Как шутили сегодня на съезде Российского общества политологов (РОП), Америка удачно подстроила свои выборы, чтобы политологам из России было что пообсуждать в Казани Как шутили сегодня на съезде политологов, Америка удачно подстроила свои выборы, чтобы политологам из России было что пообсуждать в Казани

«КРОМЕ ТЕЗИСОВ О ПОДДЕРЖАНИИ СТАБИЛЬНОСТИ НИЧЕГО КОНКРЕТНОГО МЫ НЕ СЛЫШАЛИ»

Как шутили сегодня на съезде российского общества политологов (РОП), Америка удачно подстроила свои выборы, чтобы политологам из России было что пообсуждать в Казани. На фоне победы Дональда Трампа все прочие актуальные вопросы современной российской политологии померкли и были поданы на пленарном заседании лишь пунктиром. В отсутствие первого лица республики, который как раз сейчас находится, можно сказать, в эпицентре событий (Рустам Минниханов все-таки прислал свое приветствие из Америки), принимал гостей спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. «Единственное, что не удалось организовать, — погоду», — пошутил спикер Госсовета по поводу сегодняшнего ледяного коллапса в Казани.

Обращаясь к собравшимся в зале политологам, Мухаметшин заявил, что как практикующий политик испытывает «дефицит рекомендаций от нашей политологической науки». «Кроме тезисов о поддержании стабильности ничего конкретного мы не слышали», — с сожалением заметил он. Не хватает, по его мнению, и анализа законотворческих практик в регионах.

Позже в своем докладе экс президент РЖД, а ныне, как оказалось, завкафедрой государственной политики факультета политологии МГУ, сопредседатель РОП Владимир Якунин ответил в том смысле, что дайте заказ — будем работать. «Раз вы ощущаете дефицит политологической продукции, тогда мы ожидаем от вас заказы», — то ли в шутку, то ли всерьез предложил Якунин. Собственно, на этом обсуждение насущных проблем политологии было закрыто — и гости встречи перешли к куда более захватывающей тематике.

Владимир Якунин (справа) Владимир Якунин (справа)

КАК ВЛАДИМИР ЯКУНИН ПРЕДРЕК КРАХ АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Новоявленный политолог Якунин в своем докладе с красноречивым названием «Россия и Запад: кризис взаимопонимания или институционализация противостояния» с ходу заметил, что после выборов в Америке «мы находимся в точке реального изменения общемировой политической ситуации, связанной с изменениями в политической системе в США». Апеллируя к известным ученым и мыслителям, он объявил о неизбежном закате западной цивилизации с ее бесконечными экспансиями и «крестовыми походами». А также о фактическом крахе американской идеологии общества потребления.

«Человек был низведен до человека потребляющего. В этом смысле, анализируя события, произошедшие в США, можно сделать выводы, что в очередной раз попытка засунуть человека в прокрустово ложе унифицированных представлений о том, что такое человек, потерпело полный крах», — заявил Якунин.

Все это не очень вязалось с образом самого спикера, который после своей отставки почти ровно год назад на форуме в Греции пустился в неожиданные откровения по поводу потребления. Закатав рукав и показав всему залу часы, которые, по оценкам самого Якунина, весьма дорогие, он рассказал о своей любви к красоте жизни: «Вообще, у меня есть два хорошо известных и приемлемых недостатка, — продолжил Якунин. — Я люблю технику и женщин. Я люблю красоту жизни. Красивая машина или красивый инструмент вызывает во мне такие же эмоции, как и красивая женщина». И добавил, что хочет «потреблять и потреблять».

Но вернемся в зал «Корстона». Далее Якунин пустился в пространные рассуждения о том, что провалена идея однополярного мира, на троне которого гордо восседают США, и о том, что «появляются новые центры силы», такие как Китай и Россия, которые «не смирились со сложившимся миропорядком». Насаждая по всему миру «универсальный набор западных человеческих ценностей», сами американцы «просмотрели что-то в собственном развитии», считает Якунин.

«Эти внутренние противоречия носили поначалу латентный характер, но потом вылились в достаточно серьезный внутренний протест — настроения, которые привели к победе Трампа. Почему? Потому что вся система строилась на обеспечении интересов мощнейший корпораций и финансовых групп», — приводил он свое мнение о происходящем на северо-американском континенте. Действуя по принципу «Разделяй и властвуй» и используя «механизмы столкновения цивилизаций», США следовали военной доктрине, предусматривавшей одновременное ведение не менее двух масштабных мировых конфликтов, говорил Якунин. Но что будет теперь с военными корпорациями при Трампе, который заявлял, что «изначально был против вторжения в Ирак в 2003 году» и что рассчитывает на «очень, очень хорошие отношения с Путиным»?

Якунин вспомнил, что в Лондоне, где он побывал недавно, все находятся в полном недоумении: «Вы даже не можете представить степень ошарашенности в политических кругах, они просто не знают, куда бежать!» — восклицал Якунин. Говорит, те, кто поумнее, уже «перекрашиваются, говоря, что это победа американской демократии», другие заверяют, что давно предполагали, что такое произойдет.

