Руководство организованной промышленной зоны «Гебзе» (Турция) рассматривает варианты создания совместной промышленной зоны на базе Свияжского мультимодального логистического центра в Республике Татарстан//Фото: tatarstan.ru Руководство промышленной зоны «Гебзе» рассматривает варианты создания совместной промышленной зоны на базе Свияжского мультимодального логистического центра Фото: tatarstan.ru

ОБРАЗЦОВЫЙ ДОЛГОСТРОЙ, ИЛИ В ОЖИДАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Площадка СММЛЦ заинтересовала руководство турецкой компании «Гебзе»: она рассматривает варианты создания там совместной с Татарстаном промышленной зоны. Об этом президент РТ Рустам Минниханов накануне разговаривал с председателем правления «Гебзе» Вахидом Йылдырымом, сообщает пресс-служба главы РТ. Это новый возможный поворот в витиеватой истории Свияжского логоцентра.

Он был задуман еще в начале 1990-х как интегрирующий центр в области международной и межрегиональной грузопереработки на перекрестке транспортных коридоров Север — Юг, Запад — Восток и создаваемого маршрута Европа — Западный Китай. С федеральными властями о проекте договаривался тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев. Отвели землю, сделали макроэкономическое обоснование проекта. Акцент делался на контейнерных грузах, наиболее важным игроком при этом должно было стать ОАО «РЖД», точнее его «дочка», «Трансконтейнер». По оценкам экспертов, к 2000 году на региональном уровне было сделано максимум возможного. Но проект изначально предполагался для работы с международными и межрегиональными грузами, для выхода на данный уровень возможности самой республики были объективно ограничены.

Следующий этап стартовал в 2006 году, когда проект включили в ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2006 - 2010 годы», а в 2009-м — в ФЦП развития транспортной системы России на 2010 - 2015 годы. Согласно информации ФКУ «Ространмодернизация», курирующего проект с федеральной стороны, в 2010 - 2014 годах освоено 12,5 млрд. рублей, из которых 6,54 млрд. — из бюджета РФ, 1,46 млрд. выделил Татарстан, 4,53 млрд. — из внебюджетных источников. Правда, в релизах минтранса РТ фигурирует другая сумма — 8 млрд. (6,5 — из бюджета РФ).

Примерно четыре года назад от «команды» официально прошедших по конкурсу в 2010 - 2011 годах инвесторов — ООО «Кен», ОАО «Татфлот», ЗАО ФК «Дорстройинвест» и ОАО «Совфрахт» — отстранился главный потенциальный участник — РЖД (и на сегодня Свияжск в число 46 базовых логистических центров РЖД не вошел). Отметим, что, по данным источников «БИЗНЕС Online», единого, согласованного всеми участниками детального проекта у СММЛЦ так и не появилось... В итоге срок сдачи СММЛЦ постоянно сдвигался: 2013-й, 2015-й, 2017-й. Менялись и прогнозы тоннажа обрабатываемых грузов: 14,7 млн. т, 12,2 млн. тонн.

По официальным данным, на сегодня (то есть за 7 лет с начала непосредственно стройки) завершен гидронамыв, обеспечено электроснабжение, закончено строительство причальной стенки, подъездных железнодорожных путей, автомобильной дороги с транспортной развязкой, соединяющей СММЛЦ с федеральной трассой М7, модернизировано оборудование станции Свияжск. Вот и все, что могли показать вчера потенциальным турецким партнерам, но это лишь малая часть того, что должно быть сделано. Согласно документам, опубликованным на сайте минтранса РТ, в комплексе должны появиться контейнерный терминал, терминал для насыпных грузов, складской комплекс, три сервисных комплекса, а также торговый и гостиничный комплексы, объекты общепита. Словом, строительство СММЛЦ только в начале пути. И, по всей видимости, никто не понимает, что делать с логоцентром дальше. Возможно, потому, что международные транспортные коридоры (Север — Юг и Запад — Восток) должны полностью заработать в лучшем случае к 2020 году? Или потому, что до сих пор не решен вопрос о допуске на Волгу иностранных судов? В любом случае площадка не готова к приему резидентов, окончание строительства — в тумане...

