Диас Сафин Диас Сафин

ЗА ГОД ЧИСЛО АБОНЕНТОВ ШПД ВЫРОСЛО НА 30%

— Диас Нургалиевич, какую долю на рынке коммуникаций РТ занимает «Ростелеком»? Динамика в плюс или в минус за последние год-два?

— «Ростелеком» в Татарстане работает сравнительно недавно, мы вошли в регион путем приобретения компании «Телесет». Сейчас мы не занимаем лидирующих позиций, но стремимся к этому. И для этого у «Ростелекома» достаточно конкурентных преимуществ. Динамика у нас только положительная. Только по широкополосному доступу (ШПД) филиал за год прирос более чем на 30 процентов по количеству абонентов.

— Сколько у вас клиентов, за кого больше боретесь — за физлиц или корпоративных? (Ильгизар)

— Абонентами телефонной сети филиала являются порядка 80 тысяч физических и юридических лиц. Широкополосный доступ в интернет предоставляется более чем 50 тысячам пользователей. Около 20 тысяч жителей региона являются подписчиками услуг цифрового интерактивного телевидения. При этом отмечу, что отношения с каждым клиентом выстраиваются практически индивидуально. Не ошибусь, если скажу, что любой абонент может найти у нас продукты под свои потребности. Это касается как физических, так и юридических лиц.

— «Ростелекому» в Татарстане сложно отвоевывать долю рынка?

— Думаю, рыночные реалии никому из операторов связи не дают существовать в эйфории. Только благодаря постоянному развитию, внедрению инновационных продуктов и повышению качества оказания услуг «Ростелеком» уверенно завоевывает доверие все новых и новых клиентов. Но конкуренция не мешает татарстанскими операторам совместно работать над крупными проектами.

— О каких проектах идет речь?

— Например, видеонаблюдение в единый день голосования и аналогичная работа во время проведения ЕГЭ. В процессе реализации этих федеральных проектов в Татарстане мы частично использовали инфраструктуру «Таттелекома» в качестве оператора так называемой последней мили. Операторы часто арендуют друг у друга каналы связи в тех местах, где еще не успели протянуть собственные сети. Так что это было взаимовыгодное сотрудничество.

— А административных барьеров в Татарстане вам не чинят?

— Нет, скорее наоборот. Министерство информатизации и связи РТ — это координирующий орган, мы с ним очень плотно работаем. Когда у нас есть какие-то организационные вопросы, мы приходим в минсвязи как к арбитру и решаем их.

ИНФРАСТРУКТУРА ПОСТРОЕНА ПОЧТИ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РФ

— «Ростелеком» оборудовал избирательные участки видеокамерами. Как компании удалось заполучить такой лакомый заказ? (Алексей)

— Заказчиком организации видеонаблюдения в Республике Татарстан являлось министерство информатизации и связи РТ, которое и определило объемы выполняемых работ. Для выбора исполнителя в соответствии с законом №44-ФЗ был организован тендер, в котором «Ростелеком» принял участие и стал победителем. Мы организовали видеонаблюдение на 415 избирательных участках в Казани, причем все камеры работали в режиме реального времени. Видео транслировалось на специально созданный портал (webvyboryedg.ru прим. ред.).

«Ростелеком» всегда выигрывает тендеры?

— Компания старается участвовать во многих конкурсах. Какие-то из них выигрывает, некоторые — нет. Это рынок! Но «Ростелеком», бесспорно, один из крупных федеральных игроков. Наша инфраструктура построена почти на всей территории Российской Федерации. Фактически ей нет аналогов как таковых.

— Какую сумму вам дали на приобретение и установку веб-камер на избирательных участках в Татарстане?

— Сразу хотелось бы объяснить, что стоимость камер и их монтаж — это далеко не главная статья расходов по обеспечению выборов видеонаблюдением. Намного дороже обходится обеспечение каналами связи, прямая трансляция и хранение полученного видео. В целом стоимость контракта на территории Татарстана составила 37,9 миллиона рублей.

— Можно сказать, что государственный сектор — это как отдельное направление вашей работы?

— Да, это одно из важных направлений нашей деятельности. Согласитесь, оказывать услуги, допустим, МВД или другим федеральным ведомствам — это очень ответственно, такая работа имеет свою специфику и отличается от взаимодействия с коммерческими структурами.

...

