Именно поэтому обнародуются такие суммы, как 30 миллиардов рублей. Даже стороннему наблюдателю понятно, что это не деньги полковника, каким бы взяточником он ни был. Он один просто не смог бы это за всю жизнь наворовать!

В июле этого года оперативники ФСБ задержали за взятку заместителя начальника московского управления СКР Дениса Никандрова и руководителя УСБ СКР Михаила Максименко. И все это звенья одной цепи. Но я бы рассматривал здесь хронологический ряд шире, с весны прошлого года, когда был арестован Хорошавин — бывший губернатор Сахалинской области. Это был первый такой арест, после которого элиты затаились, гадая, прецедент это или не прецедент. Аресты Гайзера и Белых продемонстрировали, что это не только прецедент, это тренд. Был и другой вопрос: коснется ли это только регионалов и гражданских или федералов и силовиков в том числе. Последние истории со следственным комитетом и с МВД демонстрируют, что это касается всех. В нулевые годы уровень аппетитов мог быть одним. Сейчас власть демонстрирует элите, что необходимо эти коррупционные аппетиты существенно уменьшать. Полностью отказываться от них, конечно же, никто не будет, потому что тогда наступит полный паралич государственного аппарата. А вот умерить их в разы, если не на порядок, необходимо. Поэтому у нас сейчас так точечно бьют, создавая прецеденты. Губернаторов, начальников службы безопасности федерального силового ведомства арестовывают, чего тоже никогда не было. Сейчас взяли полковника, хотя раньше брали и генералов, но 30 миллиардов — такого раньше никогда не было. То есть власть демонстрирует новые правила игры, под которые необходимо либо подстраиваться, либо вылететь с работы или пойти под суд.

Олег Матвейчев — политолог:

— Что касается суммы, то она действительно астрономическая. У нас некоторые регионы имеют годовой областной бюджет меньше, чем эти 30 миллиардов. Города-миллионники у нас имеют бюджет по 15 миллиардов рублей. Так что для одного человека данная сумма просто астрономическая. И естественно, что взять это какими-то взятками или наворовать потихонечку просто невозможно. Очевидно, что это какая-то очень крупная заначка и Захарченко был просто ее хранителем. Если бы это были его деньги, то они, наверное, были бы где-то прикопаны, припрятаны. А здесь все находилось в центре Москвы, под рукой, да еще и в мелких купюрах. Понятно, что это предназначалось на какие-то траты, на что-то еще. Если учесть, что обыск делала ФСБ, то это связано с государственной безопасностью. Поэтому вполне возможно, что через какие-то коммерческие структуры осуществлялся отмыв этих денег, а Захарченко был просто хранителем.

Почему хранителем избирается именно такой человек, а не Навальный, к примеру? Просто потому, что к Алексею Навальному в любой момент могут прийти, а в отношении человека, который борется с коррупцией и находится в самом сердце этой структуры, какие могут быть подозрения?

Почему эти деньги нашли именно сейчас? Как правило, такие вопросы правоохранительным органам очень трудно задавать. Потому что у нас любое следствие идет со своей скоростью. Правоохранительные органы работают как каток. Он, конечно, тяжелый, но очень медленный. Возможно, что это дело началось еще год назад. Была проведена большая следственная работа, всевозможные прослушки и так далее. Поэтому получилось как получилось.

Но возможно, что это связано и с выборами в том числе. Вряд ли какой-то майдан стремились сделать, но могли и инициировать какие-то провокации. Для того, чтобы систему дискредитировать. Но, может быть, это и не к выборам имеет отношение, а к русскому маршу какому-нибудь. Может быть, через месяц планировалось какое-нибудь шествие организовать.

«СССР СРЕДИ ПРОЧЕГО ПОГУБИЛО КАК РАЗ ОБИЛИЕ КОНТРОЛЕРОВ»

Рафил Нугуманов — заместитель председателя комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку:

— Я не думаю, что это деньги самого Захарченко. Если бы у него были все эти деньги, зачем бы ему нужна служба в полиции? Эти деньги, конечно же, не его. Если бы у него у самого были бы такие деньги, он бы, наверное, жил не здесь, а в теплых краях, на хорошей вилле. Конечно, он тоже имеет к ним отношение, но выступал скорее как охранник этих денег. Это бросает тень на полицию в любом случае. Тем более что он был начальником такого серьезного управления.

