«Мы были в Грозном, ни одной мечети не нашли на русском языке!» — прокомментировал глава ДУМ РТ резонансное решение проводить пятничные проповеди исключительно на татарском языке. Также в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, ждет ли отстранение скандального имама Сейджагфара Лутфуллина, раскритиковавшего танцы на фоне Белой мечети, а также объяснил, почему Альфрид Бустанов так и не возглавил Болгарскую академию, а ее рабочим языком будет арабский.
Камиль Самигуллин: «Собираюсь — не собираюсь, но если моя работа найдена будет полезной, если наши мухтасибы и имамы пожелают, чтобы я продолжал работать... Все зависит от Аллаха, как Господь захочет»
«ЕСЛИ МЫ ХОРОШО ИЗУЧИМ СВОЙ ЯЗЫК, ОКЕАН ЗНАНИЙ ОТКРОЕТСЯ ПЕРЕД НАМИ»
Закладка камня в фундамент Болгарской исламской академии, республиканский ифтар и новое издание Корана — именно эту тройку событий 2016 года муфтий Татарстана Камиль Самигуллин назвал наиболее важными в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». Что касается резонансного постановления августовского пленума ДУМ РТ об обязательности проведения пятничных проповедей исключительно на татарском языке, то оно было, по мнению председателя организации, продиктовано временем. Нужно было стимулировать молодежь к изучению родной речи. В противном случае можно потерять духовное наследие предков.
«Это хорошая причина выучить язык. Это не минус. Огромный плюс для нас, — уверен Камиль хазрат. — Часто люди обращаются и говорят: «Мы не понимаем, мы ждем книгу. Когда же нам переведут такой труд, такой труд?» Напоминаем, что довольно-таки большое количество книг было напечатано до революции, в том числе и на татарском языке. Если мы хорошо изучим свой язык, вернемся к истокам — океан знаний откроется перед нами».
Самигуллин приводит здесь в пример опыт Чечни. В этой северокавказской республике в мечети никогда не услышишь русскую речь. Все проповеди и наставления ведутся только на чеченском языке. Хотя среди прихожан, как и в Татарстане, есть представители других национальностей, некоторая часть городской молодежи не совсем хорошо понимает язык своего народа.
В Галеевской мечети, которая расположена в одном комплексе с резиденцией татарского муфтия, лишь два раза в неделю занятия ведутся по-татарски, а в остальные дни — на русском
«Мы были в Грозном, ни одной мечети не нашли на русском языке! — напоминает гость редакции „БИЗНЕС Online“. — Хотя это и часть России, все говорят на своем языке. Я скажу больше. Когда ты сидишь на пятничной проповеди, конечно, мы улавливаем по арабскому тексту, о чем идет речь, понимаем общий смысл, и возникает желание: как было бы хорошо, если бы я понимал этот язык! Быть может, он и не пригодится никогда, но возникает желание понимать этот язык и выучить его. Прекрасно же, если люди будут слушать татарский язык, захотят его изучать».
По словам Самигуллина желающие слушать проповеди на понятном им языке могут прийти в другое, не пятничное время. Вот уже полтора месяца во многих мечетях проходят уроки по основам ислама. В частности, в Галеевской мечети, которая расположена в одном комплексе с резиденцией татарского муфтия, лишь два раза в неделю занятия ведутся по-татарски, а в остальные дни — на русском. Но почему-то, по словам Камиля хазрата, те люди, «которые громче всех кричали, что их лишают возможности понимать проповедь», сами на эти занятия не приходят, ссылаясь на нехватку времени.
Мегаобразовательный проект Болгарской исламской академии в настоящее время развивается, полным ходом идут подготовительные работы
МУФТИЙ ТАТАРСТАНА НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ «ОБЛОЖКОЙ» БОЛГАРСКОЙ АКАДЕМИИ
Конечно, в ходе разговора была затронута и тема Болгарской исламской академии. По словам муфтия РТ, этот мегаобразовательный проект в настоящее время развивается, полным ходом идут подготовительные работы. На этой неделе в ДУМ РТ прошло очередное совещание по этому вопросу, где говорили о расписании, пуле ученых, которых хотят видеть в академии, обсуждали основные направления образовательной работы.
«Все документальные вопросы разрабатывает ДУМ. После того, как они завершатся, различные подготовительные курсы начнут работать. Рабочий язык будет арабский, это мы с Рафиком Мухаметшиным (ректор РИИ, куратор проекта академии — прим. ред.) обсуждали, если мы хотим выйти на международный уровень, то это должен быть язык религии. Если приедут арабы, научим их татарскому».