НОВЫЕ ГОРОДА ТАТАРСТАНА НА КАРТЕ «РОСТЕЛЕКОМА»

Какие задачи перед вами поставило руководство, назначая на должность директора филиала в РТ? Удалось ли их выполнить? (Зульфия)

— У «Ростелекома» в Татарстане очень амбициозные цели. Моя задача как руководителя — обеспечить максимальный прирост как по массовому рынку, так и по корпоративному. За год мы сделали практически максимальную программу: вышли в новые города — Альметьевск, Заинск, Нижнекамск, Иннополис, активно продолжаем стройку оптической сети в Набережных Челнах, Елабуге, Зеленодольске и Казани. То есть география нашего присутствия в республике расширяется. При этом высокое качество услуг для наших клиентов в этих городах дает нам возможность показывать хорошие результаты — как финансовые, так и количественные.

— Кто является вашими клиентами в Иннополисе — жители или организации?

— В Иннополисе есть несколько комплексов, куда мы подаем свой интернет. В частности, резидентам особой экономической зоны, в университет и его кампус, в жилые дома. Кстати, недавно мы подключили гостиничный пакет нашего интерактивного телевидения в кампусе университета для одного из местных арендаторов. И это очень интересное комплексное решение для гостиниц. Заказчик получает трансляцию телевидения под ключ, включая удобный интерфейс для самостоятельного управления сервисами. Главное преимущество такого решения — посуточная тарификация, благодаря чему гостиница оплачивает только объем фактически потребленных услуг. Часть дохода за потребленный гостями дополнительный контент также получает гостиница.

— В городах Татарстана много ваших офисов?

— У нас есть собственная сеть центров продаж, которую обслуживает наша 100-процентная «дочка» — ООО «Ростелеком — Розничные системы». В Татарстане офисы располагаются в Казани и в Набережных Челнах. А вообще в век цифровых технологий и инноваций мы стараемся работать дистанционно. Для наших действующих и потенциальных абонентов у нас создано немало дистанционных сервисов, которые позволяют оперативно в режиме онлайн решать практически любые вопросы, будь то оплата услуг или какие-то проблемы. К примеру, только за последний год в личном кабинете появилось значительное количество новых функций и сервисов, что позволяет не вставая из-за компьютера или даже с помощью мобильного телефона проводить большинство операций по управлению услугами связи.

— Какая динамика по использованию собственно личного кабинета?

— По данным на конец октября, в Татарстане количество зарегистрированных пользователей единого личного кабинета превысило 75 процентов от общего числа абонентов. Это хороший показатель популярности такого способа управления услугами. Именно поэтому «Ростелеком» ввел в коммерческую эксплуатацию личный кабинет и для корпоративных клиентов. Функциональные возможности сервиса для юрлиц позволяют контролировать текущий баланс лицевых счетов в режиме онлайн, проверять начисления и платежи, получать платежно-расчетные документы, объединять счета в «виртуальные предприятия» или иерархии. Также личный кабинет поможет проанализировать затраты на услуги связи по подразделениям, направлять обращения в «Ростелеком» и формировать заказы на подключение новых услуг.

...

КАЗАНСКИЙ ОФИС НОВОГО ОБРАЗЦА КАК ЭТАЛОН ДЛЯ РОССИИ

— Сколько у вас офисов в Казани?

— Всего три офиса. Впервые в Казани по адресу Чистопольская, 38 мы представили центр продаж и обслуживания нового поколения. В нем гармонично сочетаются технологичность и домашний уют. Главным элементом центра является функциональная демонстрационная зона, где клиенты могут самостоятельно протестировать услуги и продукты «Ростелекома», например «Интерактивное ТВ»: пролистать электронную программу передач, поставить эфир на паузу, пересмотреть программу из архива или выбрать фильм в «Видеопрокате». Казанский опыт создания офиса нового образца будет масштабироваться по всей территории России. Это приятно.

— Такой центр обслуживания нового образца — это чья придумка? Местная или корпоративного центра «Ростелекома»?

— Брендбук и рекомендации делал корпоративный центр. А офис в Татарстане — это как пилотный проект.

— А почему Татарстан выбрали?

— Потому что Татарстан во всем впереди... (Смеется.) Когда нам поступило такое предложение, мы сказали, что готовы. Причем сроки были очень сжатые, но мы под них подписались — все сделали буквально за два месяца.