«По моему мнению, есть два варианта дальнейшего развития событий: это либо глубокая солидарность, отказ от однополярного доминирования, либо верное ввержение в пучину очень серьезного конфликта», — заключил Якунин в конце своего доклада.

Биатрис Биссио Биатрис Биссио

«ВАШИНГТОНСКИМ ЯСТРЕБАМ И ИХ СОЮЗНИКАМ ЕСТЬ ЧЕГО БОЯТЬСЯ»

Еще более категоричной в своих заявлениях оказалась ректор университета Рио-де-Жанейро Биатрис Биссио. Она с ходу обозначила свои «теплые» чувства к Штатам, которые всегда рассматривали Латинскую Америку как «задний двор». Напомнила она и про знаменитую доктрину Монро, смысл которой сводится к тому, что Латинская Америка должна служить Северной. «В Мексике есть ироничное выражение: «Бедная Мексика, она так далека от Бога и так близка к Америке, как ей не повезло», — с горечью говорит Биссио.

Она прямо заявила, что те мировые конфликты, которые развязывала Америка под видом «гуманитарной миссии», велись с единственной целью — получения доступа к дефицитным в США природным ресурсам.

«В 80-х годах были официальные отчеты о стратегических запасах сырья, в которых говорилось, что запасы этих ресурсов подходят к концу — платина, кобальт, хром, их нужно было импортировать. Основные залежи этих ресурсов расположены в политически нестабильных регионах — центральной Африке и странах бывшего Советского Союза. Позже к этому списку были добавлены литий, титаний и ниобий, они особенно важны для развития современных технологий, сверхпроводимых материалов. Официальные документы заявляют о том, что страна имеет право использовать любые стратегические минералы по своему усмотрению независимо от того, где эти минералы находятся», — утверждает ученый с южноамериканского континента.

Солидарно с Якуниным она считает, что верховенству Америки приходит конец, на мировую арену выходят Китай и Россия. «Это может быть началом конца мирового западного доминирования. Известные историки говорили о XVIII веке как о веке Европе, и все показывает, что XXI век будет веком Азии, — считает Биссио. — Гегемония США уже потеряла в ряде областей, так что вашингтонским ястребам и их союзникам есть чего бояться». Ученый не исключает, что в будущем возможна конфронтация еще большего масштаба, причем спусковым механизмом может стать конфликт в Сирии.

В противовес американской политике Биссио приводит пример Китая, который, напротив, стремится выстраивать добрососедские отношения, в том числе и с Россией. И даже попросила пригласить ее на открытие ВСМ Москва — Казань в 2020 году, которая станет частью нового «Шелкового пути».

 Олег Морозов (второй справа) Олег Морозов (второй справа) / Фото: gossov.tatarstan.ru

КАК ПОЛИТОЛОГИ ПРОСПАЛИ «БОЛОТНУЮ»

Сенатор от Татарстана Олег Морозов сконцентрировал внимание на российских проблемах. Как бывший глава управления внутренней политики Кремля он поддержал тезис Мухаметшина о том, что при всем многообразии политологов с мировым именем в России не хватает качественной прикладной политологии, которая могла бы делать не только качественный анализ происходящего, но и давать верные прогнозы на будущее. Удивляет Морозова и то, что политологи сегодня — это скорее высоколобые ученые, а вот в реальной политике орудуют политтехнологи, такое разделение политик считает искусственным.

В результате и те и другие фактически «проспали» протестное движение, начавшееся в стране осенью 2011 года — так называемую «Болотную площадь». «Не было политического продукта, который бы точно оценивал, что происходит в стране, либо этот голос не был услышан, потому что к этому моменту в политической системе страны появились взрывоопасные элементы», — вспоминал Морозов растерянность власти в те горячие деньки после выборов в Госдуму.

«В результате страна отказалась принимать выборы, которые, по словам Медведева, были самыми честными по сравнению с другими кампаниями. При том что правящая партия тогда потеряла 77 мандатов и фактически эти выборы проиграла», — освежал в памяти недавние события сенатор. Действительно, выборы-2016 оказались куда как более результативными для партии власти, которая вновь вернула себе конституционное большинство в парламенте — и никаких протестов.

Также он заметил, что сейчас страна продолжает испытывать непривычное чувство сплоченности, которое стало результатом «крымского консенсуса». Но долго ли продлится народная любовь к власти в условиях надвигающихся серьезных социально-экономических проблем? На эти и многие другие вопросы политологам, приехавшим в Казань, и предстоит ответить в ходе мероприятий съезда.

