.

РАССЛЕДОВАНИЕ ПО «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЕ» ПРОВЕДЕТ КОМПАНИЯ ИЗ МОСКВЫ

Для дольщиков «Свея» и «Фона» накануне выдался сложный, но насыщенный день. Многие из них, отпросившись с работы, отправились сначала к зданию кабмина РТ добиваться аудиенции первого вице-премьера РТ Алексея Песошина (он возглавляет штаб по обманутым дольщикам в РТ), а затем — в министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ просить о встрече с его главой Иреком Файзуллиным. Надежды дольщиков оправдались только наполовину — после некоторого ожидания Песошин согласился принять троих представителей инициативной группы, а в минстрое 10 человек принял замминистра строительства Ильшат Гимаев.

Причем дольщики побывали у одного из руководителей министерства двумя партиями. У здания минстроя будущие жильцы ЖК «МЧС» (а их было около 50 человек) с удивлением узнали, что часть дольщиков из их комплекса в тот же день уже побывала на встрече с Гимаевым. Многие из них возмутились: «Мы пытались записаться на вторник, а нам сказали: «От вашего дома уже есть люди». «Мы представляем другую точку зрения! Мы, в отличие от них, не согласны на доплаты!» — начал было возмущаться один из мужчин. Однако вышедший к дольщикам Гимаев постарался сгладить эмоциональный накал, заметив, что на приеме у него побывали те, кто заранее записался, и никакой приоритетности в отношении к дольщикам у него нет. Он добавил, что в начале недели дольщиков примет Файзуллин — и к нему смогут попасть и те и другие, чтобы каждый мог задать свои вопросы и узнать информацию по своим домам.

Поскольку собравшихся было много, Гимаев предложил им выбрать представителей инициативной группы, которые смогут подняться к нему в кабинет и задать вопросы. Таковых набралось с десяток — все из разных домов ЖК «МЧС» и одна представительница из дома №6 ЖК «Золотая середина». Ее замминистра строительства предложил отпустить первой. Естественно, ее интересовало, когда будет поставлена точка в вопросе этажности дома — будут ли их срезать (ведь купленная ею квартира находится на 13-м этаже, а по факту город давал разрешение только на 9), поскольку судебный процесс в арбитраже продолжает тянуться, а «конца и края» все нет.

И здесь выяснилась любопытная новость: Гимаев сообщил, что республика выделила средства, и провести обследование по дому №6 было поручено московской компании. Это будет последняя независимая экспертиза, заметил он, подчеркнув, что проведение обследования специально поручили сторонней, независимой от Татарстана компании, чтобы не возникало подозрений в заинтересованности экспертов. Сейчас ее специалисты проводят детальное обследование конструкций, и вполне вероятно, что к концу октября уже вынесут вердикт, сообщил он. Других новостей по этому дому пока не оказалось — с виду удовлетворенная новостями женщина ушла, и Гимаев перешел к обсуждению новостей с представителями комплекса «МЧС».

...И УМЕНЬШИТЬ ПЛОЩАДИ КВАРТИР

«МЧС» — название неправильное. Надо поменять на более оптимистическое», — полушутя обратился Гимаев к дольщикам, предлагая сначала рассказать о проводимой работе, а потом перейти к формату вопросов и ответов. Земля, выделенная городу федеральным центром, находится в оформлении, сообщил он, напомнив, что этим делом сейчас занимается минземимущества и к концу октября уже можно будет увидеть результаты. Сейчас ведутся переговоры с министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, у которого на этой земле имеются некоторые постройки, чтобы они «сузили свой пятачок и участок был цельный». Вторая уступка, о которой город просит МЧС, — уменьшение доли квартир, которые принадлежат министерству на основании договора с «Фоном». Напомним, компания Анатолия Ливады обещала предоставить министерству около 13% квартир в строящемся жилом комплексе, однако сейчас вследствие сложной ситуации встал вопрос об уменьшении этой доли. Это позволит освободить возможности для инвестора, пояснил Гимаев: «Там около 13 процентов, они в основном посажены на дома №3 - 4 «МЧС», которые на стадии свай. Мы просим уменьшить в разы лимиты квартир для МЧС, обосновывая тем, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Какая польза МЧС иметь там какую-то большую долю, но не иметь квартир? Или же ее уменьшить, тем самым освободив возможности для инвестора, чтобы он зашел и на этот пятачок, где два дома еще не начаты, и забрал новый земельный участок». Землю, которая идет на решение проблем обманутых дольщиков, позволяется отдавать добросовестному инвестору без аукциона, добавил он.

Дольщики, побывавшие на первой встрече с Гимаевым, рассказали «БИЗНЕС Online», что разработчик проекта домов №3 и №4 в ЖК «МЧС» по просьбе Ливады сейчас работает над его изменением — с повышением этажности. Сам Гимаев во время второй встречи речи об этом не заводил, однако тоже выразил сомнение в том, что подготовленные ранее проекты 3-го и 4-го домов подойдут под потребительские свойства рынка и инвестора. «Если тогда (вероятно, когда разрабатывался первоначальный проектприм. авт.) были востребованы квартиры больших площадей, то сегодня продавать квартиры больших площадей тяжело и очень востребованы квартиры стандартные. Раньше их называли квартирами экономкласса», — заметил замминистра.