...

АКЦИЯ «МАКСИМУМ ВЫГОДЫ» СТАРТОВАЛА ОСЕНЬЮ

— Если смотреть тарифы операторов связи в Татарстане, то у всех цены практически на одном уровне. В «Ростелекоме» есть какие-то особенные предложения?

— В нашей тарифной сетке достаточно выгодных предложений. Наиболее востребованной у пользователей, к примеру, телефонной связи является опция «Твоя страна», позволяющая совершать местные звонки и звонить по всей России по более низкой стоимости, чем с мобильного телефона.

Также этой осенью у нас стартовала акция «Максимум выгоды». По ней абонент получает высокоскоростной «Домашний интернет» и «Интерактивное ТВ» по максимально выгодным тарифам. Абонентская плата составляет от 550 рублей в месяц. Чем выше выбранная скорость передачи данных, тем выше экономия. На максимальных тарифных планах можно сэкономить до 35 процентов.

Есть у нас также интересное предложение для игроков в онлайн-игру World of Tanks («Мир танков»). По тарифному плану «Игровой» абонент получает не только максимальную скорость доступа в интернет, но и уникальный прокаченный танк и премиум-аккаунт.

...

ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ 2.0 — ПРОДУКТ XXI ВЕКА

— Чтобы быть на шаг впереди своих конкурентов, нужны нестандартные подходы к своему бизнесу. Какие новые направления или продукты вы реализуете?

— По большому счету «Ростелеком» является признанным технологическим лидером в инновационных решениях во многих областях. Только за прошлый год были выведены на рынок такие продукты, как «Новая телефония», «Web-видеоконференция», «IP-видеонаблюдение» и т. д. Одно из самых интересных решений, на мой взгляд, это интерактивное телевидение 2.0 для массового сегмента, которое доступно на сетях любых операторов связи, необязательно быть абонентом «Ростелекома». Аналогов этого продукта нет ни у одного из российских операторов!

— Что из себя представляет интерактивное телевидение 2.0 на практике? Например, какое оборудование?

— Это маленькая коробочка, которую вы подключаете через Wi-Fi или проводной интернет к своему телевизору и можете наслаждаться любимыми фильмами или телепередачами, причем часть из них — в отличном HD-качестве. В этой коробочке есть и дополнительные функции: запись, просмотр эфира за последние 72 часа, родительский контроль. Просматривая передачу, можно нажать на паузу, чтобы сходить на кухню за чашечкой кофе, вернуться и продолжить просмотр.

— Для того чтобы отлучиться, ждать рекламную паузу уже не надо?

— Рекламные ролики вы можете просто перемотать, если смотрите архивное видео. В сервисе «Видеопрокат» доступны тысячи фильмов и сериалов разных жанров и лет. Многие фильмы появляются в «Видеопрокате» сразу после проката, еще до выпуска на DVD. Интерактивное телевидение — это уже продукт XXI века. Кроме того, эту «коробочку» вы можете с собой взять в командировку или на дачу.

Вашей «коробочке» все равно, какой в доме поставщик интернета?

— Главное, чтобы был интернет. Мы работаем на сети любого провайдера. При всем желании конкурентов «привязать» к себе клиента мы даем возможность выбора, от кого получать контент.

— Где можно приобрести это оборудование?

— В наших центрах продаж и обслуживания и в салонах наших дилеров. Заказ с доставкой на дом можно оформить через сайт «Ростелекома» или по телефону 8-800-100-0-800.

...

«НОВАЯ ТЕЛЕФОНИЯ» ДЕШЕВЛЕ МИНИ-АТС В РАЗЫ

Что такое «Новая телефония» и в чем ее преимущества с технической и сервисной точки зрения? (Альфия)

— «Новая телефония» — это тоже один из наших сервисов на базе интернета. В чем его преимущества? Сегодня все считают деньги. Возьмем корпоративного клиента: когда ему нужна телефония в офис, он покупает мини-АТС. У него идут затраты на оборудование, на инсталляцию, на монтаж, на обслуживание и т. д. Для «Новой телефонии» основное условие — чтобы у вас был нормальный интернет. И можно выходить даже на международную связь. Кроме того, можно звонить не только со стационарного, но и с мобильного телефона, закачав определенную программу. Эта технология позволяет клиенту экономить на покупке технологического оборудования, поскольку эту часть мы берем на себя.