«ЧЕСТНО ГОВОРЯ, НЕ ВЕРИЛ, ЧТО ИСТЕБЛИШМЕНТ ТРАМПА ПРОПУСТИТ»

После встречи Якунин, отвечая на вопрос об итогах выборов США, привел мнение своего друга, живущего в Америке. «Он сказал, что в этом нет ничего удивительного, поскольку Трамп единственный из людей такого масштаба, который произносит то, что заставляет их сказать: „Ну мы же так и думали!“ Он поднимает те проблемы, которые, как считают американцы, действительно надо решать. Политический истеблишмент очень серьезно просчитался, поверив в то, что они сами и создавали, — пропаганда накачивала одного кандидата, дискредитировала другого кандидата, и в какой-то момент истина стала подменяться этим продуктом», — говорит Якунин.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросила у Якунина, как же так получилось, что политологи всего мира «просмотрели Трампа». «Есть синдром убежденности, когда изо дня в день идет информационная накачка, которая демонстрирует маргинальность Трампа, которую искусственно создавали. Когда все ведущие СМИ пишут об одном и том же. Когда весь Запад ориентирован на это. Политологи оказались заложниками этого гипноза. Хотя были и те, которые высказывали осторожное мнение. Ведь Трампу сначала предсказывали, что его кампания закончится в течение двух месяцев и он сойдет со сцены. А когда этого не произошло, уже можно было задуматься, почему это не произошло. Внутренне я выступал за то, чтобы произошла смена [власти], нужно было разрешить эту конфликтную ситуацию. Но, честно говоря, не верил, что истеблишмент Трампа пропустит», — заявил Якунин, отвечая на вопрос нашего издания.

«ВСЕ МОЛЧАТ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ДУРНОЙ ТОН — ПРИЗНАТЬСЯ, ЧТО ТЫ ГОЛОСОВАЛ ЗА ТРАМПА»

Участники съезда российского общества политологов ответили на вопросы «БИЗНЕС Online» о том, что означают выборы в Америке и почему политологи «проспали Трампа»?

Наиль Мухарямов — завкафедрой политологии и права Казанского энергетического университета:

— Хиллари Клинтон приезжала в Казань, мы встречались с ней в университете. А с Трампом я встретился случайно в 1995 году, меня пригласила Шафика Давлет, наша землячка, которая живет в Палм-Бич. Там был утренник рождественский, а председателем клуба был Трамп, я с ним несколько минут поговорил даже. Есть такое понятие — бонвиван, жуир — человек, который любит пожить, который доволен собой, знает вкус к хорошей кухне, всяким удовольствиям. Но Трамп — говорят что он популист, клоун, — он очень успешный бизнесмен. Причем из реального сектора, он не финансист, он строитель. Пятое авеню наполовину застроено его небоскребами. Он будет очень прагматично себя вести. Образ шоумена — это одно, а жизненный опыт — это другое. А то, что он не имеет опыта в политике, в Америке много случаев, когда к власти приходили... Кто такой Джимми Картер до того, как стал президентом, он не был политиком. Но тут надо ждать, все прогнозы будут выглядеть как гадание на кофейной гуще.

Олег Зазнаев — завкафедрой политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:

— Конечно, вопрос, почему просчитались политологи, просчитались в прогнозах по Америке, будет обсуждаться. СМИ убаюкали общественное мнение, сказали: «Ничего страшного — победит Клинтон, не переживайте». А что касается самих избирателей, то не принято в Америке говорить: «Я голосую за Трампа». Даже мои знакомые говорят, что спрашивают: «А кто за Трампа голосовал?» Все отвечают: «Я — нет». И все молчат, потому что это дурной тон — признаться, что ты голосовал за Трампа. И когда социологи спрашивали, за кого будут голосовать, все отвечали, что за Клинтон, а в итоге проголосовали за Трампа. Это было голосование и против Клинтон, и против своего положения, состояния, за улучшение дел. То есть это своего рода тихий протест, который привел к таким результатам.

Олег Шабров — завкафедрой политологии и политического управления факультета госуправления РАНХиГС при президенте РФ:

— Авторитет сегодняшнего съезда таков, что Соединенные Штаты Америки специально выборы свои под нас подстроили, чтобы мы могли их обсудить (шутит). Я не предполагал, что победит Трамп. Его кто-то ведет и одновременно топит Клинтон, отсылая к России, что это Россия ее топит. Нет, это не Россия. Но мне кажется, главный итог этих выборов не в том, кто победил. Не будет разницы, все одно и тоже. Конечно же, в нюансах — да. Но и за Клинтон, и за Трампом стоят влиятельные финансовые круги, они не позволят слишком далеко отклоняться от нужного коридора. Вывод здесь неутешительный для США: Трамп апеллировал к антисистемной части американского общества, и его победа означает, что эта часть американского общества уже возобладала. Кстати, сегодня пошли протесты, а никогда такого не было. По сути, начался майдан, «цветная революция». Она действительно «цветная», потому что крушить начали мигранты. Думаю, что там все, конечно, успокоится, но это серьезный сигнал для политической системы страны. По всей видимости, там идут серьезные подвижки, народ выступает за системные изменения.