Шамиль Агеев Шамиль Агеев: «Туркам сейчас любое предложение в России интересно!»

«ТУРКАМ ПРОСТО НЕОБХОДИМО ПРЕДЛОЖИТЬ КАКИЕ-ТО НОВЫЕ ПРОЕКТЫ»

В поисках выхода из сложившейся ситуации в ноябре 2015 года Минниханов сделал «Гебзе» первое предложение о создании в Свияжске особой экономической зоны (ОЭЗ). Однако месяц спустя, когда Татарстан презентовал в Москве первую очередь СММЛЦ, ни о каких турках речи уже не шло. Федералы же тогда намекнули: «Наступает следующий этап, в котором лидирующую роль должен сыграть Татарстан». Или: баба с возу — кобыле легче. И уже в нынешнем июле стало известно, что до конца года СММЛЦ передадут в собственность республики. Далее было заявлено о том, что управлять логоцентром будет команда ОЭЗ «Алабуга». Однако дальше заявлений дело, похоже, так и не пошло. «В первую очередь необходимо подчеркнуть, что решение о передаче либо непередаче СММЛЦ в управление ОЭЗ „Алабуга“ принимают наши акционеры — в данном случае это министерство экономики республики, — сообщили вчера „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе „Алабуги“. — Поэтому данный вопрос следует адресовать именно в это ведомство (там не смогли оперативно отреагировать на запрос „БИЗНЕС Onlineприм. ред.). Но, насколько нам известно, принято решение не передавать СММЛЦ в управление „Алабуге“, и мы не получали решения о передаче нам Свияжского центра».

И на этом фоне следует второе предложение туркам. Или это была их инициатива? «Туркам сейчас любое предложение в России интересно! — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. — Потому что им после определенных осложнений в российско-турецких отношениях просто необходимо предложить какие-то новые проекты. Вот и...»

Равиль Зиганшин (слева) Пока единственным резидентом логоцентра остается «Татфлот», который контролирует Равиль Зиганшин (слева)

Татарстан, как следует из вышесказанного, тоже, мягко говоря, заинтересован в привлечении партнеров для СММЛЦ (пока единственным резидентом логоцентра остается «Татфлот», который контролирует Равиль Зиганшин, директор ПСО «Казань» — подрядчика строительства логоцентра; в дальнейшем грузовой порт планируется перенести из Казани в СММЛЦ). А «Гебзе», как уверен Агеев, — прекрасный партнер: «У этой компании есть реальный практический опыт, есть технологии привлечения инвесторов, а успех в этом деле во многом зависит именно от таких технологий. У „Гебзе“ в Турции зона работает очень успешно. Наш президент, кстати, там был, и он прав: важно привлекать передовые технологии со всего мира. У нас таких технологий и опыта пока нет». Напомним, ОЭЗ «Гебзе» расположена на границе между Стамбулом и Коджаэли. В ней зарегистрированы 156 компаний (42 из них — зарубежные). Это наиболее динамично развивающаяся и первая особая промышленная зона в Турции и в мире, полностью финансируемая инвесторами, без привлечения кредитования. Экспорт предприятий зоны оценивается в $1 млрд., инвестиции — в $1,35 миллиарда. Сферы деятельности резидентов: машиностроение, автомобилестроение, производство автокомпонентов, IT-отрасль, производство продуктов питания, пластмасс, электрического оборудования, электроники.

