Вчера Госдума России рассмотрела проект постановления по списку уважительных причин для прогулов депутатами заседаний парламента. Согласно проекту, уважительным будет считаться пропуск заседаний по причине «исполнения гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, а также обстоятельства непреодолимой силы» и другие причины. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у руководителей татарстанских фирм: ведется ли борьба с прогулами и опозданиями в их компаниях?
Юрий Клочков – первый заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» - исполнительный директор:
- Вы знаете, у нас работает порядка 48 тысяч человек, и за один день отмечается всего 2-3 нарушения. Причем, далеко не обязательно это прогулы или опоздания. Так что, сами понимаете, масштабы нарушений трудовой дисциплины для такой крупной компании, как КАМАЗ, очень небольшие. Хочу заметить, что среди специалистов компании, и уж тем более топ-менеджеров, ни прогулов, ни опозданий точно нет. Среди работников – да, случаются. Вопросы трудовой дисциплины решаются очень просто – главное, строгость. Достаточно работать в этом направлении в соответствии с Трудовым кодексом. Отсутствовал на работе, опоздал? А есть ли у тебя на это уважительные причины? Если нет, принимаем соответствующие меры. У нас с этим в компании очень строго. Сам я за более чем 30-летний стаж работы ни разу не опаздывал и не прогуливал.
Адель Хасбиуллин – директор ООО «Мегалит»:
- Только рубль может подстегнуть сотрудника соблюдать трудовую дисциплину. Поскольку зарплата у нас в основном сдельная, для нас важен результат, а не соблюдение трудового регламента. Рабочий день ненормированный изначально, поэтому заставлять сотрудника приходить вовремя или не решать иногда личные проблемы – глупо.
На традиционном графике у нас находятся юрист и сотрудники бухгалтерии. Собственно, здесь мы тоже лояльны: бухгалтер, если взял свободный день, доделать работу сможет в любое другое время, включая выходные. У нас в компании нет даже штрафов. Кстати, работник должен понимать один момент: когда работодатель вводит штрафы, он хочет заработать или дисциплинировать? Скорее, дисциплинировать. Иначе можно набрать сотрудников, сделать узкий коридор, заставить всех приходить к 8 утра, а потом взимать деньги за то, что они опаздывают, так как неизбежно они будут толкаться в коридоре.
Да, есть предприятия, где людей заставляют приходить рано, сидеть, а потом работать допоздна, на следующий день у них вычитают за опоздания, это же ненормально! Напрягаться можно только на коротких дистанциях, постоянно работать в диком ритме человек не сможет: каждому нужно время, чтобы восстановиться. Кроме того, есть семья, другая жизнь. Умный работодатель должен отдавать себе в этом отчет, иначе текучка будет огромной: каждый сотрудник придет, научится чему-то, а потом уйдет.
Люди – не роботы. Главное – у человека должен быть нормальный график, при ненормированном графике трудовая дисциплина будет неизбежно страдать. Работодатель должен задуматься: сможет ли его сотрудник проработать лет семь в таком темпе, в каком работает сейчас, имея семью, другую, вне службы, жизнь? Если нет, то проблема в самом руководстве, а не в сотрудниках и не в трудовой дисциплине.
Виктор Токарев – генеральный директор ЗАО «АС-ком»:
- Мы либеральны. Наказываем только тогда, когда нет результата. Вы можете днем пойти в ресторан, меня это не волнует, важно, чтобы свою задачу выполнили, и все. Как ни странно, никто не пытается злоупотреблять такой свободой. У депутатов – это другое. Их нельзя сравнивать с наемными работниками, так как они избраны народом. Если такое постановление хотят рассмотреть, значит, много депутатов прогуливает. У нас, слава Богу, такой проблемы нет. Был один случай, когда человек не пришел, а потом был уволен. А на вопрос, почему не пришел, он говорил, что, мол, я так хочу. Мы, конечно, ему сказали, что нас это не устраивает.
Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН-Авто»:
- Вопрос трудовой дисциплины и все, что с ним связано, серьезен. Трудовая дисциплина в бюджетных учреждениях устанавливается по расписанию: пришли в восемь часов, ушли в пять. На частных предприятиях все иначе: работа идет ради результата. Каждый заинтересован в максимально наполненном рабочем дне, в том, чтобы раньше прийти, позже уйти для того, чтобы получить больше денег. Трудовой график устанавливается ради законодательства. В нашей компании вопрос опозданий просто не актуален. Прогулы бывают редко. Впрочем, некоторые начинают специально прогуливать, понимая, что третий прогул – это увольнение без отработки двух недель.