— Вы просчитывали, насколько «Новая телефония» дешевле мини-АТС?

— Это дешевле в разы! Не буду называть конкретные цифры, потому что варианты оборудования бывают разные, но затраты на «железо» у вас уже уходят. Вы подключаете сервис и платите только за реально потребленные услуги.

— Абонентской платы нет?

— Абонентская плата есть, но она варьируется в зависимости от тарифа.

— Сколько стоит минута в «Новой телефонии»? (Леонид Борисов)

— Звонок по республике на фиксированные телефонные номера — 0,4 рубля, звонок на мобильный телефон — 1,25 рубля, международные звонки — по тарифам в зависимости от страны. На тарифе «Безлимитный» звонки на «фиксу» не тарифицируются. Что примечательно, если сотрудник выезжает в командировку, то он продолжает разговаривать с клиентами или партнерами по тем же ценам, что и сидя в своем офисе. У «Новой телефонии» нет географической привязки. Более того, 7 дней мы даем возможность использовать услугу бесплатно: вы можете попробовать, потестировать. Если услуга вам понравится, то вы ее оставляете, если нет, то мы просто ее отключаем.

— «Новая телефония» — это связь через интернет? А как с качеством звука? Например, по WhatsApp через интернет лучше не разговаривать — плохо слышно. (Ю.Тимофеев)

— Да, новая телефония работает по интернету. Но мы уже дожили до тех времен, когда качество связи аналогового и цифрового оборудования не имеет разницы. В «Новой телефонии» проблем с качеством звука нет.

— Какое оборудование требуется для «Новой телефонии», где его можно приобрести и почем? (Хаиров)

— Если у вас стандартный стационарный телефон, то будет необходим VoIP-шлюз*. А есть уже готовый комплект SIP-телефонии**, который мы просто подключаем к интернет-кабелю.

...

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ, BIG DATA, ГЕОДАННЫЕ, «УМНЫЙ ДОМ»

— Кроме традиционных услуг, какие направления деятельности вы назвали бы самыми перспективными?

— «Ростелеком» сейчас создает инфраструктуру для новой цифровой экономики. Индустриальный интернет вещей, Big Data***, геоданные — это те направления, куда мы сейчас движемся.

Что касается индустриального интернета, то мы уже готовим ряд интересных решений для татарстанских предприятий. Суть их в том, что благодаря подключению к интернету различного производственного оборудования, оснащения его специальными датчиками и системами автоматики можно значительно увеличить эффективность предприятия. Это приводит к формированию совершенно новых бизнес-моделей.

— А для массового рынка что-то связанное с интернетом вещей планируете?

— У «Ростелекома» совсем скоро будет продукт под названием «Умный дом». Это наша разработка, которая включает в себя датчики безопасности, датчики, которые отвечают за мониторинг теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения. Всем этим клиент может управлять дистанционно в специальной интеллектуальной платформе. Причем со временем «Умный дом» сможет дополняться все новым и новым функционалом. Первые пилоты в России будут запущены до конца года.

— В области спорта у вас есть проекты?

— Сегодня мы отрабатываем возможность обеспечения трансляции соревнований со всех стадионов. У нас есть магистральные линии связи, которые проходят от восточных границ России до западных и уходят на международные узлы. Мы обеспечиваем ретрансляцию крупных спортивных мероприятий в дальние регионы.

— Чемпионат мира по футболу 2018 года тоже будете обслуживать?

— В настоящий момент в Татарстане мы проводим работу по подготовке соответствующей инфраструктуры для спортивных сооружений. Так, в октябре мы «зашли» оптикой на стадион «Казань Арена». Прокладка новых кабелей не была напрямую связана с чемпионатом, но этот канал связи может быть использован в случае, если «Ростелеком» станет поставщиком услуг.

«ФИЛИАЛ СТАЛ БОЕВОЙ ЕДИНИЦЕЙ, СПОСОБНОЙ ВЫПОЛНЯТЬ АМБИЦИОЗНЫЕ ЗАДАЧИ»

— У филиала «Ростелекома» в Татарстане большой коллектив?

— Коллектив у нас небольшой — около 500 человек.

— Можно сказать, что вы — та новая метла, которая всегда по-новому метет? Команду меняете? (Дорофеева)

— В принципе, все те коллеги, которые работали до меня, остались на своих местах. Не было никакой смены команды. Я считаю, коллектив очень достойный, профессиональный, он показывает результат.