А вот по мнению вице-президента Академии наук РТ Вадима Хоменко (его группа из НИИ региональных социально-экономических и правовых исследований ТГГПУ участвовала в оценке грузопотоков СММЛЦ), на месте турок в СММЛЦ логичнее смотрелись бы китайцы. «Для Турции Свияжский логистический центр, конечно, далековат, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — С точки зрения отдельных производств Турция может курировать, да. С точки зрения заказов на самостоятельные работы — тоже может. А вот с точки зрения курирования самой транспортной линии, наверно, нет. Вот Китаю такие точки больше интересны, потому что Китай свою логистическую сеть развивает по всему миру, а уж на евразийской территории и подавно. Он готов закладывать свою логистику и на территории Транссиба, создает южную ветку транспортно-логистических поставок. Он готов, потому что ему нужен сухопутный, морской и смешанный вариант поставки своих товаров. Вот Турция такими амбициями не обладает. Поэтому участие Турции — это отдельные промышленные проекты, отдельные строительныепроекты. Но, думаю, не больше. Турция не объявляет своей целью контроль за глобальными транспортными коридорами, за исключением южных транспортных».

... На сегодня в логоцентре завершен гидронамыв, обеспечено электроснабжение, закончено строительство причальной стенки, подъездных железнодорожных путей, автомобильной дороги с транспортной развязкой, модернизировано оборудование станции Свияжск

«ЧЕГО У НАС НЕТ? ПРОМЫШЛЕННОСТИ!»

Но останется ли у свияжской площадки функции международного логистического узла (а это геополитический фактор: как полагают эксперты, СММЛЦ должен ускорить формирование евразийских транспортных коридоров), или она превратится в элементарную особую экономическую промзону регионального значения, которых в Татарстане и так наплодили несколько штук?

«Создание промышленных зон вблизи крупных мультимодальных центров, имеющих федеральное и международное значение, обычно бывает частью проекта, — отмечает Хоменко. — В принципе, промплощадка там закладывалась. Для чего это необходимо? Промзона должна способствовать работе логистического центра, поэтому туда выносят производства, связанные с перескладировкой, доработкой транспортируемых грузов и так далее. Туда же можно отнести ремонтные производства. Ряд производств, который ориентирован на работу этих транспортных систем, тоже можно отнести в зону. То есть продукция производится, грузится и отправляется дальше — вот что такое промзона, но она находится в профильной деятельности основного логистического центра. Вот тогда логика есть. Если просто любые производства размещать в этой зоне, тогда размывается профиль самой зоны СММЛЦ». Вице-президент АН РТ подчеркивает, что допустить этого нельзя ни в коем случае — рано или поздно логистический проект должен быть реализован. Но республика, по его словам, такой проект не вытянет, поэтому всемерную поддержку должен оказать федеральный центр.

А вот Агеев полагает, что опасаться нечего: «Да не будет переориентации! Да и если бы она произошла, это было бы хорошо. Потому что чего у нас нет? Промышленности! Это было бы просто плюсом». По его мнению, предаваться пессимизму не стоит: «С авиазаводом тоже вначале не знали, что делать, а сейчас он зашевелился немножко. Не знали, что с сельским хозяйством делать, но оно тоже зашевелилось». Вчера Минниханов предложил создать рабочую группу по совместному проекту на базе СММЛЦ. По данным «БИЗНЕС Online», накануне же в минэкономики РТ прошло первое заседание по вопросу.

Отметим, что если Татарстану и рассматривать возможности использования транспортных коридоров, то именно СММЛЦ как их перекресток обладает наибольшим потенциалом. Так, возможный доход от будущего транзита по МТК Европа — Западный Китай в любом случае будет ограничен, и это будет лишь транзитный доход. СММЛЦ же после запуска транспортных коридоров может стать почти столь же значимым драйвером экономического роста Татарстана, как и «Алабуга». Время для доведения проекта пока есть (международные транспортные коридоры, как ожидается, заработают к 2020 году), вопрос лишь в том, сумеет ли республика распорядиться имеющимися возможностями.

Тимур Латыпов, Елена Никонова, Дмитрий Воронцов