... Бюджет бездефицитный — и таким он видится все три года, заметил глава финансового управления исполкома Казани Радик Шафигуллии

«ВСЕ! ДРУГИХ НЕ БУДЕТ»: НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ПРОДОЛЖИЛИ ПИКЕ

Публичные слушания по проекту бюджета Казани на 2017 - 2019 годы прошли накануне в актовом зале Дома работников образования на ул. Баумана. Собрались около 70 человек — в основном муниципальные чиновники, депутаты Казгордумы, но были и горожане.

Бюджет бездефицитный — и таким он видится все три года, заметил глава финансового управления исполкома Казани Радик Шафигуллин. На 2017 год доходы и расходы бюджета прогнозируются на уровне 19,4 млрд. рублей, на 2018 год — 20,1 млрд. рублей, на 2019 год — в сумме 20,3 млрд. рублей. Предельный объем муниципального долга города Казани в 2017 году ожидается в размере 29,8 млрд. рублей, в 2018 году —13,5 млрд. рублей, в 2019 году — в размере 13,7 млрд. рублей. На обслуживание муниципального долга в 2017 году городская казна направит 569,2 млн. рублей, из которых 25 млн. рублей пойдет на уплату процентов за рассрочку по бюджетным кредитам из республиканской казны.

«На протяжении ряда лет, начиная с 2009 года, нами принимался трехлетний бюджет. И только в прошлом году в связи с нестабильностью на сырьевых рынках на всех уровнях было принято решение об однолетнем бюджете», — объяснил Шафигуллин примерность цифр будущих периодов.

В основу бюджета положили макроэкономические показатели РФ до 2019 года с $40 за баррель нефти на протяжении 3 лет. Стоимость доллара прогнозируется в 2017 году на уровне 65 рублей, в 2018 году — 64,6 рубля, в 2019-м — 64,1 рубля. Уровень инфляции в 2017 году составит 4,9%, 4,4% в 2018, 4,1% в 2019 году. Эти же параметры заложены и в бюджете республики.

«Да, следующий бюджетный год такой же неопределенный, как и предыдущий, ничего нового нет, кроме того, что у нас будет бюджет опять трехлетний, — сказал председатель комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, местным налогам Казгордумы Айрат Гарипов. — В принципе, это ничего не меняет. Это дает некую иллюзию стабильности. Когда обсуждается бюджет, стоит смотреть и программу социально-экономического развития. А судя по макроэкономическим показателям, нам в ближайшие три года не предстоит собираться для обсуждения. Это неправильно!»

В структуре доходов бюджета города на 2017 год 10,5 млрд. рублей занимают налоговые доходы, неналоговые доходы — 2,3 млрд. рублей, межбюджетные трансферты — 6,5 млрд. рублей, которые будут уточняться по мере выделения средств республикой.

«За пять лет прослеживается устойчивая тенденция к снижению неналоговых доходов и увеличению значимости налоговых доходов в структуре бюджета города», — пояснил Шафигуллин. Основными источниками налоговых доходов остаются налог на доходы физлиц (41%, или 4,3 млрд. рублей), земельный налог (3,4 млрд. рублей) и налог на совокупный доход (1,8 млрд. рублей). Прочие сборы — 834 млн. рублей (налог на имущество физлиц — 500 млн. рублей, госпошлина — 245 млн. рублей, акцизы на нефтепродукты — 54 млн. рублей). За счет налога с добычи общераспространенных полезных ископаемых бюджет планирует получить 30 млн. рублей, на игорный бизнес, букмекерские конторы, — 5 млн. рублей.

За счет акцизов на нефтепродукты формируется муниципальный дорожный фонд. Вокруг него в ходе обсуждения развернулась борьба — отправлять эти деньги на ямочный ремонт городских дорог или отдать предпочтение поселковым улицам. «Мы будем просить, чтобы большая часть средств шла на поселковые дороги», — сказала секретарь Казгордумы Людмила Андреева. Шафигуллину оставалось напомнить, что в этом году, минуя бюджет города, республика выделила 3 млрд. рублей на ремонт городских дорог, в том числе поселковых. «Я думаю, на будущий год эта помощь будет продолжена», — сказал глава финуправления.

Оказывается, есть еще что продавать казанской казне, хотя все меньше и меньше активов в ней остается после успехов прошлых лет. Напомним, что рекордным стал 2014 год, когда КЗИО под руководством Ратмира Шайдуллина продал имущество более чем на 1,3 млрд. рублей (всего же в тот год КЗИО сработал почти на 3,9 миллиарда). Теперь же в структуре неналоговых доходов на 2,4 млрд. рублей, которыми ведает комитет земельных и имущественных отношений, средства от продажи активов — лишь 570 млн. рублей. Еще 1,4 млрд. рублей (порядка 80%) планируется получить от использования муниципального имущества, иные неналоговые доходы составят 355 млн. рублей.

