Довольно громким событием в околокультурной жизни республики стала резкая критика музыкального фестиваля «Үзгәреш җиле», с которой выступил Салават Фатхетдинов. Между тем на той самой пресс-конференции в последней день осени звезда татарской эстрады, профессор Института культуры и глава жюри конкурса «Татар моңы» несвойственно для себя говорил очень много. «БИЗНЕС Online» знакомит с основными тезисами, высказанными Салаватом по различным животрепещущим темам.
Салават Фатхетдинов
1. НАША МЕЧТА: ЧТОБЫ ВСЕ ТАТАРЫ ПЕЛИ
— Есть много песенных конкурсов: и «Татар җыры», и Вагаповский фестиваль, и «Созвездие-Йолдызлык». Мы им дарим своих певцов, которые прошли через «Татар моңы», чтобы они не сидели без дела. Все члены жюри тратят на работу с конкурсантами свободное время, откладывают свои гастроли. Мы как группа фанатов, в хорошем смысле этого слова. Но кому-то ведь нужно это делать! У нас в Татарстане есть такая традиция: в мае уезжаем и до августа ездим по миру, ищем поющих татар. Но, привезя одного из Брюсселя, а другого из Австралии, невозможно развить татарское песенное искусство. Наша мечта: чтобы все татары пели.
2. ХУЖЕ ВСЕГО ПО-ТАТАРСКИ ГОВОРЯТ В КАЗАНИ
— Хуже всего говорят по-татарски в Казани и Татарстане. Если выезжаете за пределы Казани — в Екатеринбург, в Пермь или Челябинск — там по-татарски говорят очень чисто. А мы же и не татары, и не русские.
3. МЫ СВОИХ ДЕВУШЕК НА СЦЕНЕ НАЧАЛИ ОДЕВАТЬ
— Мы своих девушек на сцене «Татар моңы» начали одевать. Почти раздетые были, чуть-чуть оставалось, а мы их одели. Вот, на нынешнем конкурсе отберем 70 человек. Мы всех оденем в индивидуальные костюмы, они не будут повторять друг друга. И будет все по-татарски: и внутри, и снаружи.
4. ЯЗЫК НУЖНО СОХРАНЯТЬ В СЕМЬЕ
— Язык нужно сохранять в семье. Вот, мы говорим с гордостью, что, мол, татары, а дома в семье с детьми разговариваем по-русски. Нужно начать с себя и потом распространить это по всей стране.
5. ЖУРНАЛИСТЫ ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ: «КАК Я СЧИТАЮ»
— Большинство журналистов пишет полуанонимно. Пишут всякое, создают тем самым общественное мнение. А нужно всегда писать: «Как я считаю». Бывает, что не прослушали ни одной песни артиста, а берутся его оценивать. Пишите свои имена, как есть!
Вот, еще во время переписи я приехал к маме и говорю ей: обязательно пиши себя татаркой! А она: нет! Говорит, что башкирка. Мол, так в сельсовете сказали, а то и сено не приготовлено и другое. Что ей сказали в сельсовете, то и надо выполнить. Нет, пишите от своего имени. Это мой совет.
6. ЕГЭ ДЛЯ ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ — ЭТО НЕНУЖНАЯ ВЕЩЬ
— Недавно пришла одна девочка поступать к нам в Институт культуры. Кто она и откуда — этого не скажу, но она такая бездарная, в жизни не будет петь по-татарски! А ЕГЭ зашкаливает за 200 баллов. Даже кол поставишь, а все равно возьмут в вуз. Я считаю, что ЕГЭ для нашего института, а также для консерватории — это ненужная вещь. Баллы могут быть высокие, а петь человек не умеет, хотя по закону имеет право поступить. Это большая проблема. Как так: талант есть или его нет! Ему нельзя где-то научиться, можно только отшлифовать. Подумываю обратиться к депутатам. Может быть, человек хорошо поет, а по ЕГЭ баллов не хватает или наоборот. Есть такой закон: «Башы булса — тавышы юк, тавышы булса — башы юк» («Если ли есть голова — голоса нет, есть голос — то нет головы»). Чтобы и голова была, и голос — это большая редкость.
7. НИ У КОГО НЕТ ПРАВА ИЗМЕНЯТЬ СТИЛЬ ИЛЬХАМА ШАКИРОВА
Как можно старую татарскую песню аранжировать на современный лад? Ни у кого нет права изменять стиль Ильхама Шакирова — он наша единственная неповторимая история! Из Ильхам абый сделали шоу. Первым это шоу сделал «Барс-Медиа», когда он спел с Муниром Рахмаевым. Вытащили легенду на сцену и выставили на посмешище. Хип-хоп какой-то.
8. ЕСЛИ НАЧАЛЬНИК БОЛЕЕТ ДУШОЙ ЗА БУДУЩЕЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА — ДОЛЖЕН ПРИХОДИТЬ НА КОНЦЕРТЫ
— Должны ли приходить на концерты татарской эстрады руководители? А что главнее: яйцо или курица? Если начальник болеет душой за будущее татарского народа, то должен приходить. Вот я никогда не жду, сам хожу на концерты. Смотрю и хорошее, и плохое.
9. Я ПРО СВОЙ ГОЛОС ХОРОШО ЗНАЮ, МОЖЕТ, ОН И ПОСРЕДСТВЕННЫЙ
— Вот, на телевидении есть передача «Мәдәният дөньясында». Туда ходит один и тот же круг людей, у которых нет своего мнения. Нужно же приглашать тех, у кого оно есть! Вот есть один тип — фамилию не помню, какая-то азербайджано-еврейская, преподаватель в консерватории. Он пишет про меня, что весьма посредственный голос у этого человека. Я-то про свой голос хорошо знаю, не скрываю этого, может, он и посредственный. Дальше этот человек пишет — вышла мегазвезда Зиля Сунгатуллина, типа опустилась до моего уровня. Этот профессор пишет не свое мнение, даже татарского не знает, а создает общественное мнение. Написал бы «я так думаю», а то народ ведь верит. А когда Сунгатуллина последний раз выезжала на гастроли? Ей, кстати, было с нами очень хорошо.
10. МАРАТ ГАРАЕВ СОЗДАЛ ТАТАРСКУЮ ЭСТРАДУ
— По «Үзгәреш җиле» можно разное говорить, но почему они не посоветовались с нами, с людьми, что-то сделавшими для искусства? Могли бы и у Марата Гараева спросить. «Барс-Медиа», Марат создал татарскую эстраду, вывел артистов на сцену. Да, если русский концерт стоит 1 тысячу рублей, то татарский должен стоить 100, я знаю это соотношение. А у Марата билеты по 9 тысяч на «Татар җыры», да и не купишь их, потому что он поднял цены. Кроме того, он раздел девушек, есть у него и другие недостатки, но могли бы все-таки спросить.
Подготовил Альфред Мухаметрахимов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.