Вчера вечером глава ГК «ФОН» Анатолий Ливада встретился с дольщиками в своем офисе Вчера вечером глава ГК «Фон» Анатолий Ливада встретился с дольщиками в своем офисе Фото: Лилиана Набиуллина

РЕЦЕПТЫ «ФОНА»

В своем офисе принял вчера вечером глава ГК «Фон» Анатолий Ливада группу дольщиков, чтобы ответить на их наболевшие вопросы. Официально на встречу были приглашены владельцы квартир в домах №3 и 4 в ЖК «МЧС» по улице Губкина, но пришли и их соседи из дома №1, а также представители других жилых комплексов — нечасто ведь Ливада сам зовет к себе. Собралось около 30 человек, которым глава компании не столько рассказал последние новости, сколько, по сути, донес свое видение ситуации и дал некие сигналы. В самом начале он заявил, что не посвящен в планы правительства РТ: «Каким путем предлагается идти, до нас не доведено» (комиссию при правительстве по решению ситуации с дольщиками возглавляет вице-премьер Алексей Песошин). Поэтому компания сама продолжает искать пути решения — отдельно от чиновников.

Во-первых, «Фон» отправил заявку на продление первой, второй и третьей очередей ЖК «МЧС». «В самом начале проект этот не то что „Фон“ брался делать — его брались делать МЧС, Росимущество!» — заявил Ливада. По его словам, еще в 2008 году на территории в 30 га была разработана и утверждена главным архитектором Казани посадка домов не только первой очереди (в нее входят дома №1 - 5), но и второй и третьей. С министерством существовала договоренность о переносе их ведомственных построек с этой территории за пределы города — при условии, если этого потребует проект. «На определенных условиях в самом начале подписаны документы, что МЧС должно было уйти с территории города за его пределы, где земли дешевле, если в проекте будут предусмотрены какие-то строительные переносные дела. На основании этого мы месяц назад подали в МЧС заявку на рассмотрение, обещают в ближайшие дни дать ответ», — заявил Ливада. Впрочем, что это даст для достройки уже начатых домов, из его слов так и осталось неясным. Напомним, что в настоящее время власти уже решают вопрос о судьбе объектов МЧС на землях, расположенных рядом с одноименным ЖК. Не исключено, что этой землей попытаются расплатиться с подрядчиками.

Во-вторых, «наиболее реальным вариантом» глава ГК «Фон» назвал выплату ему государством компенсации затрат за сети, которые компания проложила в Казани и Набережных Челнах. «Мы писали письма и президенту, и в Челны, и Песошину — ответа пока нет», — заявил он, пояснив, что суммы, по его подсчетам, составили не менее 600 - 650 млн. рублей.

В-третьих, Ливада рассказал о поиске допфинансирования — в лице «АК БАРС» Банка или неких московских инвесторов, которые готовы прийти на стройки и при определенных интересах их профинансировать (о каких инвесторах идет речь и какие условия должны быть, он не уточнил). Еще одним источником денег глава «Фона» вновь назвал возможное попадание в федеральный компенсационный фонд, который, правда, начнет действовать с 1 января 2017 года и, в общем-то, призван страховать проекты, продажа квартир в которых начнется после этой даты. Но Анатолий Николаевич упорно продолжает говорить об этой возможности на каждой встрече с дольщиками.

Из имеющихся активов компании продать удалось только завод ЖБИ, рассказал Ливада. Ресторан «Парус» завис в воздухе — его, по словам главы «Фона», никак не могут правильно оформить и передать. «Со Сбербанком мы разобрались — он пошел на уступки, убрал некоторую свою прибыльность, оставил только небольшую часть возврата денег, которую сегодня отдает назад кирпичный завод. Из остальных банков только „Спурт“ идет нам навстречу: оказывает небольшое финансирование на оплату документации и строймонтажных работ — и в Казани, и в Набережных Челнах», — пожаловался Ливада дольщикам.

Если ранее «Фон» отбивался от заявлений о банкротстве, то сейчас все идет к тому, чтобы компанию все-таки признали неплатежеспособной. Во всяком случае, это дал понять Ливада. «Другой банк — „Открытие“. Сколько мы к ним ни ездили, они навстречу не идут, стоят на позиции банкротства. Я думаю, без хорошей поддержки республиканского руководства мы с ними, наверное, договориться не сможем», — заявил он. Напомним, на днях банк и «Фон» заключили мировое соглашение, согласно которому до 30 сентября Ливада должен погасить образовавшуюся перед банком задолженность в 330 млн. рублей. Найти за месяц такую сумму ему вряд ли удастся, если, конечно, кто-то не поможет. В случае же, если начнется банкротство, которое перейдет в конкурсное производство, ситуация может стать неуправляемой.

