В толпе дефилирующих по фойе были замечены множество уважаемых людей, в том числе генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов В толпе дефилирующих по фойе были замечены множество уважаемых людей, в том числе генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов

«ТАТАРСКИЙ ТЕАТР СОЗДАН НАРОДОМ, А НЕ ИМПЕРАТОРОМ»

Кто из первых лиц республики посетит вечер, посвященный 110-летию театра им. Камала? Пожалуй, что именно так формулировалась главная интрига дня для самого коллектива-юбиляра. В театре долгое время рассчитывали на Рустама Минниханова, но накануне на официальном портале Татарстана появилась информация, что это будет спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. В результате же самым высокопоставленным лицом на мероприятии оказался государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, который еще в 1987 году был среди тех официальных лиц, которые открывали здание по адресу улица Татарстан, 1. Да и сейчас, как оказалось, он знает и помнит большинство артистов в лицо и по именам. Госсоветник появился в театре минут за 15 до начала торжества, решив пообщаться за кулисами с главным режиссером Фаридом Бикчантаевым.

Вообще же в зале, а также в толпе дефилирующих по фойе были замечены министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин, председатель совбеза РТ Айрат Шафигуллин, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов, генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов и еще множество уважаемых людей.

Не секрет, что для многих представителей национальной творческой интеллигенции, например, таких как главный редактор газеты «Шәһри Казан» Гульнары Сабировой, само словосочетание «Камал театры» является синонимом понятия «театр». «Когда мы собираемся с друзьями и говорим, мол, а давайте сходим в театр, у нас даже не возникает вопроса, куда пойти. Только в Камаловский. Не потому, что здесь артисты самые талантливые, репертуар такой богатый, а здесь дух татарский. Начиная со входа тебя встречают на родном языке, и это создает приятную атмосферу», — рассказала «БИЗНЕС Online» Сабирова. Хороший был настрой и у председателя союза писателей РТ, драматурга Данила Салихова: «Когда по всей стране закрываются театры, в Татарстане они открываются, например в Атне, Буинске. Татары любят театр, живут театром, пусть в Камаловском будет много отличных постановок. И неважно чьих — моих, Мансура Гилязова или Зульфата Хакима — дело не в этом, пусть ставят сильные, хорошие произведения».

.

В фойе можно было встретить и коллег камаловцев из других театров. Так, актеры театра им. Тинчурина Зуфар Харисов и Исламия Махмутова не считают своих «старших братьев» конкурентами, мол, гены у нас общие. «Мы ведь их дети, вышедшие из их коллектива», — говорят они в унисон. Харисов шутит: «В 1933 году камаловцам надоело ездить по деревням, совхозам и колхозам, и они создали наш театр, который тогда назывался передвижным». А Махмутова добавляет, что это не просто юбилей одного из театральных коллективов, а всего татарского театра.

Царь и бог русского драматического театра им. Качалова Александр Славутский обозначает юбиляров тремя словами — коллеги, соседи, друзья, но добавляет: «Мы у них не учимся, а идем параллельно». Но у камаловской легенды и радетеля за все национальное, 76-летнего актера Азгара Шакирова, есть свой взгляд на различия в развитии русского и татарского театров. «Знаешь, сынок, как родился русский театр и татарский? — сказал он, обращаясь к нашему корреспонденту. — Полуголодные ученики медресе его создают. Не было даже постоянной сцены. А русский театр по указу императора в 1746 году, дали здание в Санкт-Петербурге и Москве. Русским артистам говорили: вот, идет наше достояние. А нашим: смотри, идет шут, бесстыдник, он нормальную работу не мог найти. Его проклинали родные и близкие. Поэтому татарский театр создан народом, а не императором».

Представитель другого поколения в театре, драматург и режиссер Ильгиз Зайниев, в свою очередь уверен, что за 110 лет если сам театр если и менялся, то фундамент остался прежним: «Посмотрите, на данный момент в театре идут репетиции спектаклей по пьесе Ильдара Юзеева, по творчеству Хасана Туфана и Туфана Миннуллина...» Молодой и талантливый Зайниев имеет в виду преемственность и приверженность татарской драматургии.

Все первое отделение показывали фрагменты лучших спектаклей — от «Голубой шали», до «Банкрота» и «Дон Жуана» Все первое отделение показывали фрагменты лучших спектаклей — от «Голубой шали» до «Банкрота» и «Дон Жуана»

РЕВЕРАНС ОТ ГОССОВЕТНИКА РТ

Сам торжественный вечер предсказуемо начался с экскурса в историю. Артисты со сцены рассказали зрителю, как 22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви». Поведали о том, как оренбургский учитель Ильяс Кудашев-Ашказарский основал труппу «Сайяр», про советские и постперестроечные годы работы Камаловского театра...После этого все первое отделение показывали фрагменты лучших спектаклей — от «Голубой шали» до «Банкрота» и «Дон Жуана». Когда в сцене из спектакля «Запоздалое лето» к Наиле Гараевой пришли местные аксакалы — Шакиров, Равиль Шарафиев, Ринат Тазетдинов и Наиль Дунаев, зал аплодировал стоя. Были и грустные моменты, когда на экране показывали ушедших в мир иной театральных деятелей.