«Мы должны понять, что в течение ближайших трех-пяти лет мы останемся на наших налоговых доходах и каких-то арендных платежах, — комментировал Гарипов. — Все! Никаких других всплесков не будет. НДФЛ — это камень преткновения. Для республики этот налог уже стал основным, даже налог на прибыль в силу кризиса не так формирует доходную часть».

ПЕРЕДАННЫЕ ГОРОДУ ГОСПОЛНОМОЧИЯ НЕ ОБЕСПЕЧЕНЫ ДЕНЬГАМИ — ТРЕБУЕТСЯ 1,1 МЛРД. РУБЛЕЙ

На что будут тратить? На слушаниях широкими мазками описали расходную часть. Из 19,4 млрд. рублей доходов порядка 14 млрд. рублей (72%) потратят на социально-культурную сферу, что на уровне 2016 года. Общегосударственные вопросы оценили в 1,2 млрд. рублей, расходы на ЖКХ — 1 млрд. рублей, нацбезопасность — 156 млн. рублей. На природоохранные мероприятия на будущий год потратят 106 млн. рублей, отрицательный трансферт составит 60 млн. рублей.

В самом разделе социально-культурной сферы большая часть расходов идет на образование — 13 млрд. рублей (10 млрд. — фонд оплаты труда, 1,1 млрд. — коммунальные услуги, налоги — 535 млн. рублей, компенсация расходов на питание — 434 млн. рублей, прочие расходы — 952 млн. рублей). Причем из бюджета города на образование идет 7,2 млрд. рублей, субвенции РТ — 5,8 млрд. рублей. Всего в городе насчитывается 600 учреждений образования с 321 детсадом и 166 школами.

Рушания Бильгильдеева «Достаточно ли средств на обеспечение детей горячим питанием в школах?» — поинтересовалась лидер татарстанских справедливороссов Рушания Бильгильдеева

«Достаточно ли средств на обеспечение детей горячим питанием в школах?» — поинтересовалась депутат Казгордумы, лидер татарстанских справедливороссов Рушания Бильгильдеева. Шафигуллин уточнил, что финансирование идет не в полном объеме — разнятся подходы минфина РТ и исполкома города в этом вопросе, так как республика выделяет 6,9 рубля на одного учащегося по нормативу. Как можно накормить ребенка на эти неполные 7 рублей, понятно без всяких слов. Ведь школьный обед стоит в 8 - 9 раз дороже...

«Мы подходим адресно и считаем, что помощь должны получать дети в том объеме, в котором они нуждаются. А порядка 18 процентов наших детей нуждаются в помощи», — сказал Шафигуллин. Напомним, без малого 20 тыс. детей из малоимущих семей питаются в школах бесплатно, и на это надо свыше 226 млн. рублей. Пока в школьном котле — дыра на 100 млн., развел руками Шафигуллин. Вопрос этот стоит еще не остро, проблема заявит о себе в полный рост не раньше сентября 2017-го. И закрывать дыру финуправление планирует за счет внутренних резервов и передвижек.

На здравоохранение в будущем финансовом году планируют потратить 17 млн. рублей (сумма невелика, поскольку львиная доля затрат в этой сфере — в ведении фонда медстрахования). 114 млн. рублей на физкультуру и спорт, на социальную политику — 408 млн. рублей, на культуру — 432 млн. рублей.

В структуре других расходов — общегосударственные вопросы на 1,2 млрд. рублей (содержание аппарата управления на 793 млн. рублей, резервный фонд на 113 млн. рублей), а также национальная экономика с расходами на 2,2 млрд. рублей. В последний раздел вошли расходы на доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан (659 млн. рублей), содержание дорог, искусственных сооружений (1,3 млрд. рублей), перевозка пассажиров метрополитеном — 180 млн. рублей, содержание и ремонт гидротехнических сооружений — 2 млрд. рублей.

Депутат Казгордумы, гендиректор ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» Булат Кутдусов поинтересовался тем, какие показатели положили за основу бюджетного планирования. Назначенный в тот же день новый глава комитета экономического развития Артур Валиахметов сообщил, что в основе — уже озвученные Шафигуллиным показатели минфина РФ. Валиахметов отметил, что рост индекса потребительских цен в 2017 году составит 4,4%, индекс промроизводства вырастет на 1,1%, такой же рост в торговом обороте и столько же в сфере услуг. Рост зарплаты планируется на уровне 5,6%. По данным Валиахметова, средняя зарплата в сфере МСБ по итогам следующего года составит 26,4 тыс. рублей.

Андреева попросила уточнить Валиахметова, сколько программ вообще существует в городе и какая часть из них обеспечена финансированием. В прошлом году таковых было 15, однако свежеиспеченный главный экономист исполкома оперативно обновленные данные сообщить затруднился.

«Время идет, и расходы не стоят на одном месте, не все переданные муниципалитету госполномочия полностью обеспечены, — протянул руку поддержки коллеге Шафигуллин. — Образование — это самый крупный вопрос на данный момент. Работу мы ведем. Если мы сдвинем образовательный пласт, то создадим прецедент. Пусть у нас и не прецедентное право, но мы сможем пересмотреть и другие нормативы».