Присутствовавший на встрече с Песошиным представитель инициативной группы Михаил Николаев рассказал «БИЗНЕС Online», что на встрече им сообщили, что в домах №2, 3 и 4 нет свободных квартир. «До этого в этих домах числилось более 200 свободных квартир», — отмечают дольщики. Напомним, «БИЗНЕС Online» ранее уже сообщал о том, что озвученное изначально число свободных квартир на поверку оказалось фикцией. Знакомый с ситуацией источник «БИЗНЕС Online» рассказал, что указанные в антикризисном плане стоимость и количество квартир основывались на договорах долевого участия (ДДУ). А на практике значительная часть квартир приобреталась через старые добрые серые схемы: договоры инвестирования, а также другие формы.

Кроме того, на встрече с вице-премьером прозвучала еще одна важная новость — о том, что для решения проблемы властями рассматривается и другой земельный участок. «Мы надеемся, что он будет не меньше того, что по соседству с нашим комплексом. Подробностей пока не сообщили. Он будет использован для достройки всех домов, всех комплексов «Фона», — сообщил Николаев.

Присутствовавший на встрече с Песошиным представитель инициативной группы Михаил Николаев рассказал, что на встрече им сообщили, что в домах № 2, 3 и 4 нет свободных квартир Присутствовавший на встрече с Песошиным представитель инициативной группы Михаил Николаев рассказал, что на встрече им сообщили, что в домах №2, 3 и 4 нет свободных квартир

«НЕЛЬЗЯ ИНВЕСТОРА ПУГАТЬ РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ»

«Конечно, жаль, что компания „Грань“ окончательно свои намерения отозвала», — констатировал Гимаев, отметив, что компания получила землю на территории мясокомбината и дома «Фона» в нагрузку уже не потянет. «Нельзя инвестора пугать раньше времени», — полушутя обратился он к дольщикам, имея в виду, судя по всему, тот факт, что еще до того как «Грань» дала согласие на достройку, ее уже завалили вопросами. Однако прозвучала и хорошая новость: Гимаев признался, что, получив официальный отказ «Грани», министерство направило предложения трем новым девелоперам. «Озвучивать пока не могу, но если они откликнутся, мы с ними будем работать. Были пожелания у дольщиков — они просили и с „Бризом“ еще раз переговорить, взять эти дома тоже. С Беляковым я тоже буду разговаривать — не знаю, захочет он еще раз взвалить дополнительные объемы или не захочет», — пообещал собравшимся представитель минстроя, добавив, впрочем, что на одном «Бризе» свет клином не сошелся. «Не питаю иллюзий, что он согласится влезать в эти дебри», — признался Гимаев. В качестве примера он назвал челнинскую компанию «Профит», взявшуюся достроить долгострои «Фона» и «Химстроя». «Он два дома достроил, и только летом ему отдали земли, которые ему компенсировали его затраты. Нам нужны такие инвесторы, которые готовы зайти со своими оборотными средствами. Естественно, они его отыграют потом — через землю, которая без аукциона отдастся, через квартиры, которые они построят и продадут через рынок», — заключил он.

Гимаев сообщил, что исполкому Казани дано поручение подготовить предложение по земельной планировке участка рядом с ЖК «МЧС» в связи с тем, что концептуально меняется его освоение. «Там изначально были привязаны школа и два садика. Мы школу оставляем на месте, но просим исполком посадить только один садик — он должен быть многоэтажным, чтобы земля тоже высвободилась, и инвестору для освоения досталось как можно больше земли».

.

Конечно, дольщиков интересовало, как будет использоваться компенсационный участок. «Вопрос в том, на сколько домов его хватит и какой будет очередность домов», — заметил Гимаев, подчеркнув, что это будет определяться уже на правительственной комиссии на уровне Песошина. Сейчас минземимуществу предстоит установить ценовой параметр этой земли, которая затем передастся новому инвестору. Дольщикам все же удалось вытянуть из Гимаева его собственный взгляд на ситуацию — он признался, что большого смысла от «размазывания» этой земли по всем комплексам не видит.

В заключение дольщики 1-го дома ЖК «МЧС» вспомнили обещание министра строительства РТ о том, что их дом сдадут до конца 2016 года. При этом на достройку всего дома сейчас не хватает около 170 млн. рублей, сообщили они, и даже покупка всех парковок и кладовок в 1-м доме позволит обеспечить не более 70 миллионов. «Откуда возьмутся еще 100 миллионов, если „Фон“ даже сейчас не может найти 4 миллиона на оплату лифтов?» — поинтересовались собравшиеся. Вопрос остался открытым — Гимаев только попросил не забывать, что министр говорил об этом в начале лета — исходя из реалий, существовавших на тот момент. Встреча, на которой дольщики смогут задать свои вопросы Файзуллину, состоится в начале недели, пообещал он, напоследок отметив, что вопрос о том, исходя из каких приоритетов будут достраиваться дома, будет решаться в зависимости от инвестора и процесс строительства займет не менее двух-трех лет. «Не ранее 2019 года минимум», — сказал Гимаев, попросив дольщиков отнестись к озвученным срокам спокойно. Те, впрочем, заверили, что больше всего пугают не сроки, а неопределенность.

К слову, о неопределенности. Дольщиков очень волновало, что будет в случае введения банкротства в ГК «Фон». Представитель минстроя признал, что этого сейчас допустить нельзя — из его слов ясно следовало, что процедура банкротства в компании до сих пор не введена только благодаря поддержке правительства республики.