«НО Я БЫ НА ЭТОТ ВОПРОС СМОТРЕЛ ПО-ДРУГОМУ...»

Затем Ливада перешел непосредственно к обсуждению перспектив домов №3 и 4 в ЖК «МЧС». Он рассказал, что на пятницу запланирована встреча с главным инженером компании «Брик» (разработчиком проектной документации домов «Фона» прим. ред.). Судя по всему, встреча состоится во время еженедельного пятничного штаба в ЖК «МЧС» — это стало ясно после того, как Ливада пояснил, что представителю «Брика» предстоит подписать документацию по первому дому. Однако он сообщил, что надеется перехватить эксперта и попросить его передать «Фону» под гарантию проектную документацию и по двум другим домам.

«Мы хотим отдать ее в экспертизу, получить разрешение на строительство и начинать регистрировать по договорам долевого участия», — заявил Ливада. На резонный вопрос из зала, должна ли фирма предоставить проект под честное слово, глава ГК «Фон» сообщил, что планирует договориться о передаче документации под гарантии какого-то банка или инвестора, поскольку на счета самого Ливады наложен арест в рамках возбужденного уголовного дела. В ноябре прошлого года цена вопроса, по его словам, составляла около 80 млн. рублей, а готовность проекта оценивалась в 80%.

. Переговоры с главой ГЖФ по поводу переселения дольщиков дома №5 ЖК «Молодежный» в дома «Салават Купере» продолжаются Фото: «БИЗНЕС Online»

«Там, наверное, надо будет вводить корректировку, связанную с новыми пожарными требованиями», — предположил Ливада, тут же, впрочем, отметив, что серьезных проблем с этим быть не должно.

Его выступление породило множество вопросов. Один из дольщиков попросил подробнее разъяснить ситуацию с силовиками, с которыми у компании были взаиморасчеты. «Нам должны были передать земельные участки — в Челнах, в «Солнечном городе», — уверенно заявил глава ГК «Фон», но этот вопрос, по его словам, повис в воздухе. Между тем общий размер «компенсации» он определил в 1,5 млрд. рублей, отметив, что 670 млн. составляет стоимость участков в автограде, примерно столько же — в «Солнечном городе». «Если Челны откажутся от проекта, то они обязаны нам компенсировать или землей, или средствами те суммы, которые мы вложили в эти квартиры», — заметил он.

«Ну и сколько все будет длиться, выясняться?» — развели руками дольщиками. «До конца октября этот вопрос будет решен, — с неожиданной уверенностью сообщил Ливада. — Но я бы на этот вопрос смотрел по-другому. Когда-то мы помогли республике. Ни сама республика, ни Челны, ни Казань не нашли возможности выдать своим полицейским квадратные метры. Я писал письмо: отмечал, что мы когда-то участвовали в программе, и просил, чтобы республиканское правительство пошло нам навстречу и выдало возвратный кредит с отсрочкой на три года». Реакции же, по его словам, не последовало, но надежда, что предложение все же будет рассмотрено, продолжает теплиться. «Если меня пригласят (к руководству республикиприм. ред.), у меня есть еще что сказать и спросить», — заверил в ответ Ливада, обещая предоставить и цифры, и расчеты, напомнив, что ни на одно из предыдущих совещаний ему попасть не удалось. «Я думаю, что и мы, и вы, и руководство республики ждут этого мгновения — когда там будет принято то или иное решение в сторону фирмы „Фон“», — признался он. «Дома строите, а к президенту попасть не можете!» — попеняли Ливаде дольщики. Постепенно градус стал накаляться — посыпались гневные вопросы по поводу того, куда ушли деньги. Высказаться в свою защиту руководителю «Фона» все-таки удалось, однако ответы были не новы: средства ушли на сети, в Челнах должны были прийти оборотные средства, а воплощению планов в жизнь мешает местная власть. «Когда нас поручили Песошину, все нормально было. Была первая договоренность с «АК БАРСом» — мы просили в районе 2 миллиардов рублей на возвратной основе, на пополнение оборотных средств... Мы заходим туда с землей, он — с кредитом. И достраиваем. Вынесли это решение на Ирека (министр строительства РТ Ирек Файзуллинприм. ред.) — они говорят: «Не вздумай этого делать, мы тебе не дадим», — изложил Ливада свою версию событий.