Зарплата любого работника состоит из коэффициентов: платятся бонусы за каждый рубль, принесенный в компанию. Грубо говоря, человек имеет свой доход с продажи каждого автомобиля, сервисных услуг. Пожалуйста, приходи позже, но знай, что тогда по всему спектру коэффициентов у тебя будет снижение. Штраф бывает только тогда, когда сотрудником недоволен клиент. Штрафы прописаны изначально. Те, на кого жалуются часто, долго в нашей компании не задерживаются, не потому, что мы их увольняем, они сами понимают, что не смогут здесь работать. Даже в плане денег: у них ведь из-за штрафов зарплата выходит в три раза меньше, чем у других, а семью-то надо кормить.
Антон Ватман – арт-директор студии «Новый дизайн» (Набережные Челны):
- Прогул – это когда сотрудник не предупредил работодателя о том, что в тот или иной день он не сможет выйти на работу. Меня, как работодателя, причины по большому счету волновать не должны. Я должен быть в курсе того, что человека не будет на работе такой-то период, чтобы он тем самым меня не подвел. Отсутствия на работе без предупреждений у нас не бывает. Опоздания, конечно, случаются. С ними мы не боремся: ни штрафов, ни предупреждений нет. Я вообще считаю, что при наших маленьких зарплатах, штрафы – это бесчеловечно. Штрафы могут быть только в очень больших компаниях. У нас на самом деле большинство работников – фрилансеры. Те, кто работает в офисе, могут не выйти, но главное, надо меня предупредить. Остальные работники сидят по домам, и, по большому счету, меня не волнует, как они работают. К сроку работу должны сдать, хоть они неделю работают, хоть день.
Александр Салагаев – президент центра аналитических исследований и разработок:
- У нас нет проблем с трудовой дисциплиной. У нас люди мотивированы, работа у них интересная. Ни разу не было такого, по крайней мере. Что касается депутатов, они обязаны посещать заседания. Им же деньги за это платят! Многие из них приобрели звание депутатов просто для статуса или галочки, естественно, у них нет никакой мотивации, чтобы что-то сделать для тех, кто их избрал. Такой депутат заплатил деньги за корочку и считает, что может делать, что хочет. Даже по телевизору видно, что это проблема прогулов в Думе достигла больших масштабов: за десятерых голосует один. Если бы они хотя бы в глаза регулярно смотрели тем, кто их избрал, то вряд ли бы стали прогуливать.
Марсель Шамсутдинов – управляющий группой компаний «Райдэн»:
- С прогулами мы боремся. Сначала словами, конечно, потом деньгами (штраф – процентов 20 от зарплаты). Но навстречу тоже идем, и это потом возвращается сторицей. Прогульщики есть только в рабочем классе, и то они прогуливают в основном потому, что пьют. Через какое-то время мы таких увольняем.
Кстати, я за ужесточение трудового законодательства: не нужно быть добреньким, нужно быть справедливым. Прогул – всегда причина неуважительная, потому он и называется прогулом. А у нас даже уголовное законодательство в пользу воров. Мы сталкивается с воровством кассиров, продавцов, и ничего не можем с этим поделать. Начиная с того, что милиция не хочет возбуждать уголовные дела, оправдывают их сплошь и рядом. Бог с ним, я не хочу никого сажать. Но возместите ущерб!
И работника нельзя уволить, даже если он плохо выполняет обязанности. Получается, человек ходит на работу, а ничего не делает. А если я не хочу, чтобы он у меня вот так работал? Например, у нас были сокращения, мы три месяца выплачивали зарплаты, а люди устраивались на другие работы. Никто не попросил не выплачивать им пособие. Если человек прогулял, он подвел предприятие, сейчас же конкурентная борьба – не вышел, подвел предприятие, а потом оно может закрыться. Человек же этого не понимает. Когда я работаю, за мной шабашники не успевают, потому что им каждые пятнадцать минут перекур нужен. Народ разучился быть добросовестным. Здесь только кнут и пряник, справедливый подход: хорошо работаешь – премия, плохо – ничего. Поверьте, это будет лучше для тех, кто не работает. Иначе мы приучаем тех, кто не работает, не работать. Люди должны знать: если ты плохо работаешь, ты ничего не получишь, останешься без работы и без зарплаты. Только так можно «сделать» хороших работников.