Когда в сцене из спектакля «Запоздалое лето» к Наиле Гараевой пришли местные аксакалы — Азгар Шакиров, Равиль Шарафиев, Ринат Тазетдинов и Наиль Дунаев, зал аплодировал стоя Когда в сцене из спектакля «Запоздалое лето» к Наиле Гараевой пришли местные аксакалы — Азгар Шакиров, Равиль Шарафиев, Ринат Тазетдинов и Наиль Дунаев, зал аплодировал стоя

Впрочем, это будет несколько позже. До этого на сцену позвали всю труппу, а затем туда же поднялся Шаймиев. Хотя все «поздравлялки» были запланированы после антракта, как признался позже сам Минтимер Шарипович, он торопился к супруге Сакине Шакировне и договорился с Бикчантаевым, что уйдет после первого отделения. А последний сразу же срежиссировал действо, дескать, можете уйти, не спускаясь в зрительный зал, через сцену. Так в дальнейшем и произошло.

.

Подойдя к микрофону, первый президент Татарстана сказал, что он низко кланяется актерам и извиняется перед ними. «В последнее время мы с Сакиной не могли посетить премьеры, в голову разные мысли приходили: а что зрители подумают? Я, когда меня пригласил сюда Фарид [Бикчантаев], потом посоветовал пойти и наш министр Сибагатуллин, очень удивился: мы ведь вроде недавно 100-летие праздновали. Сегодня я с восхищением сидел и смотрел на этот праздник, очень нравится». Рассказав о своем отношении к театру, Шаймиев обратился к его главному режиссеру: «Тебе, Фарид, не будет легко, потому что перед глазами стоит история театра, 36 лет главным режиссером работал Марсель Салимжанов, его память нам дорога, прошло 5 лет со дня смерти Туфана Миннуллина, будет нелегко работать. Молодым актерам хочется пожелать больше ролей, драматурги должны писать хорошие пьесы. Я восхищен Ильгизом Зайниевым, сам пишет, сам ставит. Артисты хорошо играют, и дальше продолжайте в таком духе».

Шаймиев передал привет от президента Минниханова, а затем отдельно поздравил актрису Данию Нуруллину с прошедшим юбилеем. «Я сидел и смотрел по телевизору ваше интервью, как вы там рассказывали про себя, так вы волновались, чуть слезы не наворачивались, что и мне передалось это. Сакина даже сказала, мол, это твоя бывшая, раз так расчувствовался». Порассуждав о роли театра и пожелав труппе успехов, Шаймиев приступил к награждениям. А вручая медаль музыканту местного оркестра, даже совершил перед ней реверанс. Тут закрылся занавес, и объявили перерыв.

Минтимер Шаймиев передал привет от президента Минниханова, а затем отдельно поздравил актрису Данию Нуруллину с прошедшим юбилеем Минтимер Шаймиев передал привет от президента Минниханова, а затем отдельно поздравил актрису Данию Нуруллину с прошедшим юбилеем

ЧЕРНЫЙ ЮМОР ОТ РАВИЛЯ ШАРАФИЕВА

Уже во второй, поздравительной части торжества, певец Салават Фатхетдинов вместе со своим верным оруженосцем-баянистом Альфредом Якшимбетовым спел песню, посвященную ушедшим мастерам искусств. Но началась она с выступления камерного оркестра La Primavera Рустема Абязова, после чего пошли поздравления.

Для юбиляров не только не жалели слов, но и щедро одаривали. Например, коллеги из Башкирского театра драмы имени Гафури презентовали Бикчантаеву и директору Камаловского театра Ильфиру Якупову национальную зимнюю меховую шапку с хвостиком, шкурки лис и башкирский мед в трехлитровой банке, а вот чувашские артисты презентовали женский головной убор. Упомянутый выше Славутский признался, что долго не мог выбрать презент, но в итоге остановился на «русском подарке». Его артисты вынесли на подносе рюмку водки и соленый огурец в компании 12-литровой бутылки с «шайтан-водой». Тут же Равиль Шарафиев позволил себе минутку черного юмора и поинтересовался: а не «боярышник» ли там? И даже понюхал содержание рюмки, которую шустро осушил сам Славутский, сказав, что его знают как «хронически непьющего человека», а вот за юбиляров и выпить не грех.

Затем шли видеопоздравления от театральных знаменитостей. Питерский МДТ подарил огромную бутыль с шампанским, на этикетке которой был написан весь репертуар ТГАТ им. Камала, а его художественный руководитель, великий Лев Додин, рассказал в видеообращении о тоске по Казани: «Будем ждать встречи, вас — у нас, нас — у вас, второе для меня, честно говоря, даже предпочтительней». Председатель союза театральных деятелей РФ Александр Калягин сообщил, что именно татарка стала первой из мусульманок, вышедшей играть на сцене.

О презенте от Ильсура Метшина рассказала вице-мэр Казани Евгения Лодвигова, которая, по ее словам, посмотрев первое отделение, пожалела о двух вещах: «Здесь редко бываю и то, что я не знаю татарского языка». После этого она объявила, что театр имени Камала внесен в книгу почета Казани — высшую награду города.

Выступления чередовались одно за другим, мероприятие затянулось. В 11 вечера, судя по плану, оставалось еще пять выступающих, а зал, переполненный в первом отделении, заметно поредел. В свою очередь корреспонденту «БИЗНЕС Online», хоть и потихоньку засыпавшему, все равно хотелось искренно сказать: с юбилеем, любимый театр!