. Дольщики попросили подробнее разъяснить ситуацию с силовиками, с которыми у «Фона» были взаиморасчеты Фото: Лилиана Набиуллина

«ИЛИ НАС ПОСАДИТЬ, ИЛИ ДОСТРАИВАТЬ — ЧЕРЕЗ НОВУЮ ФИРМУ ВЕСТИ СТРОИТЕЛЬСТВО»

«Мы два кризиса прошли спокойно, а третий — уже не смогли. Если раньше все наши проекты шли друг за другом, то сейчас выстроились параллельно — Челны, МЧС и ипподром (ЖК „Симфония“). И сразу большие расходы по оборотным средствам», — продолжил объясняться с дольщиками Ливада. «Сами на себя наступили», — резюмировал он. Ранее Анатолий Николаевич также говорил о том, что у компании просто «вымылись» оборотные средства и на их пополнение для завершения всех строек необходим 1 млрд. рублей. «То есть вопрос о нецелевом использовании средств здесь не возникает?» — уточнила одна из женщин. «Не возникает. Если бы с деньгами, мы бы давно с Дианой Наилевной в тюрьме сидели. У нас не нашли ни в Италии, ни в Англии, ни в Греции ни домов, ни яхт, ни самолетов», — веско заметил он.

«Мы сейчас говорим о масштабе достройки всего комплекса, который требует огромных финансовых средств. И в этот же момент нам Азат Робертович (Нигматзянов — первый замруководителя исполкома по вопросам градостроительной политикиприм. ред.) говорит, что деньги за лифт в размере 4, 6 или 8 миллионов рублей вы не можете оплатить на протяжении последних месяцев», — решил вернуться к злободневным проблемам представитель инициативной группы Марат. Вопрос нужно решать глобально, заметил он, с чем, конечно же, согласился и сам Ливада. «В тех потугах, которые делает Диана Наилевна, — находит деньги на лифты — ей по старым делам помогают банкиры и инвесторы... Это не решение вопроса. Кто-то правильно сказал, что надо глобально решать: или нас с ней посадить, а вас передать в „АК БАРС“, но так, чтобы не потеряли права на участки, или достраивать — через новую фирму вести строительство. Нет решения. И не сажают, и не отпускают», — высказался он, однако на предложение дольщиков передать президенту свое видение решения проблемы через них ответил отказом. «Если вы попросите, чтобы на это совещание пригласили Ливаду Анатолия Николаевича, я там все скажу, у меня все цифры есть», — пообещал он собравшимся.

Переговоры с главой ГЖФ Талгатом Абдуллиным по поводу переселения дольщиков дома №5 ЖК «Молодежный» в дома «Салават Купере» продолжаются, пояснил Ливада на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». По предварительной договоренности, по его словам, Абдуллин готов предоставить около 400 квартир в комплексе для расселения туда дольщиков с дома №5 ЖК «Молодежный». «Они подобрали квартиры, у меня с ним должна быть личная встреча — мы должны договориться, за что он их продаст, по какой цене», — продолжил откровенничать глава ГК «Фон». Наряду с этим, по его словам, достигнуто понимание с финансовой организацией, готовой купить квартиры у Госжилфонда по его цене и переселить туда дольщиков с дома №5 либо вернуть им деньги. На вопрос остальных дольщиков, почему эта схема была начата именно на пятом доме, Ливада пояснил: там высокий процент желающих переехать или же забрать деньги, а остающиеся 60% свободных площадей в случае, если продавать их по новым ценам и на два этажа увеличить этажность, могут дать неплохую доходность, что инвестору выгодно и интересно. Имени инвестора он предсказуемо раскрывать не стал. Точного ответа на вопрос дольщиков о том, какой процент пустующих квартир в таком случае остается в домах №3 и 4 ЖК «МЧС», руководитель «Фона» ответить не смог, пообещав предоставить эти цифры к традиционной встрече на стройплощадке в пятницу.

Встреча не столько дала ответы или надежду на решение проблем, сколько породила множество вопросов. Почему если первоначально Ливада говорил о компенсации в 400 млн. рублей за коллектор в Набережных Челнах (что также де-факто оспаривалось властями), то сейчас она выросла до 1,5 млрд. и включила уже другие ЖК, причем не только за коллектор? Какие есть документы, подтверждающие эти договоренности с властями в Казани и Набережных Челнах? Или никаких компенсаций не было и «Фон» просто не рассчитал свою бизнес-модель? Он ведь признается, что оборотные средства просто вымылись. Почему Анатолий Ливада говорит о неведении относительно планов правительственной комиссии и о том, что его не приглашают на площадь Свободы, хотя Диана Ахметзянова участвует в работе этой самой комиссии? Что за московские инвесторы и на каких условиях они могут участвовать в дофинансировании проектов? Согласится ли Госжилфонд на предлагаемые условия, если сам Абдуллин говорил «БИЗНЕС Online», что не видит, чем может расплатиться Ливада? Хватит ли у дома №5 ЖК «Молодежный» потенциала в виде метража и даже повышенной этажности, чтобы и новому застройщику перепало, и Госжилфонду?

Впрочем, настроение — надо что-то делать — передалось всем. Осталось понять, что именно...