Ильдар Курманов Ильдар Курманов

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОДСУДИМОГО СЫНА

Полтора месяца Верховный суд РТ рассматривал апелляцию на приговор Вахитовского райсуда в отношении Ильдара Курманова. При этом часть заседаний прошла без самого подсудимого: судебная коллегия не выдержала пререканий с Курмановым, пространных ходатайств и удалила его с процесса. Сегодня подсудимый вернулся на заседание, чтобы выступить с последним словом.

Напомним, по версии следствия, Курманов использовал свое служебное положение и, злоупотребляя доверием представителей «Леруа Мерлен», заключил договоры по оказанию консультативных услуг и проведению строительных работ, связанных с подключением строящегося торгового центра на проспекте Амирхана к электрическим и тепловым сетям. В качестве аванса подсудимый получил более 47 млн. рублей как оплату работ по договорам. По версии следствия, деньгами он воспользовался по своему усмотрению, а условия контракта не выполнил.

Гособвинение просило для Курманова 8 лет колонии общего режима и 1 млн. рублей штрафа. Но при вынесении приговора 23 марта этого года его оправдали по ст. 196 («Преднамеренное банкротство»), ст. 195, ч. 1 («Неправомерные действия при банкротстве»), ст. 201, ч. 2 («Злоупотребление полномочиями»), ст. 174.1, ч. 3, п. «б», ст. 174.1, ч. 4, п. «б», ст. 174.1, ч. 4, п. «б» («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), ст. 160, ч. 4 («Присвоение или растрата») УК РФ. В итоге сына бывшего министра юстиции РТ признали виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и дали 6 лет колонии общего режима.

«Я ОБВИНЯЕМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ»

В черной толстовке Nike и с кипой документов Курманов смотрел на присутствующих через решетку с телевизионного экрана. С 23 марта подсудимый находится в СИЗО. Интересы Курманова представляли три адвоката — Надежда Муратова, Максим Хайруллин и Наиль Хисматуллин. Отец подсудимого, экс министр юстиции РТ Мидхат Курманов, тоже активно участвовал в защите и приходил на каждый процесс... Перед своим словом Курманов-младший заявил письменное ходатайство о возобновлении судебного следствия. Аргументы — суд не допросил его в качестве обвиняемого и лишил возможности выступить в прениях. Но представитель потерпевших Андрей Сидоренко возразил: «Курманов хочет повторить заново процесс, который уже прошел». Судью эта перспектива, судя по всему, также не прельщала, и ходатайство было отклонено. В ответ Курманов попросил судей вернуть дело прокурору, но также безуспешно.

Интересы Курманова представляли три адвоката — Надежда Муратова, Максим Хайруллин и Наиль Хисматуллин Интересы Курманова представляли три адвоката — Надежда Муратова, Максим Хайруллин и Наиль Хисматуллин

«У суда были основания, чтобы прекратить уголовное дело, — безнадежно напирал Курманов. — Я был ограничен в праве на защиту, сижу в СИЗО. Направил вчера в суд заявление на 46 страниц, в котором прошу всех судей взять самоотвод. Видно, что объективно дело не рассматривается». Ранее он уже заявлял самоотвод Верховному суду. В этот раз он сослался на заявление главы следкома РФ Александра Бастрыкина, заподозрившего татарстанские суды в необъективности при рассмотрении «дела ОБНОН». «Не торопитесь решение принимать, — заявил подсудимый. — Я обвиняемый последний день, поэтому уж все скажу. Без достаточных для того оснований был удален. Оскорблений существенных не допускал, распоряжения выполнял. Это суд выступал с негативными, даже пренебрежительными высказываниями в мой адрес». С этого момента и на протяжении последующих 4,5 часов все в суде слушали только Курманова.

Сначала подсудимый прошелся по «Леруа Мерлен» — Курманов отрицал вину в хищениях. По его словам, ООО «СЭМ», которое выполняло работы по контракту с французами, открывалось не для совершения преступлений, а для бизнеса, ради которого он даже с госслужбы уволился. Но проваливавшаяся сделка с «Леруа Мерлен» не позволила воплотить мечту. Представителей французской компании подсудимый сравнил с рейдерами. «Я думал, у нас с Мазуровым-то (старший юрист „Леруа Мерлен“ Илья Мазуровприм. ред.) нормальные отношения, — рассказал суду Курманов. — А в итоге он стал инициатором обращения в Арбитражный суд. Я считаю, что моим доверием воспользовались, а не я обманул». По его словам, во время работы обещанных условий создано не было, содействия тоже не оказывалось.