Андрей Нечаев — министр экономики России в 1992 - 1993 годах:

— Ситуация с огромными количеством денег у полковника МВД Дмитрия Захарченко поражает любого нормального человека. Дело не только в масштабах, но и в том, что Захарченко по должности занимался борьбой с коррупцией. Это уже подрывает основы, если люди, которым поручено кого-то контролировать, сами оказываются (до приговора суда мы не можем однозначно так говорить, но имеем все основания так думать) нечистыми на руку.

СССР среди прочего погубило как раз обилие контролеров. Тотальное недоверие и учреждение все новых органов контроля привело к тому, что система оказывалась неэффективной. Мы, к сожалению, сегодня идем ровно по тому же пути. Понятно, отчего это происходит: людей в рамках вертикали власти выбирают не по принципу профессионализма и компетентности, а по принципу личной преданности. Я часто от многих сотрудников органов внутренних дел слышу, что кого-то не аттестовывали и увольняли не из-за недостатка профессионализма, а из-за их нелояльности к начальству, из-за нежелания делиться или из-за нежелания кошмарить бизнес. Для предотвращения таких вопиющих случаев, как с Захарченко, должна быть проявлена политическая воля с самого верха и далее по всем уровням власти.

Рафаэль Хакимов — вице-президент Академии наук РТ:

— Нам долгие годы говорили, что мы боремся с коррупцией, но отдельные эпизоды — и космодром Восточный, и Дальний Восток — показывали, что результаты борьбы с коррупцией не очень-то видны. Они не видны и на «низком» уровне, когда и на прямой связи с Путиным все жалуются на чиновничество, на бюрократию и так далее. Так шумно говорили о борьбе с коррупцией, а результаты слабые. Поэтому все это не радует.

А история с Захарченко просто зашкаливает. Мне вот трудно понять величину этих сумм — откуда они могли взяться? Это же сопоставимо с размерами бюджетов регионов! Значит, такие суммы «гуляют», попадают в частные руки. Значит, этим людям на государственной должности приносят такие бешеные деньги и все это — отражение того, что существует в России. Это фантастика какая-то…

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Я бы не стал привязывать это уголовное дело к избирательной кампании. Наш президент последовательно говорил, что мы должны бороться с коррупцией бескомпромиссно и что у нас неприкасаемых нет. Вне зависимости от чинов, званий, заслуг коррупционеры будут отправляться туда, где им самое место. И губернаторы, и руководители федеральных ведомств, и заместители министров — никто не может нарушать закон, воровать и не отвечать за это. Принцип неотвратимости по отношению к коррупционерам был, есть и будет. У нас в стране самый жесткий подход к этой проблеме: мы декларируем свои доходы, свои расходы. Мы, депутаты, приняли закон, запрещающий иметь счета за границей, отчитываемся о своих состояниях и состояниях своих родственников. Мы хотим задать определенные стандарты в борьбе с коррупцией, которые должны отвечать мировым. И здесь никаких компромиссов не будет. А то, что эта история попала на избирательную компанию, просто совпадение.

Что касается денег, то вряд ли это деньги на постмайдан. Но если это так, значит, мы предотвратили передачу данных денег на заведомо неконституционные цели. На цели, направленные на свержение власти. И это тоже здорово.

Но я думаю, что это просто история крупного вора, который должен сидеть в тюрьме. Там ему самое место. Значит, есть и такие объемы хищений. Мы не должны стесняться этого. Мы должны бороться с этим, бороться с коррупцией на всех уровнях. Все должны быть равны перед законом.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Я считаю, что вся эта история — величайший позор для МВД России. Ведь этот господин полковник не просто работал в полиции, он работал в ведомстве, которое должно бороться с коррупцией, то есть находился «в сердце» МВД. Говорить о том, что это его деньги, я думаю, глубоко неправильно, потому что, даже если бы он брал большие взятки, нереально было бы набрать такую сумму. Скорее всего, это чьи-то деньги. А чьи именно — сейчас можно только гадать. Почему они прошли через него? Видимо, люди надеялись, что его должность — достаточно хорошее прикрытие для сокрытия этих денег. И то, что задержали полицейского такого уровня, — это действительно борьба с коррупцией. Потому что пост его был довольно-таки высоким. Его должность, его полномочия, его возможности… У таких подразделений полномочия такие же, как у ФСБ. Они могут любого прослушивать и тому подобное. Поэтому не каждый отважится проверять, кому он звонит, с кем общается, какие у него счета. Я думаю, что вопрос о его задержании решался на достаточно высоком уровне.