Два дня подряд ГСО РТ под руководством Александра Сладковского удивлял столичную публику Два дня подряд ГСО РТ под руководством Александра Сладковского удивлял столичную публику

ДВА ШТРАУСА

В Большом зале консерватории ГСО РТ представил программу, в которой красиво скрестил двух Штраусов — Иоганна и Рихарда. Король венского вальса и композитор-модернист дружелюбно встретились на общей симфонической территории, маркируемой оркестром Александра Сладковского с подчеркнутой классичностью в опусах Иоганна Штрауса и до истомы изысканной инструментальной пряностью в опусах Рихарда Штрауса. Увертюру к оперетте «Летучая мышь», вальс «На прекрасном голубом Дунае», две польки — Рizzicato плюс «Гром и молния», а под конец первого отделения «Императорский вальс» представили оркестр Татарстана плоть от плоти продолжателем традиции легендарного Венского филармонического оркестра, чей эталон вальсовости не меркнет и не теряет свежести более полутора веков.

После антракта, ловко поиграв симфоническими мускулами в поэме Рихарда Штрауса «Дон Жуан», татарстанский оркестр рекомендовался знатоком эпохи модерна, грациозно, но в то же время, не боясь усложнений, преображавшей классический музыкальный профиль Вены. В Большой сюите вальсов из оперы «Кавалер розы» валторновая группа оркестра предстала в количестве 8 человек, а звуковое повествование стало захватывать иллюзией прелестной пространственно-цветовой неодномерности, балансированием между тучными включениями групп и каллиграфией тонких параллелей, вроде «дуэтов» флейты с челестой или тубы с тромбоном. Слушателям требовалось лишь неотрывно следить за невероятной канвой симфонического мышления Рихарда Штрауса, одарившего эту музыку мерцающей красотой и точеной силуэтностью «золотого века» европейского симфонизма. Сыгранным на бис «Танцем семи покрывал» из оперы «Саломея» ГСО РТ растопил эмоции слушателей, устроивших оркестру стоячую овацию.

Филипп Копачевский Филипп Копачевский

«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» В КВАДРАТЕ

На следующий вечер в Зале Чайковского гости из Татарстана давали уже отечественную классику. После «Ромео и Джульетты» Чайковского его же Первый фортепианный концерт с 26-летним солистом Филиппом Копачевским прозвучал небывалым свидетельством того, как изящный тон рояля может изменить имперскую громокипучесть этой музыки, предложив взамен нее почти шопеновскую грацию и созерцательность. Сенсацией стала вторая часть концерта. Звук струнных в ней, не поднимаясь выше трех piano, стелился тонким и ровным слоем, расщепляя жиры «концертного пианизма» и возвращая кабинетному сочинительству Петра Ильича Чайковского ту хрупкость уединения, от которой захватывало дух. В альянсе с солистом оркестр чаровал не массивностью, а полетным реагированием на малейшее движение мыслей, с миражной скоростью заполнявших пространство сцены с кудесничающими музыкантами.

Зато сюита из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» слушалась, как будто смотрелась. Народные сцены и бал у Капулетти, драки и смерть Тибальда, Танец рыцарей и Джульетта-девочка — все представало в симфонически объемном качестве и с той театральной бескомпромиссностью, которая актуализировала трагедию Шекспира, словно даже как-то оторвав потрясающего значения музыку Прокофьева от балета, для которого эта музыка написана. После нависшей над залом последней ноты флейты piccolo какое-то время держалась мертвая тишина. Аплодисменты разгорались постепенно. Со сцены москвичи провожали оркестр Татарстана стоя.

.

ЕВРОПЕИЗИРОВАННЫЙ ТАТАРСТАН

Только что вернувшись из европейского тура со стратегически важным выходом на сцену венского зала «Музикферайн», Москве оркестр Татарстана явился отнюдь не экзотическим волжским гостем, а коллективом, по праву претендующим на место в европейском топе. Благородный звук, грациозная пластика и породистая выделка не оставили сомнений в новейшей репутации коллектива, умеющего так легко и непринужденно вынимать из симфонического наследия залежи неявных и от того только еще более драгоценных сокровищ.

В марте 2015 года ГСО РТ там же на площади Маяковского играл Четвертую симфонию Чайковского, после которой публика уходила со словами: «Москва отдыхает!» Теперь стало ясно: на фоне мастеровитого, созревшего, почувствовавшего азарт коллектива Сладковского «отдыхает» не только Москва. Как бетховенские симфонии надо слушать у Венских филармоников с Кристианом Тилеманом, так русскую музыку теперь надо слушать в новейших версиях от ГСО РТ. Качество этого оркестра всего за 6 лет руководства Сладковским доведено им до раритетного уровня, напоминающего громкие стартапы Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра. Что ж, Казани стать симфоническим хедлайнером после Петербурга хоть и несколько неожиданно, но почетно. Время, вступившее в фазу пересмотра кумиров, свежайшему симфоническому тренду под европеизированным названием «татарские симфоники», похоже, благоволит.