«КРОМЕ ФЛАГОВ И ОДЕЖДЫ, ЗДЕСЬ ОТ ПРАВОСУДИЯ НИЧЕГО НЕТ!»

Судьям, которым предстоит решить судьбу сына экс-министра республики, досталось от него больше всего. Курманов-младший ясно дал понять, что ему нечего терять и теперь он сполна поквитается за удаление с заседаний.

«Без проверки производства в полном объеме правосудия не будет. Кроме флагов и одежды, здесь от правосудия ничего нет! — заявил подсудимый, пользуясь тем, что судья не вправе ограничивать выступление во время последнего слова». Когда же председательствующий судья Лев Романов попытался вернуть подсудимого к сути дела, он ответил ему своеобразным «приговором»: «У меня еще много, на пару дней».

В довершение всего подсудимый рассказал свой «любимый анекдот». «Если мы татары, это же не значит, что мы хитрые. Если вы хитрые, то это же ничего не значит. Мой любимый анекдот: судились татарин с евреем, прокурору дали 10 лет. Вот и у нас, похоже, так же будет». Но никто его оптимизма не разделил. Судьи, переглядываясь, смотрели на адвокатов, которые тоже в бессилии как-либо повлиять на происходящее листали Уголовный кодекс, изредка поглядывая на экран.

На четвертом часу Курманов все-таки начал выдыхаться. Верховному суду он посоветовал дождаться своего заявления об изменении территориальной подсудности и направить дело в ВС РФ. «Никто не сможет в Татарстане объективно это дело рассмотреть, — заявил он. — Я же знаю, как выносятся решения. Все знают, что Вахитовский суд рассматривает заказные дела. Ну ладно, я заканчиваю, наверное. Все равно бесполезно».

Решение по апелляции будет объявлено 26 сентября.

Мидхат Курманов Мидхат Курманов

ГЛАВНАЯ ПОБЕДА КУРМАНОВЫХ

Перед вынесением приговора Верховного суда стоит вспомнить о том, что в апелляционном рассмотрении дела защита Курманова добилась признания заказанного ООО «СЭМ» проекта для подключения ТЦ «Леруа Мерлен» к тепло- и энергосетям. Это стало главной победой его адвокатов. «Представитель потерпевших Сидоренко сказал, что этот проект был использован, — заявлял «БИЗНЕС Online» Курманов-старший. — А в ответе «Фортекс» было сказано, что по заказу ООО «СЭМ» компанией «КЭР-инжиниринг» был подготовлен проект. Он был согласован КТК и допущен к работе. Это значит, что-то, что написано в приговоре («Курманов имел незавершенный и несогласованный проект») опровергается, что и признал представитель потерпевших, пояснив, что этот проект был использован. Тем самым опровергаются заведомо ложные показания Степановой и Крепышева (сотрудников ООО «Леруа Мерлен Восток»прим. ред.), которые говорили, что проект разработал и согласовал «Фортекс».

Сидоренко это признал, но с оговорками: «По теплосетям — да, но это произошло когда? Я напомню, это произошло уже в конце октября, когда конфликт с Курмановым зашел в острую фазу. Соответственно, „Леруа Мерлен“ поняли, что никаких результатов он не добьется. Поскольку сроки были сокращенные, в какой-то части проект был использован, но его пришлось доделывать. Те работы, которые должен был выполнить Курманов по этому проекту, он их так и не выполнил. Он даже материалы не закупил».

Другим достижением Курмановых стало приобщение ответов ОАО «Сетевая компания» и «ЛДС-1000» (занимались технологическим присоединением к электрическим сетям ТЦ «Леруа Мерлен») к материалам дела. Полученные ответы говорят о том, что «ЛДС-1000» имело право выдавать технические условия, хотя и не было сетевой организацией. «ОАО „ЛДС-1000“ присоединено к сетям филиала ОАО „Сетевая компания“ „Казанские электрические сети“ 10 августа 2005 года к ТП-2681 с уровнем напряжения 5000 кВт», — гласят ответы сетевиков. В приговоре же Вахитовского райсуда сказано, что ЛДС сетевой организацией не являлось и не имело права самостоятельно предоставлять технические условия.

Претензий к Вахитовскому райсуду у Курмановых стало еще больше, когда вскрылась путаница в протоколе судебного заседания. При исследовании письменных доказательств второй и третий тома были перепутаны. Копии документов, заявленные по протоколу в четвертом томе, находились в одиннадцатом и т. д. Однако ВС РТ вопреки требованиям адвокатов признал документ достоверным.

Тем не менее Курманов-старший по окончании последнего слова был настроен оптимистично. «Не оправдают уж, но вернут дело. Слишком много нарушений в протоколе судебного заседания было допущено».