— Когда перед новым руководителем стоят определенные задачи, наверное, хочется проверить, с кем же придется идти «в разведку»? Вы как-то тестировали профессионализм коллектива?

— С момента прихода в компанию совместно с коллегами подготовили план развития филиала «100 дней» и определили показатели, которые мы должны достигнуть. То есть финальная линия была обозначена изначально. Как говорится, кто успел — тот успел, кто не успел — тот должен был подтянуться. Мы эту программу с честью выполнили и вот уже больше года работаем вместе.

При этом мы совместно с департаментом по работе с персоналом реализовали программу адаптации и развития сотрудников. Всех новых людей, которые к нам приходят, мы тестируем, обучаем, позволяем им участвовать в развивающих проектах. Те сотрудники, которые работают давно, тоже проходят дополнительное обучение — по мотивации и развитию личности, по ораторскому искусству. Думаю, коллеги почувствовали, что стало интереснее работать. Филиал стал компактной боевой единицей, способной выполнять амбициозные задачи.

— Что значит, стал «компактной»? Вы сократили штат?

— Нет, просто все по полочкам разложили. Мы провели оптимизацию, но не численную, а структурную. У нас сегодня есть отдельные управления по работе с массовым рынком, с корпоративным и государственным сегментами, есть технический и финансовый блоки, а также административно-хозяйственная служба, которая поддерживает работу филиала.

...

«ТУТ ВАЖЕН ОПЫТ...»

— У вас базовое образование — юридическое. Работая в технических областях, пришлось еще учиться?

— Тут важен опыт. Мне всегда было интересно разбираться в технологических аспектах, поэтому на определенном этапе я из юридического департамента перешел в коммерческий, чтобы развивать и продавать услуги. В свое время я работал в компании «Сантел», которая занималась запуском первого GSM-оператора в Татарстане. Потом выводил на рынок «МегаФон» в нашей республике. А перед «Ростелекомом» я более трех лет проработал в Туркменистане в компании «МТС».

Образование, полученное на юридическом факультете Казанского университета, дает возможность структурировать проблемы, что помогает в принятии решений. Но одного юридического образования не хватало, поэтому получил в КГУ еще одну специальность — «финансовой менеджмент». А чтобы разбираться в технических вопросах, есть технический директор.

— А как оказались в Туркменистане?

— Поступило предложение от МТС, и я рискнул... И не пожалел. Для меня это очень хороший опыт международного масштаба. Запуск компании в другой стране с другим языком, совершенно другими возможностями... Но мы с честью выдержали это испытание, компания сегодня работает с достойной клиентской базой. И руководство, и население страны очень благодарны, что сегодня там есть два сотовых оператора, что позволяет делать выбор. А до этого у них был единственный оператор — государственная компания «Туркментелеком».

— Надо сказать, телекоммуникации в последние годы развивались стремительно, как, пожалуй, ни одна другая отрасль...

— Помните, на заре телефонного бума мобильные аппараты были с бутылку из-под воды и минута стоила дорого? А сегодня оборудование стало компактного размера, стоимость услуг невысокая. То есть мобильная связь из элитной услуги перешла в формат ежедневных пользовательских услуг. Если по старой традиции в новый дом надо было первым запускать кота, то сегодня первым надо запускать интернет-кабель — и вы сразу поймете, где должны стоять кровать, стол и все остальные вещи...

— «БИЗНЕС Online» читаете?

— Постоянно! Даже в Туркменистане всю информацию о Татарстане получал только из «БИЗНЕС Online». Кроме того, мне нравится, что вы меняетесь вместе со всем миром, в частности недавно поменяли формат сайта, увеличили интерактивность. У вас постоянно идут какие-то опросы, и я в них всегда участвую. Это интересно. Горячая, свежая информация всегда корректна, она дает объективную картину. Будучи далеко за границей, было всегда приятно зайти к вам на сайт и посмотреть, что творится у нас, в Республике Татарстан...

Диас Нургалиевич, спасибо за интересный разговор. Успехов вам и вашей команде!

16+

*VoIP-шлюз — Voice over IP — голос через межсетевой протокол.
**SIP-телефонии — Session Initiation Protocol — протокол установления сеанса.
***Big Data — большие данные