Что касается ректора академии и шорт-листа с именами главных претендентов на это кресло, Камиль хазрат сказал об этом лишь намеками, не назвав каких-либо конкретных имен: «Есть идеи, есть мысли, над этим работаем. Я считаю, он должен быть россиянином. Найдется ли такого уровня человек? Ищем, не может ведь быть такого, чтобы на огромную страну никого не было. Но нужно ведь, чтобы эта кандидатура устраивала всех трех учредителей». Среди них, как известно, ЦДУМ РФ, союз муфтиев России и, собственно, ДУМ РТ.
Что касается исламоведа Альфрида Бустанова, то муфтий РТ подтвердил его выдвижение претендентом на кресло ректора. Но единого мнения об этой кандидатуре среди учредителей не нашлось. Поэтому поиски будущего шефа Болгарской исламской академии продолжаются.
Кстати, оказывается, возглавить ее предлагалии и самому Самигуллину, но тот отверг подобную перспективу: «Я — бакалавр, я не имею морального права, я даже не магистр. Какое я имею моральное право управлять организацией, в которой будут магистры и доктора? Понятно, что я могу, будучи ректором, учиться параллельно, но для этого надо как минимум пять лет. Можно быть, конечно, обложкой, взять хороших ребят, чтобы работали, но это сложно».
О ВЫБОРАХ МУФТИЯ ТАТАРСТАНА И БУДУЩЕМ СЕЙДЖАГФАРА ЛУТФУЛЛИНА
Если с главными событиями этого года все более-менее ясно, то 2017-й для ДУМ РТ будет также по своему историческим. Весной должны пройти выборы нового муфтия Татарстана. У Самигуллина эти полномочия истекают. «БИЗНЕС Online» напрямую спросил у действующего председателя духовного управления мусульман Татарстана: пойдет ли он на эти выборы?
«Собираюсь — не собираюсь, но если моя работа найдена будет полезной, если наши мухтасибы и имамы пожелают, чтобы я продолжал работать... Все зависит от Аллаха, как Господь захочет», — ответил муфтий РТ.
Весной должны пройти выборы нового муфтия Татарстана. У Камиля хазрата Самигуллина эти полномочия истекают
Не так давно заместитель председателя ДУМ РТ Рустам Хайруллин, отреагировав на материал в СМИ о претендентах на кресло лидера мусульман Татарстана, назвал это попыткой «рассорить наш дружный коллектив» и добавил, что на ближайшие 30 - 40 лет уже есть муфтий и это Камиль хазрат. Сам Самигуллин опроверг возможность столь длительного главенства в татарском муфтияте.
«По уставу у нас два срока, если устав не будет меняться, то два срока подряд. Что касается кандидатов, то каждый человек, который соответствует правилам, условиям, чтобы было исламское образование, минимум пять лет работал имамом и так далее, человек может сам выдвинуться — в этом нет никаких проблем. Во время Гусмана хазрата [Исхакова] было, по-моему, 13 кандидатов, после Илдуса хазрата [Файзова], известных событий, было всего три кандидата. Куда все герои делись? Было тяжелое время — было всего три кандидата. Сложный был период, а сейчас вроде бы все спокойно, мне кажется, должно быть побольше еще».
Как бы там ни было, этот вопрос должны решить сами татарские священнослужители — справедливо и путем голосования. Также, кстати, как и судьбу имама Закабанной мечети Сейджагфара Лутфуллина, который нелестно отозвался о «грязных танцах» возле Белой мечети все там же, в Болгаре, певицы Резеды Ганиуллиной, что получило широкий общественный резонанс.
Кстати, как сказал муфтий Татарстана, его больше всего возмутил даже не фон, а место съемок: развалины старой мечети возле Большого минарета. «Это Ханская мечеть, где наши предки совершали молитвы, не правильно было совершать танцы там», — сказал лидер мусульман Татарстана. Что касается судьбы самого Лутфуллина, то, по информации источника «БИЗНЕС Online», якобы ДУМ РТ «сверху» дали установку не пропустить скандального имама на аттестации, которая проходит именно сейчас. Но Самигуллин это опровергает: «Аттестация проходит большой комиссией. Если человек соответствует всем нормам — правильно читает Коран, знает правила, то есть соответствует всем уставным правилам, почему не пройдет человек? Если уровень образования позволяет — проблем нет».
После перехода мечетей на татарскую речь собирается ли муфтият разрешить совершение намазов на татарском языке? Когда создадут мусульманский телеканал, где и как скоро можно будет увидеть перевод Корана на язык Тукая? С ответами на эти вопросы, а также полной стенограммой интернет-конференции «БИЗНЕС Online» с Камилем Самигуллиным можно будет ознакомиться на страницах нашей газеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.