Глава финуправления уточнил, что суммарная нехватка финансов по госполномочиям составляет порядка 1,1 млрд. рублей, из которых порядка 1 млрд. рублей приходится на сферу образования. Покрывать дыру рассчитывают при поддержке казны РТ.

«Бюджет Татарстана еще не принят, профильные министерства не определились с межбюджетными трансфертами, — сказал Шафигуллин. — Пока мы тревог в сторону уменьшения межбюджетных трансфертов не видим со стороны республики».

Евгения Лодвигова Евгения Лодвигова возмутилась отсутствием средств на программу развития городского туризма до 2018 года, которая была принята в прошлом году без финансирования

«НЕТ НИ КОПЕЙКИ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ТУРИЗМА»

Вице-мэр Казани Евгения Лодвигова в ходе слушаний возмутилась отсутствием средств на программу развития городского туризма до 2018 года, которая была принята в прошлом году без финансирования.

«В этом году я опять не увидела [финансирования], хотя депутаты поднимали этот вопрос, — сказала Лодвигова. — С одной стороны, в «Стратегии-2030» город должен прирасти 5-миллионным туристом. С другой стороны, нет ни копейки денег на программу развития городского туризма. Каковы пути решения?»

Шафигуллин объяснил, что в бюджет включены первоочередные нужды, а в подвисшем состоянии помимо нехватки 1,1 млрд. рублей на выполнение госполномочий остаются расходы на 1,8 млрд. рублей. Здесь сидят в числе прочих расходы на благоустройство — нет денег на те же дорожные работы и реагенты, а также дорожную разметку. Попала в печальный список и «туристическая» программа.

«Эти суммы мы обозначили, доведем до республиканского бюджета, до президента, — сказал Шафигуллин. — То есть сейчас принято решение о том, что мы в январе по итогам исполнения бюджета текущего года увидим остатки на начало года. Будем смотреть, на что мы можем их потратить, и частично просить республиканский бюджет о выделении дополнительных средств. Эти средства [на туризм] не забыты, они просто не вошли в первоочередные расходы, но в нашей таблице они есть».

Андреева заострила вопрос: так есть программа туризма в бюджете или нет? Лодвигова ответила: по факту ее нет. «Значит, от нее надо оказываться», — резко сказала Андреева, из-за чего в зале повисла неловкая тишина. Шафигуллин смягчил ситуацию — он не стал говорить об отсутствии программы, а попросил позднее подробнее обговорить этот вопрос.

«Эти расходы не сразу в бюджет вошли, — сообщил в общении с журналистами глава финуправления. — Почему? Потому что часть мы можем произвести чуть позже, определиться в течение первого квартала следующего года с источниками. Именно эти расходы остались за бортом. А расходы, которые запланированы с 1 января, все обеспечены финансированием. Если смотреть расходы предыдущих лет, то всегда за счет дополнительных источников, доходов, экономии расходуются дополнительно от 1 до 2 миллиардов рублей. Это те расходы, которые изначально не вошли в бюджет, но на них были допдоходы, которых, к сожалению, нет в этом году. На это пойдут остатки».

«ПРОГРАММА БЕЗ ДОХОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ ОСТАНЕТСЯ КОНСТАТАЦИЕЙ ФАКТА»

Депутат КГД, гендиректор ОАО «Мойдодыр-Казань» Надыр Хайруллин вновь поднял вопрос финансирования и создания отдельной программы для поселков.

«В свое время эта программа была, имела место, и каким-то образом все социальные вопросы решались, хотя по отраслям какие-то мероприятия проводятся, — сказал Хайруллин. — Сейчас настало время больше внимания уделять пригороду, поселкам. Мы можем приблизиться к составлению это программы?»

Шафигуллин отверг слова о том, что из-за отсутствия программы поселки обделены вниманием. «Мы предусматриваем средства на содержание поселков, дорог, освещение, плюс к этому ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на строительство дорог внутри самих поселков, — сказал глава финуправления. — Эти расходы разрознены. А вы, как я понимаю, хотите в комплексе...»

Хайруллин сообщил, что нужно подумать над тем, чтобы все эти мероприятия и были объединены в одну программу с указанием цифр, дат выполнения, ответственных структур. «Неужели это сложно?» — спросил он.

Глава финуправления не отступал и сообщил, что можно написать не один десяток программ. «Любая программа останется лишь констатацией факта без каких-то доходных источников. Но мы стараемся не допустить срывов финансирования социальных статей наших расходов, — сказал Шафигуллин. — Если мы примем еще одну программу, то самым главным препятствием на этом пути будет отсутствие источников средств».

Гарипов на правах бывшего финансового алхимика исполкома напомнил: когда составляли программный бюджет города, пару лет назад, то просто «взяли те же цифры и засунули их в программу». «Это все равно что мы деньги направили не на питание ребенка, а на некую программу развития его личностного роста», — уточнил он под смешки в зале.

На этом обсуждение подошло к концу. Впереди рассмотрение проекта бюджета профильными комиссиями Казгордумы и принятие финансового документа на сессии.