Владимир Дмитриев – директор ООО «Экоресурс»:
- К радости, крупных проблем с трудовой дисциплиной у нас нет, никто не прогуливает, штат не очень большой. Уважительными причинами могут быть только болезнь, ДТП. Для Татарстана прогулы – это, конечно, тоже проблема, но не такого большого масштаба. Я не думаю, что у нас в республике так много прогульщиков. Здесь все зависит от руководителя, от того, как поставит он рабочий процесс.
Валерий Абсалямов – директор ЦДН «Валери»:
- У нас прогулов нет, мы же не депутаты. А они просто работать не хотят. Депутаты от народа далеки, они о своем думают, мы о своем. Выборы нужны для официоза, чтобы везде было написано, что депутаты – слуги народа и так далее. Большинству депутатство нужно для пенсии, много для чего, только не для работы на народ.
Самад Хакимов – руководитель и владелец финансово - промышленной группы «Симург»:
- Если наша компания и расстается с кем-то из сотрудников, то он сам понимает, почему мы это делаем. Кризис показал, что есть те, кто работает хорошо, несмотря ни на что, и те, кто во всех бедах винит других. Работодатели, как правило, не жалеют о том, что расстались с такими людьми. У нас в компании таких – не более 10 процентов. Обычно каждый человек отдает себе отчет в том, что он работает на результат, что на нем лежит ответственность за компанию. Там, где есть доверительные отношения между сотрудниками, таких проблем просто не возникает. Могу сравнивать ситуацию с бунтом на корабле: он возникает, когда капитану перестают доверять. Если в коллективе есть доверие, понимание справедливости, то проблем с трудовой дисциплиной не возникает. Опоздания – вопрос персональный. На больших предприятиях, которые работают по старинке и с наименьшим коэффициентом, большинство работников бездельничает. А на хорошем предприятии команда сама «выталкивает» плохих работников.
Анастасия Смирнова – директор розничного направления ювелирных магазинов «Золотая рыбка»:
- В ювелирной фирме «Золотая рыбка» все очень просто: сотрудники, занятые на производстве, работают сдельно – получают тем больше денег, чем больше работают. Это лучший стимул, на наш взгляд. Все наши сотрудники болеют за свою фирму, у нас сплоченный и дружный коллектив. Для этого постоянно проводим праздники, корпоративы, дарим подарки детям... Если нужно, каждый может прийти к генеральному директору и отпроситься на день-два по личным обстоятельствам. Расхолаживаться тоже не даем - если человек прогуливает, приходит нетрезвым, то это прямая дорога к увольнению. Три предупреждения, и все, до свидания! Мы работаем с золотом, каждый грамм на счету, поэтому в нашей фирме нет места тем, кто ненадежен. У нас нет текучки, совсем нет. Как мы шутим, от нас уходят только в декрет.
Надежда Борисова – директор казанского филиала HeadHunter:
- Считаю, что мне, как руководителю, очень повезло с сотрудниками – в нашей компании правила трудового распорядка выполняются практически безупречно. Поэтому и необходимость в борьбе за железную дисциплину отпадает сама собой.
Адель Сагиев – директор Corpus Juris Civilis (коллекторская компания):
- Сотрудники у нас, в основном, работают на агентской основе. Другими словами, они агенты. Вопросы трудовой дисциплины, опозданий, в частности, для них не актуальны. Сотрудники должны выполнять свою работу, а то, в какое время они это сделают, не так важно. У нас есть еще бонусная система, и если человек не сделал что-то, он просто не получает бонус. Этим все вопросы трудовой дисциплины и ограничиваются. Мы заранее все продумали, и решили, что так будет лучше. А если говорить о прогулах депутатами заседаний Госдумы, то скажу, что на самом деле уважительных причин для прогула нет. Прогул – изначально причина неуважительная, ведь отсутствие по болезни – это не прогул.
Надежда Замалиева
Сергей Афанасьев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.